Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Хазиева Лилия Наилевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе  «Удивительный воздух».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr.gr_.vozduh.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе  «Удивительный воздух».

Цель: 

  - формирование первичных представлений о воздухе и о его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием воздух; с его свойствами  (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий) и способами его обнаружения.

- обогатить словарный запас;

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

-  Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

-  Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

При решении выше поставленных задач, у воспитанников развивались такие интегративные качества личности, как:

- активность;

-сообразительность;

-любознательность;

-коммуникативность;

-внимательность;

-наблюдательность.

Оборудование:  тазик с водой, лодочка, резиновый мяч, кусок резины; фонарик; полиэтиленовые пакеты; стаканчики с водой, трубочки для коктейлей, воздушные  шарики, листочки бумаги, воздушные шарики по количеству детей.

Ход занятия

 Воспитатель:

- Здравствуйте ребята.

Сегодня, я с утра шла в детский сад, подхожу к калитке и вдруг вижу, она то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то откроется, то закроется… .

- Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (это движение воздуха).

- Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух?(Да) 

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

 - А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

- А можно жить без воздуха? (ответы детей)

 - Почему? (ответы детей)         

Воспитатель:  Правильно, ребята. Действительно, воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха  человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?

- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна!

Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает.  Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? 
Дети:
 Нет, не видим. 
Воспитатель: А если мы не можем видеть воздух, значит он какой? 
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 

- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный  и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

Но как же тогда его обнаружить?      
Опыт №1

 Воспитатель: А теперь, я возьму полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Я могу сложить его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь я закручиваю его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если я развяжу его, подставив ладошки? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель:  чтобы почувствовать воздух, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.  Давайте посмотрим, какого цвета воздух? А что бы это проверить, я возьму фонарик и буду светить в пакет. Что вы там увидели?
(ответы детей).  
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и второе свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

Опыт №2

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус.

Дети: Воздух не имеет вкуса

Воспитатель: Правильно, и это - третье свойство воздуха - он не имеет вкуса

Опыт №3

Воспитатель:  А теперь я предлагаю вам "понюхать" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух запах.

Дети: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Правильно, и это - еще одно свойство воздуха - он не имеет запаха

Опыт №4

Воспитатель: А теперь, давайте выясним, имеет ли воздух вес.

На столе разложены предметы: резиновый мяч, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в

воду резиновый мяч. Он не тонет.

Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Верно, это ещё одно свойство воздуха - воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

- Продолжим наши исследования.

- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей).  А хотите увидеть воздух? (Да).              

Опыт №5

Для этого подвиньте стакан с водой, опустите  конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

- А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали? (ответы детей).

- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).

Опыт №6

 Лодочка

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?». Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка. Предлагаю ребятам вытянуть губки  вперёд, и плавно подуть – дуем тихо-тихо, а теперь сильнее.

Вывод: воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Опыт №7

Опыт. Запираем воздух в шарик.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу?  (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

 Опыт №8  Воздух толкает предметы.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Вывод: воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Воспитатель: Скажите, ребята, о каких свойствах удивительного, необходимого нам всем воздуха мы сегодня узнали с помощью опытов, исследований и экспериментов?

Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня? Давайте сделаем выводы - воздух необходим для всех живых организмов. Сегодня мы смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу, что воздух - это смесь газов, он прозрачен, бесцветен, легкий, не имеет вкуса и запаха, но его можно почувствовать и услышать; в воде виден в виде пузырьков, заставляет предметы двигаться и занимает место.  

- Молодцы, ребята, вы отлично поработали и многое узнали. На следующих занятиях мы с вами узнаем другие свойства воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух- он какой?"

Цель-расширять знания о воздухе.Обучающие задачи:  Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.  Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.  Учить стро...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.  Тема: Воздух и ветер...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....