«Научные забавы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Короткова Дина Ивановна

Картотека простых экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnye_zabavy.docx91.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Научные забавы»

Картотека простых экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Опыты с водой

Прозрачность воды

Цель: Подвести детей к обобщению «чи- стая вода – прозрачная», а «грязная – не- прозрачная»

Ход работы: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребя- там найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне).

Задать вопрос: «Если опустить в стакан кусочек земли, будет ли вода такой же про- зрачной?». Выслушать ответы, затем – про- демонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее

видны предметы; мутная вода непрозрачная

Лимон надувает воздушный шар Материалы: 1 ч.л. пищевой соды, сок ли- мона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Ход работы:

  1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
  2. В отдельной посуде смешиваем сок ли- мона и 3 столовых ложки уксуса и вылива- ем в бутылку через воронку.
  3. Быстро надеваем шарик на горлышко бу- тылки и плотно закрепляем его изолентой. Вывод: Пищевая сода и сок лимона, сме- шанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и со- здают давление, которое надувает шарик.

Эффект радуги

Цель: развитие познавательного интереса. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист бело- го картона и маленькое зеркальце.

Ход работы: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите неболь- шое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким уг- лом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход работы: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, де- ревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пу- зырек и т.д.). Вспомнить, где и как разли- ваются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то

есть может легко менять форму.

Разбегающиеся зубочистки

Вода может литься, а может брызгать

Материалы: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара- рафинада (не быстрорастворимого), жид- кость для мытья посуды.

Ход работы:

  1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой
  2. В центр миски аккуратно опускаем кусо- чек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
  3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы ос- нованы на определённых природных физи- ческих явлениях, которые они будут изу-

чать в школе.

В лейку налить воду. Воспитатель демон- стрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся во- да? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгива- ния - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жар- кую погоду. Брызгаем и освежаем листоч- ки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процес- сом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подста- вить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что мо- жет происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться)

Соломинка-пипетка Материалы: соломинка для коктейля, 2 стакана.

Ход работы:

  1. Поставим рядом 2 стакана: один - с во- дой, другой - пустой.
  2. Опустим соломинку в воду.
  3. Зажмём указательным пальцем соломин- ку сверху и перенесём к пустому стакану.
  4. Снимем палец с соломинки - вода выте- чет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка,

которая наверняка есть в вашей домашней аптечке

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, ка- мешки, предмет в ёмкости.

Перед        детьми        ставится        задача:        достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и        не                используя        разные        предметы- помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, вытал- кивают воду.

Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмко- сти.

Ход работы: Дети наливают равное коли- чество воды в ёмкости; вместе с воспитате- лем делают отметку уровня; одну банку за- крывают плотно крышкой, другую - остав- ляют открытой; обе банки ставят на под- оконник.

В течение недели наблюдают процесс испа-

Откуда берётся вода?

Цель: Познакомить с процессом конденса- ции.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охла- ждённая металлическая крышка.

Ход работы:

Взрослый накрывает ёмкость с водой хо- лодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутрен- нюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это части- цы воды поднялись с поверхности, они не

смогли испариться из банки и осели на

рения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюде- ний. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (части- цы воды поднялись с поверхности в воз- дух). Когда ёмкость закрыты, испарение

слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблю- дают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: про- цесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Вода не имеет цвета, но её можно покра- сить

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько ста- канов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно под- красить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что мо- жет произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Невидимые чернила

Материалы:        половинка        лимона,        ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
  2. Обмакнём спичку или зубочистку с намо- танной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
  3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бума- гу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова

Опыты с воздухом

Воздух в стакане

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду

Воздух не видим и прозрачен

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается дер- жать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырь- ки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый

Запираем воздух в шарик

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воз- духом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лоп- нуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предла-

гает детям поиграть с шарами)

Воздух толкает предметы

После игры можно предложить детям вы- пустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подста- вить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется впе- рёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не вый-

дет весь воздух.

Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много возду-

ха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в

Воздух имеет вес

Попробуем взвесить воздух. Возьми- те палку длинной около 60-ти см. На её се- редине закрепите верёвочку, к обоим кон-

цам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за ве-

ней появится дырочка, даже очень малень- кая, то воздух выйдет из неё и, она не смо- жет прыгать. (Выслушиваются ответы де- тей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мя- чом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко от- скакивает от пола, а другой почти не ска- чет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

рёвочку. Палка висит в горизонтальном по- ложении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из ша- ров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он при- вязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, ко- гда мы проткнём и второй шарик? Проверь- те это на практике. У вас опять восстано-

вится равновесие. Шарики без воздуха ве- сят одинаково, так же, как и надутые.

