«Воспитание у дошкольников любви к природе посредством русских народных игр»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Короткова Дина Ивановна

Мир детства немыслим без игры. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна она была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Западно - Сибирская железная дорога-

филиала открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Частное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад № 186 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

«Воспитание у дошкольников любви к природе посредством русских народных игр»

                                                          Воспитатель: Короткова Д.И.

Омск 2023г.

Мир детства немыслим без игры. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна она была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага. К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей поглотили повседневные проблемы. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Детский мир не может существовать отдельно от мира взрослых. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей, как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), так и в детском саду (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз). А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость природы, окружающего мира и себя в нём, и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его общего развития и экологического воспитания в частности.

Жизнь человека в старину была более тесно связана с природой. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта и жить в достатке, или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов.

Дети в стремлении подражать взрослым изображали их работу в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Русские народные подвижные игры – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В них свои «учебные предметы». Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая детей через игры. В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Они отражают опыт отношения к природе; в старину человек отличался поклонением силам природы, уважительным отношением к животным и растениям. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непрерывную образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.). Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

В своей работе по ознакомлению детей с окружающим миром через русские народные подвижные игры мы руководствуемся основными принципами дошкольного образования, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте. (ФГОС)

 Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Нами используются такие методы и приёмы обучения русской народной подвижной игры:

1. Наглядные:

-Наблюдение;

-Демонстрации (показ способа действий, картин, иллюстраций);

 2. Словесные:

-Объяснение;

-Рассказ;

3. Игровые;

4. Соревновательные.

Для младшего возраста выбираются наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью.

 Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Котенька-коток», «Пчёлки и ласточка».

Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми используются маски, элементы одежды, иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок...», «Как у нашего кота». Педагоги стараются организовать игру живо, весело.

Основными методами знакомства с русской народной подвижной игрой были наглядные, словесные, игровые.

В средней группе вводится понятие «водящий». На роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий – важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время.

Водящего может назначать:

• воспитатель (при этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу);

• участники игры (этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справиться с задачей игры);

• персонаж.

Действия водящего заключается в легком касании рукой убегающего, нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия. Выбор водящего чаще всего происходит с помощью считалки.

Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с юмором. Считалка помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Участники – встают в круг. Один в середине – громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и водит.

– Заяц белый, куда бегал?

– В лес дубовый.

 – Что там делал?

– Лыко драл.

– Куда клал?

 – Под колоду.

 – Кто брал?

– Родион.

 – Выйди вон!

 – Ехала белка не тележке,

– Продавала всем орешки.

– Кому два, кому три,

– Выходи из круга ты!

В старшем дошкольном возрасте происходит знакомство с новыми способами выбора водящего: зазывалки, жеребьевки, угады, сговоры.

Зазывалки

Зазывалки использовались как зачин, призывающий

потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Или:

 Собирайся народ,

 Кто в прятки играть идёт?

 Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.

Тай-тай, налетай

Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения.

Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Ниточка или иголочка?»

Чтобы определить, кому начинать игру, можно также «коваться» (мериться на палке). Для этого берут палку или веревку, и один игрок захватывает конец, рядом берется другой, затем третий и т. д. Кто захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.

 Если игра требует разделения на команды, используется сговор (уговор, подбор). Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Сговоры бывают разные:

Что возьмешь:

«Наливное яблочко или золотое блюдечко?»

«Медведя лохматого или козла рогатого»

«Из речки ерша или из леса ежа»

 «Таракана усатого или тигрёнка полосатого»

Существуют и другие жеребьевки – угады.

 Например: по количеству играющих – берут палочки (соломки, бумажки). Одна из них должна быть короче или длиннее. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку – как уговорились, – тот и водит.

Чёткой классификации народных игр нет.

На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

Нас из данной классификации больше интересуют обрядовые, природные, некоторые игры с водящим и драматические русские народные игры.

Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко» и др.

«Пчелки и ласточки» (Игры на Благовещение) 

Выбирают из числа играющих ласточку. Остальные дети – пчелы. Пчелки сидят на полянке и поют: Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум, зум, зум, зум! Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой. Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.  

«Верба-вербочка» (Игры на вербное воскресенье) Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая. Не расти, верба, во ржи, Расти, верба, на меже. Как во городе царевна Посреди круга стоит, Ее ветер не берет, Канарейка гнездо вьет. Канарейка – Машенька, Соловейка – Ванечка. Люди спросят: «Кто такой?» «Ваня, – скажет, – милый мой»

«Солнышко-вёдрышко» (игры на Пасху) 

Гори солнце ярче, летом будет жарче. А зима теплее, а весна милее! На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

 «Венок» (Игры на Троицу) 

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

 Березка девочек кричала, к себе призывала. – Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.

– Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.

– Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.

 – Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок.

 Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Игры по отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

 «У медведя во бору» 

Игру проводят на любой площадке или в парке.

Количество детей в игре не ограничено.

На одной стороне игрового поля чертят линию, которую называют – «опушка», и круг – «берлога».

Среди играющих с помощью считалки выбирают медведя, который будет сидеть в берлоге.

Дети ходят по границе опушки и имитируют сбор ягод и грибов. Медведь сидит в берлоге и делает вид, что спит. Дети подбираются все ближе к медведю и напевают песенку:

Я по опушке хожу.

Я на мишку гляжу.

Грибы ягоды беру.

 И от мишки убегу!

Мишка, мишка косолапый.

Сел на шишку своей лапой,

Мишка громко заревел.

После последней фразы, медведь выбегает из своей берлоги и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого осалил медведь, должен идти к нему в берлогу и сидеть там. Далее игра продолжается так же. После того, как всех детей медведь поймал, его меняет самый первый, кого он поймал.

Примечание: держать пойманного ребенка и волочить в «берлогу» не обязательно, он может посидеть на лавочке рядом.

«Волки и овцы» Играть можно во дворе или просторной комнате. Количество игроков не ограничено. Для проведения игры дети с помощью жеребьевки выбирают одного человека на роль пастуха и одного на роль волка, остальные дети будут играть овец. На противоположных концах игрового поля отводят площадки шириной 3-4 шага, которые будут служить «загонами». С одной стороны поля отводят небольшое место для волка и проводят там черту. Овцы всегда находятся в загоне, пастух держится вблизи стада. Как только волк крикнет пастуху: «Гони овец!», – пастух пропускает своих барашек, чтобы они успели перебежать на противоположную сторону в загон. В момент, когда дети перебегают поле, им на встречу выбегает волк и начинает всех салить. Пастух может ему помешать и попытаться защищать своих овечек. После того, как все пробежали и спрятались в загоне, те овцы, которых осалили должны пойти к волку и помочь ему ловить следующих овец. Побеждает тот, кого ни разу не поймали, и волк, который после пяти забегов поймал больше всего овец. Примечание:

1. Пойманные овцы не имеют права отказывать в помощи волку;

2. Волк не выходит из логова до тех пор, пака овцы не покинут загон;

3. Овцы, которые помогают волку, бегают, взявшись за руки, объединяясь одной большой цепочкой.

«Белки, орехи и шишки» В этой игре принимает участие любое количество игроков.

Проводить игру можно на спортивной площадке, в свободной комнате, или в спортивном зале. Для проведения игры потребуются 1 ведущий, 1 водящий и дети, которые будут выполнять роль «белок», «шишек» и «орехов». Водящий произносит: белки-шишки-орехи, и дети должны стать по три человека, взять друг друга за руки и замкнуть свой круг. После этого они договариваются  между собой, кто в их «беличьем гнезде» будет в роли «белки», «ореха» и «шишки». У водящего «гнезда» нет, и он должен его заполучить. Когда ведущий произносит: «Белки», – те дети, чья роль названа, бросаются бежать из своих гнезд в соседнее, меняясь местами с соседней белкой. Самое главное – успеть занять себе место, потому что водящий нацелен получить место в чужом гнезде. Если кто-то не успел найти себе приюта, а водящий занял чье-то место, то «белка» становится водящим, и будет искать себе место, как только произнесут следующую команду.

«Филин и пташки» Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Море волнуется», «Сижу на камушке», «Летает-не летает», «Съедобное-не съедобное»).

 «Волк-волчок» Выбирается водящий. Он стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят слова: «Волк-волчок, шерстяной бочок, через ельник бежал, в можжевельник попал, зацепился хвостом, ночевал под кустом» Дети убегают в домики.

Игра «Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное»

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего – платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

«Хромая лиса» Для проведения данной игры потребуется игровая площадка, на которой можно начертить довольно большой круг. При помощи считалочки дети выбирают водящего, который будет в роли «хромой лисы». После этого дети становятся в отчерченный для них круг, а за его пределами находится лиса. По команде лисы дети начинают бегать по кругу мимо лисы и стараться не попасть к ней в «лапы». Тем временем водящий должен пытаться схватить хотя бы одного, причем делает он это, прыгая на одной ноге. Как только «хромая лиса» осалила кого-то, она быстро забегает в круг, а тот, до кого дотронулись, становится водящим.  Игра длится до тех пор, пока все дети не перебывают в роли лисы.

