Конспект занятия «История создания часов» с детьми подготовительной группы (познавательное развитие)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Акинина Наталья Васильевна

Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 332»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

___________________________________________________________________________________

443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72, e-mail: mdou332@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия «История создания часов» 

  с детьми подготовительной группы

                                        (познавательное развитие)

 

                                                                             Подготовила:   Акинина Н.В

 

 

Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.

Задачи:

Образовательные.  Познакомить детей с историей возникновения часов, расширить знания о часах (введение понятий «живые часы», современные часы, солнечные, песочные, электронные, огневые, механические часы).

 

Развивающие. Развивать исследовательский интерес, любознательность, навыки самоконтроля, творческое воображение и логическое мышление.

 

Воспитательные. Воспитывать способность и умение беречь время.

 

Материалы и оборудование:

Компьютер, телевизор для демонстрации презентации, макет солнечных часов, различные виды часов (песочные, электронные, механические), для игр «Сортировка» (пуговицы, горох, фасоль, фломастеры)

 

Ход занятия:

Часть 1 – организационная

      Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель загадывает детям загадку:

Нет ног, а ходим,

Рта нет, а скажем:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

- Как вы думаете, что это? Правильно, это часы!

 У меня для вас сюрприз (коробка с часами, играми для изучения времени).  А что в ней лежит, вы увидите немного позже.

Часть 2 – основная. Совместная образовательная деятельность  сопровождается демонстрацией различных видов часов и  иллюстраций различных видов часов.

- А что такое часы?

Часы́  — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов.

 

Воспитатель: А для чего человеку нужны часы?

 

(Ответы детей: чтобы знать, сколько сейчас время. Знать, когда просыпаться утром, идти в детский сад. Чтобы не опоздать на поезд, автобус и т.д.)

 

Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?

(Ответы детей: можно опоздать на работу, в школу, детский сад, в магазин, на день рождения и т.д.)

Если детям трудно ответить на вопрос, воспитатель начинает рассуждать вслух сам.

 

Воспитатель: Конечно, в наше время редко можно встретить человека, даже школьника, у которого не было бы часов. Где можно увидеть часы?

 

(Ответы детей: часы на городских зданиях, на улицах,  вокзалах, в каждой квартире)

 

Представить современную жизнь без часов просто невозможно. А ведь было же такое время, когда часов не было и наши предки об этом могли только мечтать.

Как вы думаете, как люди раньше жили без часов? Как определяли время?

(ответы детей)

Вы хотите узнать о том, как же появились часы?  Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Раз, два, три, вокруг себя повернись,

В далёком прошлом окажись.

 

Открывайте глаза. Вот мы с вами и попали в далекое прошлое.

 

Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие.   

Беседа в ходе просмотра презентации.

 

Слайд 1.  Живые часы.

 

Воспитатель: А вы слышали про «живые часы»? Догадайтесь, какие они могут быть?

(ответы детей)

 

Воспитатель: Вы, наверное, удивитесь, но «живые часы» вы уже видели и хорошо их знаете. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.  Узнали кто это?  Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем рассказывает, что уже наступило утро! Первый раз петух кричит, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч.

  А еще «живыми часами» весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? (ответы детей). Правильно, они поют утром. Воробей начинает чирикать в 6 утра.

 Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как?    

(ответы детей)

Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики открываются ровно в 5 утра.

 

Упражнение «Хорошо - плохо»

Как вы считаете, удобны людям такие часы? Почему? А чем неудобны?

(ответы детей: неточные…)


Воспитатель: Вы верно сказали.

Хорошо то, что живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.

Плохо то, что «живые часы» нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет. А по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать…

 

И придумал человек часы более надёжные.

 

Слайд 2. Солнечные часы

 

Воспитатель: Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Как вы думаете, как назывались такие часы?

(Ответы детей: солнечные)

Правильно, назывались такие часы солнечными.

Опыт с часами.  Дети встают со стульев и становятся вокруг стола.

На столе макет солнечных часов. С помощью фонарика предложить детям провести опыт: Солнце (включённый фонарик) движется по кругу и тень от палочки показывает время.

Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером сделать вывод: когда тень палочки длиннее — утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

Чтение стихотворения

 Я у солнышка спросила - Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило, Показало!? Вот те раз?

Но потом я догадалась! Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала, Числа, циферки - все тут!

Тень от палочки мгновенно показала мне тот час!

Только помнить нужно - север на двенадцати у нас!

Воспитатель:  Как вы думаете, всегда ли можно определить время по этим часам?

(Ответы детей: в пасмурный, дождливый, хмурый  день это сделать трудно, потому что нет солнца).

 

Дети садятся на стулья.