Воздух легче воды

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спаса- тельные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Чем сильнее ветер, тем больше волны Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше вол-

ны

Тёплый воздух вверху, холодный внизу Для его проведения нужны две свечи. Про- водить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовав- шейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней

- наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путеше- ствует, любит летать. В комнате такой воз- дух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из ком- наты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёп- лый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холод-

ный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Веер

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели ве- ер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером

Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать

Детям предлагается посмотреть на группо- вую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.). А ещё в комнате много воз- духа, но его не видно, потому что он про- зрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воз- дух, его нужно поймать. Воспитатель пред- лагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тонень- кий. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

Ветер двигает корабли

Волны

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается бу- ря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемон- стрировать)

Для этого опыта используйте веера, сделан- ные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились вол- ны? Веер движется и как бы подгоняет воз- дух. Воздух тоже начинает двигаться. А ре- бята уже знают, ветер - это движение воз- духа (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов,

ведь уже обсуждался вопрос, откуда берёт- ся ветер).

Опыты и эксперименты с песком

Откуда берётся песок?

Материал: камни, листы белой бумаги, лу- па.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в ре- зультате чего и появляется песок.

Из чего состоит песок?

Материал: стаканчики с песком, листы бе- лой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помо- щью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на дру- гую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Легко ли сыпется песок?

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рас- сыпается на песчинки.

Лепим из песка Материал: подносы с мокрым песком. Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шари- ки, колбаски. Оставить до высыхания. Что происходит с поделками из песка после вы- сыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Мокрый песок принимает любую форму Материал: поднос с мокрым песком, раз- личные формочки.

Ход эксперимента:

  • Насыплем мокрый песок в формоч- ки, сделаем фигурки.
  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фи- гурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму

На мокром песке остаются следы, отпе- чатки

Материал: подносы с мокрым и сухим пес- ком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпе- чатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Опыты с магнитом

Материалы притягивает магнит?

Возьмите предметы,  сделанные из разных

Как увидеть магнитное поле?

В предыдущем опыте мы поняли, что во-

материалов: кусок ткани, бумажку деревян- ную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материа- лов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим откры- тием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод: Магнит притягивает к себе только железо.

круг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почув- ствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опи- лок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, още- тиниваются, рисуют "морозные узоры". Ес- ли положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по опреде- ленным линиям. Это и есть линии магнит- ного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод. Магнитное поле заставляет распо- лагаться железные частички вдоль магнит- ных линий.

Как достать скрепку из воды, не намочив рук?

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Тазик с водой железные пред- меты.

Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экс- периментируют с магнитами).

Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из во- ды   с   помощью    магнита    выясняется, что магнит действует на железные предме- ты и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита.

Магниты действуют на железо и сталь, да- же если они разделены с ним водой.

Магнитная стрелка

Цель: Познакомить со свойствами магнит- ной стрелки.

Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и си- него цвета, пробка, сосуд с водой.

Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспери- ментально убедиться в том, что она пред- ставляет собой магнит.

Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их распо- ложение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает,

где у Земли север, а где - юг.

Какой магнит сильнее?

Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.

Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы.

Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):

магнита, получившегося в результате этого опыта;

Магнитные гонки

В ходе проведения опытов и экспериментов с магнитом моих детей заинтересовал вопрос: «Можно ли заставить магнит двигаться?». Оказалось, чтобы магнит «ожил» и начал передвигаться (например, по крышке стола, нужно другой магнит передвигать под крышкой стола. В результате получи- лось занимательная игра для мальчиков.

«Магнитные гонки» вызвали у ребят радостное настроение.

Вывод: магнитное притяжение действует

магнита, сделанного натиранием стальной полоски;

магнита, изготовленного фабричным спосо- бом

через крышку стола.

Самое старое дерево Материалы: большой моток веревки, нож- ницы, клейкая лента, сантиметровая лента. Карандаш, лист бумаги, друг

Ход работы:

  1. найди несколько больших деревьев на территории сада.
  2. отрежь кусок веревки длинной 1 метр.
  3. обвяжи веревку вокруг дерева. Затем раз- режь ее ножницами.
  4. измерь веревку с помощью сантиметровой ленты. Запиши размер на бумаге.
  5. теперь проделай первые 2 пункта с другими деревьями.
  6. после завершения измерений посмотри, какому дереву принадлежит самая длинная веревочка. Чаще всего это и есть самое ста- рое дерево. Постарайся узнать названия де- рева у взрослого.

Вывод: каждый год на деревьях вырастает новый слой коры, значит, чем больше слоев коры, тем старше дерево. Если ты найдешь срубленное дерево посмотри на срез ствола. Ты увидишь рисунок, состоящий из колец, эти кольца и есть кора деревьев.

Компас

Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Материал: Компас.

1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).

Игра «Команды».

Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например, сделать два шага на север, затем

  • два шага на юг, еще три шага на север, и т.д.

Научите детей находить с помощью компаса запад и восток.

Для этого выясните, что обозначают буквы

  • С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса.

Затем пусть дети повернут компас на ладо- ни так, чтобы синий конец его стрелки» смотрел» на букву С, т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток

Занимательные эксперименты

Сморщенный картофель Материалы: Картофелина, 2 блюдца, разделочная доска, нож, соль, вода

Ход работы:

  1. Разрежь картофель пополам.
  2. наполни оба блюдца водой. В одно блюдце добавь немного соли. Во втором оставь простую воду. Пометь блюдце с под- соленной водой. 3. Положи в каждое блюдце по половине картофелины плоской стороной вниз. Оставь примерно на полчаса. Что произошло за это время?

Вывод: подсоленная вода вытягивает влагу из картофеля, делая его сморщенным и обезвоженным. Обезвоживание-это удаление влаги. Такое же происходит и с людьми, когда они много потеют и не пьют воду.

Волшебный шарик Материалы: пакетик сухих дрожжей. Теп- лая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход работы:

  1. насыпь сухие дрожи в бутылка.
  2. добавь в бутылку немного теплой воды и чайную ложку сахара. Покрути бутылку.
  3. Надень на горлышко бутылки шарик так, чтобы оно было закрыто полностью и не оставалось зазоров.
  4. поставь бутылку с помести бутылку с шариком на теплый подоконник или помести бутылку в тазик с теплой водой.
  5. наблюдай за надуванием шарика.

Вывод: при добавлении сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднима-

Поэтому очень важно пить достаточное ко-

личество воды.

ется в бутылке и заполняет воздушный шарик.

Потеющие растения Материалы: растение в горшке, прозрачный целлофановый пакет, вода, кувшин, широкая резиновая лента

Ход   работы:

  1. Сначала полей цветок в горшке и убедись, что вода прошла до дна и корни растения хорошо намокли.
  2. Накрой цветок и горшок целлофановым пакетом. Привяжи пакет к горшку резинкой, чтобы воздух не смог выйти.
  3. Оставь растение так на ночь. На следующий день ты увидишь в пакете воду.

Вывод: влага внутри пакета не пот, а вода. Она появилась из растения, которое втягивало в себя влагу из почвы и отдавало водяные испарения через листья.

Коричный детектив Материалы: увеличительное стекло, деревья

Ход работы:

  1. Найди дерево с толстым стволом.
  2. Поищи трещины в его коре. Используй лупу. Чтобы обнаружить насекомых, прячущихся в коре.
  3. найди такие места на дереве, где кора
  4. отваливается. Очень аккуратно оттяни кору и поищи насекомых, которые живут в разрушающейся коре.
  5. у подножия дерева часто растет зеленый рыхлый мох, где живут другие существа. Вывод: кора является домом для насекомых. Птицы живут ветвях деревьев, а кора создает уютный защищенный дом для насе комых.


Библиографический список:

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание до- школьников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003.
  2. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под. ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Идом Хелен и Кейт Вудворт. Домашняя лаборатория: Опыты с водой, магнита- ми, светом и зеркалами/ Пер. с англ. Г. Григорьевой. Издательство “Махаон”, 1999.
  5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.
  6. Хьюит С. Природа в занимательных экспериментах / Пер. с англ. В. В. Свечнокова.

– М.: ЗАО “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2006.

  1. http://adalin.mospsy.ru - познавательные опыты для детей.
  2. http://www.maam.ru/obrazovanie/opyty-i-eksperimenty -Опытно-экспериментальная деятельность
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/07/kartoteka-opytov-i- eksperimentov-dlya-detey-doshkolnogo - Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
  4. 365 научных экспериментов 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с родителями "Научные забавы"

Презентация по опытно-экспериментальной деятельности "Научные забавы"...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Научные забавы»

Данный проект помогает развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, поддерживает интерес к окружающей среде и экпериментированию....

Проект "Научные забавы"

Данный проект необходим детям и взрослым, так как экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени остаётся  недостаточн...

«Научные забавы»

(специально организованная образовательная деятельность по ФЦКМс детьми подготовительной к школе группыс использованием современных образовательных технологий...

Проект по исследовательской деятельности "Научные забавы"

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...

Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Научные забавы"

Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Научные забавы»   Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Научные з...

Проект "Научные забавы"

Тематика проекта: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: групповой, фронтальный. Участники проекта: восп...