Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Хлеб"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

расширение представлений  детей по теме "Хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.odt89.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по формированию целостной картины мира в старшей группе

по теме «Хлеб»

Задачи:

Познавательные:

  • Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;
  • Расширять представления о многообразии хлебных продуктов;
  • Обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
  • Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества;

Развивающие:

  • Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду работников сельского хозяйства.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход НОД:

1 часть: Вводная

Воспитатель:

Ребята! Послушайте загадки: 

«Вырос в поле колоском, на столе лежит куском», «Пышный, мягкий, пропеченный. подрумяненный слегка, он с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека». «Комковато. ноздревато, и губато, и горбато, и пресно, и кисло, и вкусно, и всем людям мило»( Ответ детей)

2 часть:  Основная

Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома , на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. 

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Кто знает, из чего делают хлеб?

Дети: Пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети: Тракторист.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб?

Ответ детей: Хлеборобы

Воспитатель: Правильно. Много людей - хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.

Физкультминутка «Колоски»

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю — пусть растёт оно! (присели на корточки).

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.

На машинах зерно везут на элеватор.

Это – это специальное помещение для хранения зерна. (Показ слайда с изображением элеватора) Здесь зерно очищают, проветривают. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна. – После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.

Мельница – это здание со специальными приспособлениями для размола зерна. – Для чего нужно зерно перемалывать? (Для того чтобы получилась мука ,зерно нужно смолоть.)

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Ответ детей: Мельник.

Где пекут булки, батоны? (Булки, батоны пекут в пекарне.)

Кто их печет? Ответ (Пекарь)

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.

Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом? Дети: Хлебобулочные изделия.

Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Колосок из зерна кукурузы (какой?) – кукурузный.

Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда»

Воспитатель:

Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Как много людей трудится, чтобы каждый день хлеб был у нас на столе.

3 часть: Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"

Домашние животные и птицы, их польза для людей...