опытно - экспериментальная деятельность "Волшебница Вода"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Горячева Юлия

МАДОУ МИХНЕВСКИЙ  Д/С «Цветик - семицветик»

                         

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «КОЛОБОК» НА ТЕМУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Волшебница вода».

(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе)

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .

2.Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода) .

3.Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Демонстрационный материал: письмо, набор цифр, глобус.

Раздаточный материал:

одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.

Подготовительная работа:

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, изучение свойств воды.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Вос-ль.

  1. Эмоциональная настройка детей.

Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы в кругу опять

Дружно будем мы играть.

 

Ход ООД

Стук в дверь. Принесли письмо.

Вос-ль.

 Это письмо от ребят из младшей группы. Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода).

Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».

Вос-ль. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)

Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса:

Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?

Полет проходит во втором месяце осени. Какой это месяц?

А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)

Вос-ль. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места.

Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт).

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус). Что такое Земля? (планета, шар). Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды).

Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода.

Вос-ль. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) .Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька»«Капитошка» и лаборатория «Росинка».

Сегодня нам надо их будет посетить и проделать опыты.

Воспитатель  читает задание на карточке.

Опыт 1 Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.

(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте. Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)

Опыт. №2 Проверяем, как разные материалы пропускают воду

Вос-ль: Ребята, представьте, что вы попали под дождь, а зонтика с собой не оказалось. Зато в сумке прихвачена масса разных вещей: тетрадка, бумажные салфетки, целлофановый пакет, носовой платок, лист картона. Что из этого можно было бы использовать, чтобы защититься от дождя? Вам понадобятся:

  • целлофановый пакет,
  • кусочек ткани,
  • лист бумаги,
  • лист картона,
  • бумажная салфетка.

Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)

 

Физкульминутка

Предлагаю вам игру «Рыбаки и рыбки».

Перед началом игры нужно выбрать двух водящих сделать можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки. Они «невод». Остальные ребята-рыбки.

«Невод» стоит на месте, подняв руки как воротца. «Рыбки» берутся хороводом за руки и проходят под воротцами. При этом говорят:

Рыбки по морю гуляют,

Рыбки хвостиком виляют.

Осторожно берегись!

На крючок не попадись!

Как только произносят последнее слово, «невод» опускает руки. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «неводу». Играют до двух последних «рыбок».

Проводится игра.

Воспитатель: отдохнули? Тогда продолжим.

Подводим итоги, делаем выводы.

Опыт №3  «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Вос-ль и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

 

Вос-ль. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами. А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение—«носить воду в решете»! Вот вода. Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. 

А потом попробовать проделать то же самое со  льдом. Дети своими глазами увидят, что лед останется в сите, а заодно и поймут, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

(Дети пробуют, ищут решение.)

Вос-ль. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там  где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.

Вос-ль. Ребята, мы с вами путешествовали недолго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы(ответы детей). Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_opyty.docx220.99 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МИХНЕВСКИЙ  Д/С «Цветик - семицветик»

                         

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «КОЛОБОК» НА ТЕМУ

http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/mdou63/SiteAssets/DocLib37/%D0%93%D0%A0%D0%A3%D0%9F%D0%9F%D0%90%20%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%93%D0%9E%20%D0%92%D0%9E%D0%97%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%90/IMG-bc90afa54e3d488fc20f1fc90f187a01-V.jpg

ПОДГОТОВИЛ И

 ПРОВЕЛ ВОСПИТАТЕЛЬ:

ГОРЯЧЕВА Ю.Н.

 «Волшебница вода».

(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе)

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .

2.Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода) .

3.Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Демонстрационный материал: письмо, набор цифр, глобус.

Раздаточный материал:

одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.

Подготовительная работа:

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, изучение свойств воды.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Вос-ль.

  1. Эмоциональная настройка детей.

Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы в кругу опять

Дружно будем мы играть.

Ход ООД

Стук в дверь. Принесли письмо.

Вос-ль.

 Это письмо от ребят из младшей группы. Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода).

Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».

Вос-ль. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)

Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса:

Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?

Полет проходит во втором месяце осени. Какой это месяц?

А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)

Вос-ль. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места.

Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт).

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус). Что такое Земля? (планета, шар). Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды).

Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода.

Вос-ль. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) .Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька»«Капитошка» и лаборатория «Росинка».

Сегодня нам надо их будет посетить и проделать опыты.

Воспитатель  читает задание на карточке.

Опыт 1 Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.

(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте. Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)

Опыт. №2 Проверяем, как разные материалы пропускают воду

Вос-ль: Ребята, представьте, что вы попали под дождь, а зонтика с собой не оказалось. Зато в сумке прихвачена масса разных вещей: тетрадка, бумажные салфетки, целлофановый пакет, носовой платок, лист картона. Что из этого можно было бы использовать, чтобы защититься от дождя? Вам понадобятся:

  • целлофановый пакет,
  • кусочек ткани,
  • лист бумаги,
  • лист картона,
  • бумажная салфетка.

Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)

Физкульминутка

Предлагаю вам игру «Рыбаки и рыбки».

Перед началом игры нужно выбрать двух водящих сделать можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки. Они «невод». Остальные ребята-рыбки.

«Невод» стоит на месте, подняв руки как воротца. «Рыбки» берутся хороводом за руки и проходят под воротцами. При этом говорят:

Рыбки по морю гуляют,

Рыбки хвостиком виляют.

Осторожно берегись!

На крючок не попадись!

Как только произносят последнее слово, «невод» опускает руки. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «неводу». Играют до двух последних «рыбок».

Проводится игра.

Воспитатель: отдохнули? Тогда продолжим.

Подводим итоги, делаем выводы.

Опыт №3  «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Вос-ль и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Вос-ль. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами. А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение—«носить воду в решете»! Вот вода. Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. 

А потом попробовать проделать то же самое со  льдом. Дети своими глазами увидят, что лед останется в сите, а заодно и поймут, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

(Дети пробуют, ищут решение.)

Вос-ль. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там  где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.

Вос-ль. Ребята, мы с вами путешествовали недолго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы(ответы детей). Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект во 2 младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Водичка»

Конспект во 2 младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Водичка»...

Опытно-экспериментальная деятельность: "Вода и её свойства"

экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста способствует активному познанию окружающего мира, проявлению исследовательской активности,овладению способами практического взаимодействия с о...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Водичка"

Цели:- Формировать у детей представления о физических свойствах воды.                - Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами (прозрачная,...

Конспект опытно- экспериментальной деятельности "Водичка, водичка"

Конспект опытно - экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-волшебница» в форме интеллектуальной игры-викторины «Вопрос на засыпку» (Подготовительная к школе группа)

Систематизировать, расширить и углубить знания о свойствах воды в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности"Вода и ее свойства"

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности"Вода и ее свойства"...

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-источник жизни».

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на на...