Конспект итогового занятия по теме «Времена года. Весна и ее приметы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее признаках (приметах).

Задачи:

закрепить знания о сезонных изменениях в природе;

побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;

развивать наблюдательность, зрительную память;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности при решении игровых и познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_itogovoe.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по теме «Времена года. Весна и ее приметы»

, Васильева И.В.

Цель: Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее признаках (приметах).

Задачи:

закрепить знания о сезонных изменениях в природе;

побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;

развивать наблюдательность, зрительную память;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности при решении игровых и познавательных задач.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: иллюстрации по темам «Весна, приметы весны», «Птицы», картинки к игре «Зимой или весной?», сигнальные карточки синего и зелёного цвета, картинки (солнце, лучи, 2 дерева, птицы: перелетные и зимующие), образец скворечника, счетный материал (палочки, круги) для создания скворечника на каждого ребенка, заготовка «ласточка», цветные карандаши, мультимедийная презентация «Весна. Приметы весны», компьютер, мультимедийный проектор, мольберт.

Предварительная работа: сезонные наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и отгадывание загадок, изготовление кормушек и скворечников совместно с родителями; рисование весенних пейзажей.

I. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Наша беседа, совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом, называя по имени (передаем мяч).

II. Ход занятия:

1. Беседа о признаках весны.

Воспитатель: Вот и закончилась зима. А чтобы вы смогли назвать мне какое время года наступило после зимы, отгадайте загадку:

К нам она шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у…………… (весны).    (И. Токмакова)

Воспитатель: Весна – это время пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.

- Какие весенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Какой он по счету?

Ребята, мне сегодня пришло сообщение на телефон от Лесовичка. А о чем в нем говорится я расскажу, когда мы сядем за столы (дети рассаживаются).

Итак, Лесовичок пишет, что у них в лесу все перепуталось, и весна никак не может занять место зимы. Поможем навести порядок? Тогда нам надо будет выполнить задания.

На доске вы видите желтый круг. На что он похож? (на солнце).

А вы знаете, что в народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. Для это говорили специальные слова-стихи – ЗАКЛИЧКИ. Вот одна из них:

Где ты, Солнышко? Проснись!

Где ты, Солнышко? Вернись!

Освети нас, обогрей!

Приходи же к нам скорей!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап! Весна настала!

Но вы видите, у нашего солнышка нет лучиков, оно не может согреть землю и пригласить весну. Каждое выполненное нами задание – это теплый лучик, который ускорит приход весны.

(Воспитатель берет первый луч с заданием). Вот и первое задание. (когда задание выполнено - луч перевернуть желтой стороной и прикрепить магнитом).

Задание 1. «Назови приметы весны» (презентация)

Воспитатель: На слайдах представлены приметы весны. Мы с вами будем называть эти приметы, но каждое предложение начинаем со слова «Весной…………..»)

Весной солнце яркое, жаркое, греет сильно. Весной небо голубое, ясное (слайд №2).

Весной снег тает, появляются проталины; бегут ручьи (слайд №3).

Весной на реках тает и трескается лёд; начинается ледоход (слайд №4).

Весной на деревьях набухают почки и появляются первые подснежники (слайд №5).

Весной из дальних стран возвращаются перелётные птицы (слайд №6).

Воспитатель: А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче). Это тоже примета весны.

Воспитатель: А вы знаете, что в народе месяц март называют протальник или капельник. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень или травень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы назвали приметы весны - вот и заиграл теплом наш первый лучик солнца (прикрепить его к солнцу желтой стороной). Переходим к заданию 2.

Задание №2. Игра «Зимой или весной?»  (игра с сигнальными карточками).

Воспитатель: Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, и зелёный сигнал, если картинка относится к весне.

Весна                                             Зима

Дети пускают кораблик                           Дети лепят снеговика (лыжи, санки)

Трактор и люди в поле                                     Рябина зимой

Сосулька и капель                                           Сугроб, метель

Серый заяц                                                Медведь в берлоге

Воспитатель: Отлично, мы справились с заданием, прикрепляем второй лучик солнца. Какое же следующее задание ждет нас? Помните, мы говорили, что весной к нам из теплых стран возвращаются перелетные птицы? Следующее задание – «Посади птицу на дерево».

Задание №3. «Посади птицу на дерево».

