ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гизатулина Вероника Валерьевна

Введение

С познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

Цель: развитие познавательной активности и способностей дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательные: расширять и обогащать представления детей о растениях, их свойствах через экспериментирование.
  • Развивающие:
    • способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими пособиями, природным материалом.
    • Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность, умению самостоятельно делать выводы, гипотезы.
    • Поддерживать самостоятельную познавательную активность дошкольников.
    • Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
    • Воспитывать бережное отношение к растениям.

 

 

Методы и приемы:

  • Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа.
  • Наглядный метод: показ.
  • Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.

 

Предварительная работа:

Беседа с детьми о растениях.

Чтение стихотворения Н. Нищева «В нашей группе на окне».

Чтение рассказа А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»

Рассматривание энциклопедий о комнатных растениях.

Оборудование: лейкопластырь, стаканчики с водой и землей.

 

Ход занятия:

Вводная (информационно-познавательная) часть.

Послушайте стихотворение:

Сад зеленый на окошке

Средь зимы у нас растет,

Посмотрите – это крошки,

Вон гигант большой растет.

Как нежны у них цветы

Стебли чудной красоты.

 

- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).

- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее. (корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Для чего нужен растению корень?

- Стебель?

- Листья?

- Цветок?

- Плод?

Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.

(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).

- Как называются некоторые растения в простонародье? (зигокактус – «декабрист»; герань; глоксиния, фикус).

- Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, свисающие, вьющиеся).

- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус); с вьющимся (циссус); со свисающим (декабрист).

- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?

- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?

- У какого растения самые большие листья (фикус)? Приложение 1

- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.

ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».

После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:

- Итак, мы превращаемся в ученых.

 

Опыт 1.

 Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Каланхоэ, кто опишет его? (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды). Приложение 2

- Давайте сделаем вывод из опыта. Дети делают вывод: растение дышит.

Опыт 2.

Давайте сейчас проверим, что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3

 

 

Опыт 3.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Дети делают вывод, что растение ищет свет. Приложение 4

 

 

Опыт 4.

Воспитатель предлагает детям посадить черенки герани в воду и в почву. И посмотреть, где быстрее появятся корни. Вывод: Корни появились быстрее в воде. Их больше. Приложение 5

 

Рефлексия.

- Ребята вам понравилось проводить опыты?

-Расскажите, что мы сегодня хотим узнать о растениях?

-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими учеными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты с растениями»

Введение

С познавательно-исследовательской деятельностью необходимо углубленно знакомить дошкольника подготовительной группы. Воспитание гуманного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

Цель: развитие познавательной активности и способностей дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательные: расширять и обогащать представления детей о растениях, их свойствах через экспериментирование.
  • Развивающие:
  • способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими пособиями, природным материалом.
  • Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность, умению самостоятельно делать выводы, гипотезы.
  • Поддерживать самостоятельную познавательную активность дошкольников.
  • Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы и приемы:

  • Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа.
  • Наглядный метод: показ.
  • Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о растениях.

Чтение стихотворения Н. Нищева «В нашей группе на окне».

Чтение рассказа А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?»

Рассматривание энциклопедий о комнатных растениях.

Оборудование: лейкопластырь, стаканчики с водой и землей.

Ход занятия:

Вводная (информационно-познавательная) часть.

Послушайте стихотворение:

Сад зеленый на окошке

Средь зимы у нас растет,

Посмотрите – это крошки,

Вон гигант большой растет.

Как нежны у них цветы

Стебли чудной красоты.

- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).

- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия, в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее. (корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Для чего нужен растению корень?

- Стебель?

- Листья?

- Цветок?

- Плод?

Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.

(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).

- Как называются некоторые растения в простонародье? (зигокактус – «декабрист»; герань; глоксиния, фикус).

- Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, свисающие, вьющиеся).

- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус); с вьющимся (циссус); со свисающим (декабрист).

- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?

- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?

- У какого растения самые большие листья (фикус)? Приложение 1

- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.

ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».

После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:

- Итак, мы превращаемся в ученых.

Опыт 1.

 Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Каланхоэ, кто опишет его? (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды). Приложение 2

- Давайте сделаем вывод из опыта. Дети делают вывод: растение дышит.

Опыт 2.

Давайте сейчас проверим, что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3

Опыт 3.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Дети делают вывод, что растение ищет свет. Приложение 4

Опыт 4.

Воспитатель предлагает детям посадить черенки герани в воду и в почву. И посмотреть, где быстрее появятся корни. Вывод: Корни появились быстрее в воде. Их больше. Приложение 5

Рефлексия.

- Ребята вам понравилось проводить опыты?

-Расскажите, что мы сегодня хотим узнать о растениях?

-Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Задачи:1. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар)...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Цель. Способствовать развитию у детей познавательной активности и любознаткльности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух» Опыты и эксперименты .

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Программное содержание:- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;- развив...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Что необходимо для роста и развития растения» Прежде чем давать знания, надонаучить думать, воспринимать, наблюдать....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Разноцветные растения» в старшей группе

Занятие предназначено для детей 5-6 лет ( старшая группа) Цель занятия в игровой форме дать представления о том как питаются растенияЦель: Дать детям элементарные представления о питании растений. Под...