 

Слайд 3. Водяные часы

 

Воспитатель: Чуть позже люди придумали водяные часы, которые не зависели от солнечного света. Такие часы назывались клепсидрами. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она стекала из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки – отметки. Они показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Когда же сосуд пустел, приставленный к часам человек наполнял его снова.

 

Воспитатель: Такие часы тоже оказались не удобны для человека. В них нужно было постоянно подливать воду. А на какие часы похожи водяные часы?

(Ответы детей: На песочные).

Воспитатель: И тогда человек заменил водяные часы песочными.

Слайд 4. Песочные часы


Воспитатель:  В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время. Эти старинные часы дожили до наших дней. Может, кто-то из вас видел такие часы? Где их используют?

(Ответы детей: в бассейне, в поликлинике) 

Игра

А сейчас давайте разделимся на команды и подойдем к столам, где для каждого из вас приготовлено задание.   За 1(3) мин (использовать песочные часы) разобрать пуговицы по цвету, фасоль отделить от гороха, нарисовать живые часы.

 

Воспитатель: Как вы считаете, удобны ли такие часы?

 

(Ответы детей: Не удобны, потому что их не положить в карман и не взять в путешествие.)

 

Слайд 5.  Огненные часы

 

 Воспитатель: Одновременно с песочными часами появились и огненные часы. На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Но пользовались ими недолго.

Как вы думаете, почему люди перестали использовать свечи как часы?

 

(Ответы детей: Если свеча упадёт, то может случиться пожар; огонёк в таких часах мог задуть или потушить ветер или дождь.)


Слайд 6. Механические часы (с использованием модели механических часов)            

  (Дети могут встать со стульев)

 

Воспитатель: И придумал человек часы более надёжные.  Внутри их поставили пружину, закрутили её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки. Часы имели сначала одну часовую стрелку. Позднее появилась минутная стрелка.

Но механические часы необходимо постоянно заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок, а на экране светятся цифры.

(Ответы детей: электронные, кварцевые)

А давайте ненадолго превратимся в часики.

 

(включается музыка, дети становятся в круг)

 

Ритмическая пауза под музыку « Часики» из мультфильма «Фиксики».

Чтение стихотворения 

Часы бывают разные

Есть детские, есть важные.

Будильники пузатые,

Настенные глазастые,

Карманные почтенные,

Наручные надменные,

Настольные серьёзные

И башенные грозные.

Бегут часы по кругу

И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты

Чеканят день за днём.

Но ход часов бывает

По важности причин

Неверным и неточным,

Мы это им простим.

Одни бегут торопятся,

Другие отстают.

Вдруг кто-то остановится, -

Идти перестают.

Но нам винить не стоит

Помощников своих

За их порой неточности

Ведь нет часов плохих.

Прошу вас оглянуться

И убедиться нам,

Что жизнь вокруг налажена

И мчится по часам.

Приносят пользу всякие

Нам ходики-друзья.

Жить помогают собрано

Секундами звеня.

Игра «Назови правильно»

 

В наше время существует очень много разных часов.

       Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

       А часы, которые висят на стене называются – как? (настенные).

       Часы, которые носят на руке, называются - (наручные).

       Нас по утрам будят часы, которые называют –(будильник).

       Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».

       Часы, которые носят в кармане… (карманные).

 

Слайд 7.

 

Воспитатель: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. А часовые мастера – часовщики - стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку.  

Воспитатель: Я приглашаю всех в круг - наше путешествие подошло к завершению. Что нового вы сегодня узнали?  (ответы детей)

 

Ребята, спасибо всем за участие! Мне понравилось, что вы все были активны, понравилось, как вы отвечали, выполняли задания. Время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас, когда вырастет, станет часовщиком и придумает новые часы, и их будут называть “космические”.

А сейчас посмотрим, что же в коробке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись дымковской барышни»

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных  промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лабораторию» подготовительная группа познавательное развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Путешествие в лабораторию»подготовительная группапознавательное   развитие...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы в технике пластиллинография "Ветка рябины"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми  подготовительной группы в технике пластиллинография "Ветка рябины"...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы" Морозные узоры на окнах"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы" Морозные узоры на окнах"...

Конспект занятия по линейной графике с детьми подготовительной группы. Тема: «Космические карты»

В данном конспекте представлена линейная графика с использованием цветного песка, цель занятия:  создание художественного образа космического пространства средствами линейной графики....

Конспект НОД по ФЦКМ "История создания электроприборов" с детьми подготовительной группы.

Конспект НОД по ФЦКМ с детьми подготовительной к школе группе "История создания электроприборов". На занятии в игровой форме рассматривается история создания таких электроприборов: плита, ут...