Примечания: 

1. Лиса не имеет права бегать на двух ногах;

2. Лиса не может забегать в круг для того, чтобы осалить;

3. Дети не должны стоять на месте или в центре площадки. «Коршун и наседка»

Для игры потребуется как можно больше участников, из числа которых выбирают одну наседку и коршуна. В задачу коршуна входит поймать цыплят, которых защищает наседка. Цыплята выстраиваются в колонну и крепко держатся друг за друга, а первый цыпленок за курицу. В это время коршун ходит и высматривает последнего цыпленка, именно его требуется поймать. Как только он начинает нападать, курица-наседка должна защищать своего цыпленка, шипеть на обидчика и всячески преграждать ему путь. При поворотах колонна из «цыплят» должна гибко поворачиваться вслед за наседкой. Как только коршун поймал свою добычу, цыпленок выбывает из игры, коршун продолжает свою охоту дальше пока не переловит всех цыплят. После того, как всех птенцов отловили, выбирают нового коршуна. Примечание: курица-наседка не имеет права отталкивать коршуна руками; если кто-то из цыплят случайно отцепился, то коршун может его догонять и ловить.

 Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого – то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Теремок», «Идёт коза по лесу», и др.). «Огородник и воробей» 

По считалке выбирается воробей. Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг). Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом. Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

Игра «Заинька, выходи» 

Играющие, взявшись за руки, образуют большой круг. В середине – заинька, избранный считалкой.

Считалка:

 Зайчик, зайчик, где ты был?

– Я на речке хвостик мыл.

Вымыл, вымыл да упал,

 Снова хвостик замарал!

Зайка спрашивает: «А что мне надо делать?»

Ему отвечают: «Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать».

 Затем идут вокруг зайчика хороводом и поют:

– Заинька, выйди в круг.

Серенький, выйди в круг,

Скорей-скорей выйди в круг,

Скорей-скорей выйди в круг.

И показывают зайчику, как надо выходить.

Зайчик выходит на середину круга.

А хоровод продолжает:

– Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

 Туда-сюда ты пройдись,

 Туда-сюда ты пройдись.

И делают шаги, показывая, как ходят: шаги обыкновенные, но в то же время как бы торжественные, важные.

Зайчик идет по кругу, направо или налево, куда вздумается. – Заинька, повернись,

Серенький, повернись!

Вот как, вот как повернись!

Вот как, вот как повернись!

И все разнимают руки и быстро поворачиваются.

И зайчик в кругу поворачивается.

Затем:

– Заинька, топни ножкой,

 Серенький, топни ножкой!

Вот как, вот как топни ножкой!

Вот как, вот как топни ножкой!

И опять показывают.

Заинька тоже топает ножкой – и раз, и два, и три.

 – Заинька, руки в боки,

Серенький, руки в боки!

Вот как, вот как руки в боки!

Вот как, вот как руки в боки!

Сами все подбоченились: смотри, зайчик!

И зайчик тоже руки в боки.

После этого требуют:

– Заинька, поскачи,

 Серенький, поскачи!

Вот как, вот как поскачи!

Вот как, вот как поскачи!

И все скачут.

Зайчик тоже.

– Заинька, попляши,

Серенький, попляши!

Вот как, вот как попляши!

Вот как, вот как попляши!

Не отстает хоровод от зайчика:

 – Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись!

Вот как, вот как поклонись!

Вот как, вот как поклонись!

После этого запевают:

– Заинька, лапкой тронь,

Серенький, лапкой тронь!

Вот как, вот как лапкой тронь!

 Вот как, вот как лапкой тронь!

Показывают, как надо лапкой тронуть.

 Кого он тронет лапкой, тому быть новым заинькой, и вся игра начинается сначала.

Хороводная игра

 «Шел козел по лесу…»

Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.

Текст и правила игры:

Выбирают одного ведущего – «козла».

 Шёл козел по лесу,

По лесу, по лесу,

«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».

 Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.

Приглашает поклоном выбранную девочку.

«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.

– Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

Прыгают на двух ногах.

 И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону. Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

Стоя па месте, хлопают в ладоши.

 И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Топают ногами, высоко поднимая колени.

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем,

Выполняют движения бедрами – «машут хвостиками».

Ну а потом попляшем,

 Попляшем, попляшем мы!

 Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем – четыре, восемь и т. д.

Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре и природе родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви к природе и преданности к Родине.

Список литературы

1. Агамова Н.С., Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М., 1995.

2. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1965.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

5. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – М., 1995.

6. Слепцова И.С. Народные игры и их использование в воспитании // Русские народные традиции и современность. – М., 1995.

7. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...