Воспитатель: У нас есть два дерева: с зеленой (весеннее) и белой (зимнее) кроной. Дети выбирают карточку (случайным образом, с подноса), прикрепляют перелетную или зимующую птицу на нужное дерево (можно посчитать птиц, сравнить каких больше и т.п.)

(Прикрепить третий луч солнца).

Физкультминутка.

Март сосульки свесил с крыши (Руки вытянуть перед собой, кисти свесить)

И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши)

Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх)

Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево)

Скоро снег совсем растает (Приседание)

Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами)

Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени)

Громкой песней кра-кра-кра. (Машем «крыльями»)

Задание №4.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят перелетные птицы. Послушайте загадку про такую птицу:

               На шесте – дворец,

               Во дворце – певец,

               А зовут его…                          (Скворец)

А как называется домик у скворца?

Дети отвечают (скворечник).

Воспитатель: Давайте построим скворечник из счетных палочек. Но сначала рассмотрим картинку и назовем геометрические фигуры, из которых он состоит (треугольник, прямоугольник, круг).

Дети складывают скворечник. Обратить их внимание: как называется круглый вход в скворечник (леток) - (Потому что птицы влетают в него), как называется палочка, жердочка перед входом (насест).

Воспитатель: Это было наше 4-е задание, и мы с ним справились. Давайте еще один лучик подарим нашему солнышку.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы (Показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)

Маленьких скворчат. (Соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду).

Клювик раз, (Показываем клюв одной рукой).

Клювик два. (Показываем клюв другой рукой).

Лапка, лапка, (Кладем поочередно руки на стол, растопырив пальчики).

Голова. (Делаем «замок»).

Раз, и спрятались скворчата. (Показываем домик над головой)

Очень шустрые ребята!           (Прячем руки за спиной).

Задание №5. «Ласточка»

Воспитатель: Ребята, а мы хотим, чтобы весна поскорее пришла к нам? Тогда послушайте стихотворение:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.       
(А. Плещеев)

Воспитатель: Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?

Дети: Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.

Воспитатель: Все верно, ребята. А какой хвостик у ласточки?

Дети: Хвостик как будто разрезан на две части.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Все верно, вы внимательные ребята.

Ребята, давайте мы тоже создадим своих ласточек. Для этого мы возьмем заготовку из бумаги и раскрасим отдельные элементы (показать образец).

(Дети раскрашивают заготовки ласточек и делают сгибы по пунктирным линиям – отгибают голову, крыло, хвостик).

Готово? А теперь посадим наших ласточек на веточку (заготовка: картонный лист, полоска бумаги, ножницы)

Ласточки закрепляют на картоне голубого цвета. Рассматривают полученную композицию.

(Пятый лучик прикрепляем к солнышку – задание выполнено).

Воспитатель: Правильно ребята. Еще один лучик появляется у нашего солнышка, и оно начинает ярко светить, согревать теплом землю, прогоняет зиму (дети переходят из-за столов на ковер, встают кругом).

Мы выполнили все задания, и теперь в лесу у Лесовичка наступит порядок, весна сменит зиму и все пойдет своим чередом.

А мы еще раз позовем Весну закличкой и выучим ее наизусть:

Ты приди, Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Итак, мы сегодня вспомнили приметы весны, узнали, как еще называются весенние месяцы (протальник, снегосгон, цветень).

Узнали, что вход в скворечник называется леток, а весну можно позвать «закличкой».

Вы занимались отлично.  И я дарю каждому из вас символ весны – подснежник. Позже мы «посадим» наши подснежники на «полянку», и Весна придет в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)

Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...

Конспект интегрированного занятия по теме «Времена года: зима» для детей 3-4 года

развивать у детей понятийное мышление, умение выделять общее, классифицировать. Развивать мелкую моторику рук. ...

Конспект мастер-класса открытого занятия по теме «Времена года. Весна». г. Советск. 2022 г.

Конспект мастер-класса открытого занятия по теме «Времена года. Весна». г. Советск. 2022 г....

Конспект открытого занятия по основам науки и естествознания «Времена года. Весна и ее приметы» в старшей группе

Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее приметах....

Конспект итогового занятия на тему: "День рождение Весны" для детей 4-5 лет.

Цель: формировать представление детей о времени года «Весна» по средствам игровых технологий....

Обобщающее занятие по теме "Время года - весна" в форме иры "Что? Где? Когда?"

Дети делятся на две команды, по очереди каждая команда приглашается за игровой стол. Капитан команды крутит волчок, ведущий задает вопрос, на который указала стрелка волчка. Команде дается время для о...