Проект "Хочу всё знать".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Перминова Галина Георгиевна

Проект "Хочу всё знать".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hochu_vsyo_znat.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по экспериментированию

«Хочу всё знать»

Воспитатель: Перминова Г.Г., Колчанова В.С.

I Пояснительная записка

  • Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский, экспериментальный.
  • Продолжительность проекта: долгосрочный.
  • Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении неживой природы – воздухе, воде и воздухе, его свойствах.

Ребенок – приpодный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н.Н. Поддъякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельноcти в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.ffs

Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь. Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. А пополнение знаний способствует развитию речи.

Также экспериментирование связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет выполнена практическая работа (зарисовка результата эксперимента).

 Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Основные Задачи:

  • Расширять знания детей о неживой природе и её свойствах (вода, воздух, огонь).
  •  Экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

  • Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
  • Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  •  привлечение родителей к совместной деятельности;

Методы обучения: 

  • словесные,
  • практические,
  • наглядные.
  • игровой

Основные формы реализации проекта:

1.Формы образовательной работы с детьми:

  • Беседы;
  • опыты, эксперименты;
  •  экспериментирование на прогулке;
  • индивидуальная работа с детьми;
  •  самостоятельная экспериментальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2.Формы работы с родителями:

• Консультация интернет-ресурс Viber

• Буклеты, памятки

• Беседы

• Ручной труд

• Развивающая среда.

Предполагаемый результат:

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

• Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

• Самостоятельноo планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

• Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

• В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

II. План – график мероприятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работыhar

• Провести анализ полученных результатов.

• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей

• Составление проектной папки

Место проведения: МДОУ №130

Продолжительность проектадолгосрочный октябрь 2022г. – март 2022г.

Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения 

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

Программное содержание:

  1. «Царица – водица» - Октябрь – ноябрь.

Задачи:

  • Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • развивать речь, мышление, любознательность;
  • развивать умение делать выводы, умозаключения;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Содержание работы

Презентации

  • «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.
  • «Свойства воды».
  • «Вода – наше богатство».
  • «Природные явления».
  • «Берегите воду».
  1. Конструирование: «Круговорот воды».
  2. Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки»,  «Какая разная вода»,  «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?»,  «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».
  3. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
  4. Опытно-экспериментальная деятельность
  • «Вода прозрачная»,
  • «У воды нет вкуса, цвета, запаха»,
  • «Разноцветная водичка»,
  • «Тонет – не - тонет»,
  • «Вода - жидкая»,
  • «Что растворяется в воде»,
  • «Вода не имеет формы»,
  • «Салют в банке»,
  • "Дружба красок".
  • Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.
  • Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании. «Лед легче воды»,rhjk
  • Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
  • Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
  • Викторина «Что я знаю о воде?»    

  1. «Воздух вокруг нас». Декабрь-январь.

 Цель: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.

 Задачи

  • Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
  • Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

  • Что такое воздух?
  • Какой он?
  • Зачем он нужен людям, животным и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Как можно услышать воздух?
  • Как можно почувствовать воздух?
  • Имеет ли воздух силу и вес?
  • Почему нам бывает жарко и холодно?
  • Где живет теплый воздух, где - холодный?

Содержание работы:

Презентации:

  •  «Невидимка воздух»
  •  «Где можно найти воздух» (ознакомление с окружающим + опытническая работа).
  • «Значение ветра в природе”
  • «Ветер наш враг или друг?»
  • Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер
  • - Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»
  • - Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».
  • - Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе
  • - Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта
  • - Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо...»
  • - Рассматривание сказочных иллюстраций
  •  - Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»
  • Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
  • - Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».ghy

  • Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:
  • -Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
  • -Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);
  • -Определение силы ветра по деревьям
  • Опытно - экспериментальная деятельность
  • Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
  • Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
  • Опыт №3. «Воздух - невидимка»
  • Опыт №4. «Движение воздуха»
  • Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
  • Опыт№6. «Опыт с апельсином»
  • Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»
  • Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
  • Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух?», «Из чего состоит воздух?», «Что такое воздух?», Смешарики «Воздух для вдохновения».

  1. «Огонь – друг, огонь – враг». Февраль-март.

 Основные задачи:

  • обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  • Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.  
  •   Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных чрезвычайных ситуациях.  
  • Выработать систему образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру. 

Содержание работы.

Презентации:

  • «Стихия - огонь»,  
  • «Огонь – друг»,
  • «Огонь – враг»,
  • «Профессия – пожарный»,
  • Рисование: «Вечерний свет в окошках», «Огонь» (монотипия),
  • Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование),
  • Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор), «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал).

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

  • Стихи, загадки, пословицы об огне.
  •  Физминутка: «Пламя костра»
  • Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"
  • "Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»,
  •  Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер,
  • Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»

Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б., интересные странички: как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.hju

  • Оформление брошюры с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе), «Огонь – друг, огонь –враг»

Опытно-экспериментальная деятельность

  • Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой,
  • Опыт №2. «Огонь дышит».
  • Опыт №3. «Чем можно потушить огонь».
  • Опыт 4.  «Почему огонь погас?».

Перспективный план работы с родителями

  • Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

  • Беседа: «Как организовать игры с водой».

Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

  • Консультация: «Игра или   экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

  • Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием.
  • Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

  • Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать дляewq поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  
  • Активизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению правил пожарной безопасности с помощью различных приёмов и методов.

III. этап – Заключительный

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей

• Составление проектной папки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.

  1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006..
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 124 с.
  4. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,
  5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель,
  6. Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест,
  7. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
  8. Шорыгина Т.А., «Беседы о правилах пожарной безопасности» — М.:Сфера, 2008г.
  9. Широкова С.Г., «Занятия — опыты. //Управление ДОУ», 2003г. № 2.
  10. Шорыгина Т.А., «Основы безопасности для детей 5-8 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  11. Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  12. Шаталин А.А. «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные соблюдайте!!!» После уроков 2002г.
  13. http://schoo//essons.narod.ru
  14. http://www.movdpo.ru
  15. http://ucheba.com
  16. http://festival.iseptember.ru
  17. http://vlikor.com
  18. http://scenario.direktor.ru
  19. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=sima
  20. https://portal2011.com/ogon-drug-ogon-vrag/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...