КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕТЕР»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                      УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»https://gympushkova.mskobr.ru/attach_files/logo/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.jpg

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Ветер»

                                                                                                         Провела воспитатель:

                                                                                                                                   

                                                                                                                    Сташкова В.В.

                                                                       

        

                                                     Москва Троицк    2022

Цель: обобщить и уточнить представление детей о таком природном явлении как ветер, его значении в природе и жизни людей.

Задачи: - формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

- формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

- развивать логическое мышление и воображение;

- закрепить умение выкладывать числовой ряд (от 1 до 10);

- активизировать речевую деятельность, пополнить словарный запас детей: ветерок, ветрище, смерч, торнадо, вьюга, пурга, невидимка, опыт;

- продолжать знакомить детей со звуками природы: шум ветра;

- развивать продуктивную деятельность, умение работать в команде.


Ход ООД:

(Дети стоят полукругом).

Воспитатель: Доброе утро! – я вам говорю,

Доброе утро! – я вас всех люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно и не отвлекаться.

Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

А сейчас отгадайте загадку: «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. Слышишь его, да не видишь его».

Дети: Ветер!

Воспитатель.: Почему ветер называют невидимкой?

Дети.: Его нельзя увидеть, можно только почувствовать или услышать его шум.

Воспитатель.: Закройте глаза и послушайте шум ветра.

(Звучит аудиозапись).

Как возникает ветер?

Дети.: Теплый воздух поднимается от земли, а холодный опускается. Когда они сталкиваются, образуется ветер.

Воспитатель.: Ребята, а что умеет делать ветер.

Дети.: Ветер может шуметь, гудеть, выть, реветь, дуть, освежать, сбивать с ног, шелестеть листьями, качать деревья.

Воспитатель.: Какой бывает ветер?

Дети.: Сильный, слабый, ласковый, приятный, теплый, холодный, нежный.

Воспитатель.: Молодцы! Решите логическую задачу:

Задача 1: Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся теплее».

Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?

Варианты ответов: - мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;

- мама заметила, что на улице вьюга, метель;

- облака бегут по небу;

- листья летают, кружатся.

Задача 2: Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью.

Как он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал?

Варианты ответов: - он увидел заметенные дорожки;

- поломанные ветки деревьев.

Воспитатель.: Ребята, а как мы можем узнать, есть ли сейчас на улице ветер?

Дети.: Нужно посмотреть в окно.

Воспитатель.: Давайте подойдем к окну и посмотрим, какая погода на улице

(Дети описывают свои наблюдения и делают выводы – ветреная или безветренная погода).

Я хочу рассказать вам сказку.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата:

Старший брат – Ветрище,

Средний брат – Ветер

и Младший брат – Ветерок.

Как-то раз разгорелся у братьев спор: кто из них самый нужный и важный. Вот вышел вперед Старший брат и стал всем рассказывать, какой он сильный, могучий, разрушительный…»

Ребята, а сильный ветер – это хорошо или плохо? У меня есть картинки, на которых изображены дела ветра. Посмотрите, подумайте и скажите, где ветер добрый, а где злой.

(Дети выбирают картинки и делят их на 2 части. ТРИЗ «Плохо – хорошо»)

Плохо: разрушает дома, срывает крыши, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья, раздувает лесные пожары, переносит насекомых из привычных мест обитания.

Хорошо: разгоняет тучи, крутит колеса мельницы, гонит по морю корабли, разносит семена растений.

А какими словами можно назвать сильный ветер Ветрище?

Дети.: Ураган, смерч, буря, пурга, метель, вьюга, торнадо.

Воспитатель.: Давайте мы с вами попробуем превратиться в сильный ветер Ветрище и на собственном опыте определить, когда сильный ветер плох, а когда хорош.

 «МОРЕ»

(На столе стоит большая емкость с водой, рядом – заранее сделанные детьми бумажные кораблики)

Представьте, что перед нами большое море, а вы – настоящие ветры. Осторожно опустите кораблики на море. В море корабли движутся благодаря ветру. Сейчас ветра нет, и наши кораблики стоят спокойно. Я произнесу волшебные слова:

Ветер-ветерок,

Натяни парусок,

Кораблик гони

До большой воды.

Давайте тихонько подуем на кораблики. Что с ними происходит?

Дети.: Они плывут.

Воспитатель.: А теперь подуйте сильно-сильно.

(Кораблики тонут, переворачиваются).

Вывод: Сильный ветер – это опасно.

 «ТУЧИ»

(На столе нарисовано солнышко. Из листов черной бумаги дети делают «тучи» и закрывают солнышко)

Тихонько подули – ничего не происходит.

Сильно-сильно подули – «тучи разлетелись».

Вывод: Сильный ветер иногда хорошо.

Воспитатель.: Слушайте дальше нашу сказку:

«…Вот вышел вперед Средний брат, Ветер, и стал доказывать свою важность и нужность: «Я в поле гуляю, деревья качаю, снег пушистый кружу, облака гоняю»…»

Ребята, вы хотите поиграть со Средним братом, Ветром?

Дети.: Хотим!

Воспитатель.: В какие игры с ветром вы уже умеете играть?

Дети.: Запускать воздушного змея, играть с вертушками.

Воспитатель.: У меня есть для вас игра – превращалочка. Она может превратить вас в кого – угодно:

Чики-чики-чикалочка –

Игра – превращалочка!

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь.

ИГРА ИМИТАЦИЯ «ДЕРЕВО»

Воспитатель.: Ваши ноги – это корни дерева.

Ваше туловище – это ствол.

Ваши руки – это ветви дерева.

Ваши пальцы – это листья дерева.

Деревья, вы качаетесь на ветру.

Сначала подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками).

Ветер усилился – закачались веточки (дети шевелят кистями рук).

Совсем погода испортилась: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).

Но вот ветер стих, погода улучшилась. Деревья отдыхают.

Чики-чики-чикалочка –

Игра – превращалочка!

Вокруг себя повернитесь

И в детей превратитесь.

Воспитатель.: Ребята, мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Знаем, как возникает ветер в природе. Знаем, что он бывает теплый и холодный. У себя в группе мы тоже можем создать холодный и теплый ветерок.

Подставьте ладошку к лицу и произнесите звук «с-с-с» (холодный), звук «ш-ш-ш» (теплый).

Люди изобрели умные приборы, которые создают в домах теплый и холодный ветер. Назовите их.

Дети.: Батарея, обогреватель, кондиционер, вентилятор.

Воспиатель.: С помощью этого вентилятора мы можем создать даже метель.

 «ВЕНТИЛЯТОР»

(Воспитатель включает вентилятор, воздух начинает двигаться. Подносит бумажные снежинки, они разлетаются. На снежинках - цифры от 1 до 10).

Соберите снежинки и выложите числовой ряд.

(Дети выполняют задание)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель.: Продолжаем нашу сказку:

«… Дошла очередь и до Младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это он самый нужный и важный: «Я, Ветерок – Ветерок, бегаю вдоль дорог, шевелю листочки, травки и цветочки…»

Воспитатель.: Ребята, а вы хотите с Младшим братом поближе познакомиться?

воспитатель.: Хотим!

В.: Ну тогда, помашите на себя руками. Что вы почувствовали?

Д.: Ветерок!

В.: Возьмите листы бумаги и помашите на себя этими листами. Вам удобно?

Д.: Нет, неудобно! Лучше помахать веером.

(Дети машут веером)

В.: А что вы сейчас чувствуете?

Д.: Движение воздуха, прохладу, свежесть.

В.: А что такое ветерок?

Д.: Это слабое движение воздуха.

В.: Продолжаем сказку.

«…По сей день спорят три брата – Ветрище, Ветер и Ветерок, доказывая друг другу свою важность и нужность».

А вы как считаете? Кто из братьев самый важный и нужный?

Д.: Каждый по-своему важен и нужен.

В.: Правильно, ребята, каждый из братьев важен и нужен.

В природе все так устроено, что ничего лишнего нет. В каждом деле нужна своя сила ветра. Парусник по морю сможет двигать только сильный ветер, а белье на веревке высушит и легкий ветерок.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо, что дует ветер!

Хорошо, что этот лес

Вырос прямо до небес!

Хорошо, что в этой речке

Очень синяя вода,

И мы дружные всегда.

Давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня о ветре.

(МНЕМОТАБЛИЦЫ)

Вы знаете, что направление ветра и его силу можно узнать с помощью флюгер. Я предлагаю вам сделать ветряной прибор, который мы повесим на своем участке. С его мощью мы всегда будем знать, откуда дует ветер, сильный он или слабый. Возьмите цветные ленточки и прикрепите к этому цилиндру.

(Дети выполняют задание)

Я хочу поблагодарить вас всех за активную работу и хочу пожелать вам:

Будьте здоровыми,

Будьте счастливыми,

Будьте, как ясное солнце, красивыми.

Будьте веселыми, как ручеек!

Теплыми, яркими, как огонек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Проект поисково-познавательной деятельности "Ветер"

Предлагаю вашему вниманию проект организации поисково-познавательной деятельности в старшей группе детского садана тему "Ветер". Глалавная задача проекта: развитие познавательной активности., формиров...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности "Ветер"

Конспект Непосредственно образовательной деятельности "Ветер"...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Ветер, ветер, ветерок».

Конспект опытно – экспериментальной деятельности...

Опытно— экспериментальная деятельность «Ветер — ветерок».

Совместное изучение свойств воздуха (педагог-ребенок), учить детей устанавливать причинные связи...

Опытно-экспериментальная деятельность "Ветер -ветерок"

Опытно— экспериментальная деятельность  «Ветер — ветерок». Предварительная работа:Наблюдение за ветром на прогулке;Игры с султанчиками, вертушками на прогулкеЧте...