открытый НОД по познавательному развитию "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Билалова Эльмира Магомедшапиевна

открытый НОД по познавательному развитию "Воздух и его свойства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»

Познавательное развитие в старшей группе «Василек»

Тема: «Воздух и его свойства».

Воспитатели:  Билалова Э. М.

Ширяева А.Е.

Пыть-Ях

2023г

Дата:

Цель: формировать познавательную активность.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». 

Задачи:

Обучающие
- упражнять в наблюдательности за окружающей средой 
- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах
- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
- продолжать закреплять навыки проведения опытов. 

Развивающие
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 
- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. 
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные
- воспитывать интерес к экспериментированию, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно 
- воспитывать отзывчивость, уважение к своим товарищам. 
Приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей. 

Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Оборудование и материалы: фартуки, шапочки, столы, письмо,  полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, , коктейльные трубочки, маленькие контейнеры с чесноком, с цедрой апельсина.

Предварительная работа: Беседа о воздухе.

Этапы

Содержание.

Центры активности

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

РППС

Организационный момент

Приветствие.

Место группового сбора.

Утреннее приветствие

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.

 Скажем нашим гостям: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Я рада всех видеть в хорошем настроении, и хочу, чтобы оно длилось до самого вечера. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся.

Мы веселые ребятамыребята дошколята

Никого не обижаем, как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо, будет радостно и светло.

Ребята, гости хотят посмотреть, что вы умеете делать и чем вы занимаетесь в детском саду.

Входят дети,становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу,  приветствуют гостей и друг друга.

Ноутбук, музыка.

Вводная часть. Подведение к теме НОД

Первый слайд 1 (шар)

Сюрпризный момент.

Место группового сбора.

Воспитатель открывает коробку

Ребята, захожу утром в группу и вижу письмо лежит. Интересно от кого это письмо? Давайте его прочтем. Хотите послушать?

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Любознайка, я живу на далекой планете. Недавно я узнал, что люди дышат воздухом, а на нашей планете его нет. Мне захотелось посмотреть, как этот воздух выглядит, я смотрел в телескоп, но его не увидел. Расскажите мне какой он?»

Ну, что же ребята, вы наверное уже догадались что мы сегодня будем исследовать?

обнаруживают письмо,отвечают на вопросы,

Конверт с письмом

Основная часть

Рефлексия

Место группового сбора.

Опыт №1 Опыт

«Поймай невидимку» 

Опыт №2 «Воздух в человеке»

Физкультминутка

Опыт № 3

 «Воздух не имеет запаха»

Поможем Любознайке узнать все о воздухе? Наше сегодняшнее  занятие мы начнем с необычного задания. Я предлагаю вам на короткое время зажать нос и постараться не дышать ртом. Как вы себя почувствовали?

Правильно, плохо, не чем дышать.

Ответьте пожалуйста на мой вопрос чем мы дышим?

Правильно ребята! Все люди и животные,птицы и насекомые на нашей планете дышат воздухом. Воздух для нас очень важен. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух? Где и как его обнаружить?».

А для этого я предлагаю вам стать учеными. А скажите, как называется место где проводят исследования? Правильно!

Я приглашаю вас в нашу лабораторию «ПОЧЕМУЧКИ».

Для того, что бы наши исследования прошли безопасно, необходимо соблюдать определённые правила. Кто назовёт эти правила? (Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, брать со стола предметы можно с разрешения и только те, которые я назову, водой не брызгаться и не пить, не бросать предметы, а осторожно класть).

 Все согласны соблюдать правила?

И еще основное правило, находиться мы должны в спец. одежде.

Надеваем фартуки. Готовы! Закрываем глазки. Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.

(пройдите к столам)

Ребята, скажите пожалуйста, кто из вас, видит воздух?

Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Давайте попробуем поймать его в кулачок. Получается? Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель: Ребята что это? (пакет) Что в нём? (пустой)

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, его можно сложить в несколько раз, сложим пополам и еще раз пополам. А сейчас будем учиться ловить воздух - откроем пакет, ручки вверх и быстро опустим   вниз.  Молодцы, какие вы быстрые!

Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 

 ВЫВОД: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

     Теперь еще раз откроем пакет, ручки вверх и быстро опустим   вниз.  Теперь мы закручиваем его. Мы поймали воздух и будем его исследовать.

Узнаем его цвет. Посмотрите через пакет на наших гостей. Вы увидели их? А раз увидели гостей через пакет, что можно сказать про цвет воздуха? Воздух прозрачный, не имеет цвета.

Проверим… Мы ответили верно! Молодцы!

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод:  ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!  Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали! 
Посмотрели, и на волю отпустили!

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вот мы и справились с 1 опытом.

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5сек..
Воспитатель: Интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. 

Воздух находиться везде и во всём что нас окружает, в том числе и в нас. Сейчас мы это и проверим!

Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? В воде появляются пузырьки.

Правильно! Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.  А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в человеке есть воздух! Мы им дышим! Человек не может жить без воздуха.

Ну, мои маленькие ученные настало время поразмяться.

Физкультминутка: 
Коль с водой имеем дело,
(показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) 
Рукава засучим смело  
(засучиваем рукава
Пролил воду - не беда (
руки на пояс, покачать головой) 
Тряпка под рукой всегда  (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу
Фартук - друг. Он нам помог (
провести ладонями от шеи до колен
И никто здесь не промок (
руки на пояс, повороты головы в стороны
Ты работу завершил? Все на место положил? (
шаг на месте). 

Продолжаем наши исследования!

А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

 Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами).

Предлагаю в этом убедиться.

В контейнерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. (Дети определяют)

Какой мы можем сделать вывод?

В 3 баночке был воздух и больше ничего, поэтому она ничем не пахла.

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Пахнут предметы которые лежали в баночках. Чистый воздух не имеет запаха, но может запахи передавать. Молодцы!

 На этом наша  Чудесная лаборатория закрывается, пришла пора возвращаться в детский сад. Встанем потихонечку, закроем глаза и посчитаем от 1 до 5.

Вокруг себя обернемся,

немного пройдёмся

и в детский сад вернёмся.

Дорогие ученные, мы провели огромную работу по исследованию свойства воздуха и много о нем узнали. Вам понравилось быть ученными? Какой опыт вам понравился больше всего?

Я считаю, что мы рассказали Любознайке о воздухе все, что сами узнали из наших опытов. Предлагаю собрать все эти картинки, упаковать и  по почте отправить Любознайке.

За ваши труды мы вас награждаем мыльными пузырями. Пришло время попрощаться.

До свидания!

Активизируется мыслительная деятельность,  отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в диалоге, принимают задание,

Надевают одежду

Ответы детей

Дети садятся за столы выполняют задания

Ответы детей

Вывод (делают дети

Дети выполняют движения соответственно словам

Дети берут трубочки ставят их в стакан с водой и дуют в них

Дети выполняют движения соответственно словам

Ответы детей

Дети определяют

Дети считают вместе с воспитателем

Дети выходят из за столов, снимают фартуки и шапки и становятся полукругом

Ответы детей

Прощаются и выходят в приемную.

На столах лежат карточки на  которых изображены: рот, нос, руки, глаза,

 полиэтиленовый пакет

Трубочки для коктейлей и стаканчики с водой.

маленькие контейнеры с чесноком, с цедрой апельсина и пустой

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) 
Рукава засучим смело  
(засучиваем рукава
Пролил воду - не беда (
руки на пояс, покачать головой) 
Тряпка под рукой всегда  (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу
Фартук - друг. Он нам помог (
провести ладонями от шеи до колен
И никто здесь не промок (
руки на пояс, повороты головы в стороны
Ты работу завершил? Все на место положил? (
шаг на месте). 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Ход занятия:I Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете о чем мы сегодня поговорим.Она и в озере, и в лужице, она снежинкою над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она в рече...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать речь, мышление...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Вода и ее свойства»

Ход занятия.Цель: совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах, формах и видах воды;- развивать ре...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....

Открытая НОД по познавательному развитию "Свойства воды"

Открытая НОД по познавательному развитию "Свойства воды" для 1 мл.гр. Здесь, с помощью опытов, дети узнают, что вода не имеет цвета, запаха и вкуса....

Открытое занятие по познавательно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ в подготовительной школе группе «Удивительные свойства света»

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции....