Конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Каравайцева Гулюза Фаниловна

Оренбург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе

Цель:

Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи:

Обучающие:

- Развивать познавательный интерес к изучению родного края.

- Формировать знания о природных богатствах края.

- Формировать у воспитанников любовь к родной земле.

- Способствовать социализации воспитанников.

Развивающие:

- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать популяризацию краеведческих знаний;

- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства края.

Воспитательные:

- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

- Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников.

Методические приемы:

беседа-диалог, наглядно-демонстрационный метод, художественное слово, отгадывание загадок, игровые, подведение итогов.

Оборудование: карта Оренбургской области, фотографии с изображением городов Саракташ, Соль-Илецк, п. Сакмара, п. Новосергеевки их достопримечательностей, корзина с шишками, Презентация «Богатства Оренбургской области»; образцы пуховых платков; аудиозапись песни

«Оренбургский пуховый платок» (композитор Г. Пономаренко, «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца, колокольный звон.

Ход:

Дети под музыку «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.

Воспитатель: - Ребята, в какой области мы живем? Конечно, в Оренбургской. А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.

Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие. На каком транспорте удобнее передвигаться?

Дети: - На машине, на автобусе.

- Посмотрите, это карта Оренбургской области.  Вот здесь находится Оренбург, а вокруг него расположены районы. Что же такое районы. Вот и на карте мы видим много районов, а все вместе называется Оренбургская область. Каждый район имеет свое название, некоторые из них вы, наверное, слышали: Шарлыкский, Абдулинский, Акбулакский и много других, всего их больше 30. И каждый район чем-то славится. Ведь живут в них замечательные люди.

Воспитатель: садимся в автобус и отправляемся в ближайший к нам Саракташский район.  Здесь живут лучшие пуховщицы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки.

Саракташский район

Шлет глубокий поклон.

Затуманились зарницы,

Воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховщицы

Оренбургские платки.

Ах, платочек мой, платочек

Весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студёны пору

Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенес.

Воспитатель: - Потрогайте платки, какие они? / ответы детей: легкие теплые, мягкие, пушистые, красивые/. Композитор Г. Пономаренко написал музыку к замечательной песне «Оренбургский пуховый платок».

/СЛУШАНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК» Г. ПОНОМАРЕНКО/

Воспитатель: - А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?

Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)

Воспитатель: - Мы побывали в Саракташском районе, а теперь приглашаю всех в автобус, мы отправляемся дальше.

- Есть в Оренбургской области Бузулукский район. 

Он славен своим сосновым заповедником. Среди широких и привольных степей зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор. 

Воспитатель: Бузулукский бор возник на песчаных дюнах и гривах в бассейне реки Боровки в послеледниковое время. Около шести-семи тысяч лет назад здесь появились сначала островные сосновые и березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив с подлеском лиственных растений. Можно считать, что чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным. В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих «окон». Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты бора XIX века, где нанесено множество водоемов. Позднее — во второй половине XIX века и в начале XX века — в связи с хищническими порубками, лесными пожарами, рядом засушливых лет и другими причинами произошло массовое пересыхание водоемов, что привело к некоторым изменениям природных условий бора.

Ни один лесной массив в нашей стране не подвергся такому детальному изучению. Более ста лет в нем ведется правильное лесное хозяйство. Освоение Бузулукского бора относится к концу XVIII века. С 1852 года здесь начали искусственно разводить лес, а с 1843 года испытываются различные формы рубок. Около 300 печатных работ посвящены исследованиям, проведенным в бору.

Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества.

Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300–350 лет в 118–119 квартале Борового-Опытного лесничества. Одна из этих сосен имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.

Вам привет сегодня шлет

Бузулукский весь народ.

В Бузулукском бору

Шишек я наберу.

Заповедник наш большой,

Сосны там стоят стеной.

Прямо в руки ребят

Шишки с веток летят.

Проводится игра «Кто быстрее соберет шишки»Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в Бузулуке? Давайте скажем спасибо леснику за интересную игру, а мы отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами. 

Новосергеевцы спешат

Всех порадовать ребят

Маслом, сыром, молоком,

Сладким, вкусным творожком.

Наши коровы

Ухожены, здоровы.

И душевно так мычат,

Словно спеть они хотят.

Воспитатель: - Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей) А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

Воспитатель: — Вот и добрались мы до Соль-Илецка. 

Здесь расположено целебное озеро Развал.

Воспитатель: - Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается. Последний уход был несколько лет назад. У северного берега образовалась трещина шириной 8–10 метров и длиной 100–150 метров. Вода ушла в шахту № 1. Прошли годы, шахту полностью затопили, и вода вновь вышла на поверхность. Озеро Развал имеет площадь около 7 гектаров, длина его 300 метров, ширина 25 метров, глубина -12–18 метров. В зависимости от времени года, наличия осадков, развития карстовых явлений, размеры, концентрация солей и глубина озера колеблются.

На восточном берегу озера имеется пляж из мелкозернистого песка в смеси с солью. 

Крутой западный берег отступает от озера па 3–5 метров. Высота его достигает 8–10 метров. Берег имеет беловатый цвет из-за соли. 

Это остатки соляной горы Туз-Тубэ, которая возвышается над   поверхностью месторождения. Северный берег за последние годы спланирован и сделаны трапы - переходы к озеру для удобства купающихся. Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.

А еще в Соль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы. 

Соль-Илецкие арбузы

Очень любят карапузы.

Их не просто собирать,

Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)

Воспитатель: - Спасибо Соль-Илецкому району, а нас вновь ждет автобус, и мы отправляемся в Сакмарский район.

А чем он славится Сакмарский район – догадаетесь, когда отгадаете загадки:

***

Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире.

- картошка –

***

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

- капуста -

***

Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали.

- морковь –

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

- свекла –

***

Сразу этот овощ по цвету узнают,

Синим господином все его зовут.

С кожурой блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад.

- баклажан -

***

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

- перец –

Воспитатель: - Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарский район? 

Дети: Овощами.

Из Сакмарского района

Привезли мы овощей.

И капусту, и картошку

И для супа, и для щей.

Итог занятия:

Воспитатель: - Нам пора возвращаться. Садитесь в автобус и поехали.

Сегодня мы узнали лишь о нескольких районах Оренбургской области. Кто назовет эти районы?

Дети: - Мы сегодня узнали о Саракташском, Бузулукском, Новосергеевском, Соль-Илецком, Сакмарском районах Оренбургской области.

Воспитатель: Мы узнали, чем славятся эти районы. Что вам больше всего понравилось? Кто из вас назовет достопримечательности районов? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....