Детское экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Клопот Ольга Владимировна

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Н. Н. Поддъяков

Для сопровождения детей в процессе познавательной деятельности можно использовать следующие приемы использования: персонажей детской субкультуры; роли и позиции детей (Спасатели, волшебники и т.д.); внесение нового объекта; предвосхищающей оценки; яркого и красочного наглядного материала; эффект удивления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пример способа поддержки интереса детей с использованием ресурсов развивающей предметно-пространственной среды детского сада (используемые материалы,  рекомендованного игрового персонажа, ход взаимодействия с детьми).

Варианты образовательных ситуаций с учетом контекста

Педагогические действия по поддержке детского экспериментирования

Действия детей

Используемые  материалы, приборы- помощники, организация пространства детской реализации

«Снеговик в шубе»

Цель: Формировать представления детей о свойствах снега: снег тает медленнее в меховой рукавице.

Ребятки, вы все получили подарки на Н.Г. . Кто помощник у Д.М., отгадайте загадку?

Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. (Снеговик)

Предложить детям вылепить помощника для Деда Мороза

ребята, как вы думаете, если нарядить снеговика в шубу он в ней растает?

В: Детки, наша прогулка подошла к концу, я предлагаю вам забрать двух наших самых красивых снеговиков в группу и проверить ваши предположения.

В:вносит подносы со снеговиками в группу и закутывает одного в меховую ткань.

Вывод: Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а шуба может сохранять холод.

Ответы детей, их рассказы о полученных подарках

Дети отгадывают загадку - Снеговик

Дети лепят снеговиков, каждый своего. Дают советы друзьям, рассматривают, обсуждают результат, вспоминают почему снег лепится.

предположения детей

Дети предлагают проверить, высказывают предположения как это можно сделать: Закутать одного снеговика меховой тканью , а другого оставить на подносе без одежды. 

Наблюдение детей: Через несколько минут снеговик без шубы начинает  таять, а в шубе дольше остается  таким же прочным, каким его принесли.

Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снеговик в шубе не растаял.

Дети выясняют, что снеговик в шубе  тает медленнее, чем без шубы

2 подноса

«Теплый сугроб»

Цель: формирование представлений о свойствах снега.Узнать сохраняет ли снег тепло.

В гости пришла Маша и сказала, что Мишка уснул в берлоге, а она засыпана снегом. Маша переживает не замерзнет ли там ее друг?

В: Да, ребята, вы правы, но не только поэтому, но и потому, что снег сохраняет тепло в берлоге.

В: Хотите ли вы это проверить?

В: Мы с вами проведем опыт и попробуем убедиться в этом, (дает пошаговую инструкцию).

Воспитатель производит фиксацию измерений температуры воды.

Выносит емкости на улицу во время прогулки

Воспитатель помогает с измерениями и фиксирует результат.

В: Давайте вспомним что мы хотели проверить экспериментом?

Что мы для этого сделали?

Что мы узнали?

Вывод: Между снежинками в снегу есть воздух, который не пропускает тепло наружу, следовательно внутри сугроба температура выше, чем на улице. Доказательство этому — вода в сугробе остывает медленнее, чем на улице.

Исходя из интересов детей предлагаем детям следующую образовательную ситуацию:

Дети высказывают свои предположения:из-за тёплой шубы и жира, сосет лапу...

Дети высказывают свое мнение:снег холодный, греть не может и т.д.

Дети заинтересовались и соглашаются, задают вопросы как мы это сделаем?

наливают теплую воду в одинаковые емкости в одинаковом объеме

измеряют температуру термометром для воды;

один кувшин оставляют на морозном воздухе до конца прогулки, второй  закапывают поглубже в сугроб;

В конце прогулки откапывают  емкость с водой из сугроба и снова измеряют температуру воды.

Сохраняет ли снег тепло, тепло ли Мишке в берлоге под снегом...

рассказ детей

Вода в кувшинах стала разной температуры. Снег может сохранить тепло. Мишка не замерзнет.

Дети захотели проверить есть ли воздух в снегу?

 две  одинаковые ёмкости с водой, термометр для воды, мерная емкость для воды, лопатки для снега

Есть ли воздух в снегу?

Цель: Формирование представлений о свойствах снега, узнать есть ли воздух в снегу.

Воспитатель загадывает детям загадки о зиме и снеге:

Что за чудо-покрывало?                                      Ночью все вдруг белым стало.  

Не видать дорог и рек —                                  Их укрыл пушистый...  (снег),и т.д.

Давайте вспомним, какой снег?                     Верно ребята. Когда мы с вами выясняли действительно ли снег сохраняет тепло, мы с вами узнали, что в нем есть воздух.  Мы договорились с вами о том, что обязательно это проверим. Вы не передумали? Хотите проверить?

 Как же мы с вами можем это проверить?    

Да ребятки, мы снова проведем опыт, но нам нужно будет очень постараться, а помогут нам в этом наши с вами лопатки и ведерки.      

В:  предлагает детям набрать в      ведерки снег. Акцентирует внимание на том, что он пористый и рыхлый.

В: дает детям рекомендации: старайтесь не приминать снег. Пусть он остается пушистым.

Посмотрите какие полные у нас ведерки. А теперь давайте утрамбуем снег в наших ведерках. Плотно-плотно прижмем его.

Что произошло? Что изменилось?

Верно ребята, снега стало меньше. как вы думаете почему?

Что мы с вами хотели выяснить? Что мы для этого сделали?                                               Вывод: Снега стало меньше, потому что между снежинками был воздух. Приминая его, мы воздух вытеснили и снега стало меньше. Значит в снегу есть воздух.

Дети отгадывают загадки

Холодный, мягкий, пушистый, белый, он сохраняет тепло...

Ответы детей

Предположения детей: не знаем, на прогулке

Дети одеваются на прогулку, берут нужный инвентарь. 

Дети набирают снег в ведерки до краев, стараясь не приминать снег

Дети утрамбовывают снег в своих ведерках

Снега стало меньше, он стал жесткий, плотный

Предположения детей 

                                                                       

Рассказы детей

                                                                             

Детские ведерки, лопатки

Вывод: снег  сохраняет тепло; снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а “шуба; может сохранять холод, т.к. в снегу есть воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...

Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...

Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования,   предложены ряд опытов с педагогами...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...

Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим  старшим воспитателям дошкольных учреждений...