Проект "Научные забавы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Снегирева Елена Игоревна

Данный проект необходим детям и взрослым, так как экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени остаётся  недостаточно используемым. Оно служит одной из основных предпосылок становления детей,  начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие. Реализация проекта осуществляется по трём направлениям: неживая природа, живая природа, рукотворный мир. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nauchnye_zabavy.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 11 «Снегирёк»

                                                                                                                                   Первомайский район                                                                                     Юридический адрес: 630046,Новосибирск, ул. Первомайская 166-а,  Телефон / факс: 337-16-60, 337-02-75

Проект

«Научные забавы»

 

Автор: Снегирева Елена Игоревна                                                                                                                                                                                              воспитатель I  квалификационной категории

Новосибирск 2010

Содержание

  1. Краткая аннотация проекта…………………………………………………....3
  2. Описание организации…………………………………………………………4
  3. Постановка проблемы………………………………………………………….4
  4. Цели и задачи проекта……………………………………………………….....5
  5. Стратегия достижения поставленных целей и задач ………………………...6
  6. Iэтап (вводный этап)……………………………………………………………6
  7. II этап (этап проектной деятельности)……………………………………...…8
  8. III этап (заключительный)……………………………………………………..14
  9. Ожидаемые результаты………………………………………………………..15
  10. Бюджет основных расходов…………………………………………………...17                                          
  11. Список литературы…………………………………………………………….18

 Я слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.

Я делаю – и постигаю.
(Конфуций)   

Краткая аннотация проекта

      Целью данного проекта является  систематизация, углубление, обобщение личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога, в участии в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Данный проект необходим детям и взрослым, так как экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени остаётся  недостаточно используемым. Оно служит одной из основных предпосылок становления детей,  начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие. Реализация проекта осуществляется по трём направлениям: неживая природа, живая природа, рукотворный мир. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

 В результате реализации проекта в образовательном учреждении будет усовершенствованна развивающая среда:

  • Дооборудованы в группах  уголки для самостоятельной экспериментальной  деятельности.
  • Приобретено дополнительное оборудование для уголков экспериментирования.                       
  • Разработаны различные пособия, направленные на обучения детей,  педагогов и родителей, а так же вовлечение их в различную исследовательскую деятельность.
  • Создана методическая библиотека  по детскому экспериментированию.

          Проект будет реализовываться через обучение детей, педагогов и родителей, организацию предметно – развивающей среды и вовлечение их в различные виды экспериментальной  деятельности.

Всего в проект будет вовлечено 9 педагогов ДОУ, в т.ч.узкие специалисты и члены творческой группы,  родители и   30 детей.  

Тип проекта: практико-ориентированный

Возраст детей: 4-7 лет

Продолжительность проекта: 3  года

Общая стоимость проекта – 36200 рублей.

Запрашиваемая сумма – 19700 рублей.

Описание организации

  МБДОУ  «ЦРР - детский сад №11 «Снегирёк» функционирует с 1983 года. В детском саду 9  групп, из них 2  коррекционные - для детей с нарушением  опорно-двигательного  аппарата. Количество  детей  в  ДОУ – 240. С 2001  года  образовательное  учреждение  работает  по  программе  «Детство»  и  парциальным  программам: «Основы  безопасности  детей  дошкольного  возраста», «Юный  эколог», «Наследие», «Я – человек», «Здоровье», «Триз», «Театр – творчество - дети». В  ДОУ  имеется: физкультурный  зал с  необходимым  для  разнообразных  занятий  инвентарем, «Оздоровительный  центр» (зал  ЛФК, кабинет  УФО  и  массажа, сухой  бассейн, люстра  Чижевского, гимнастические  мячи  Хопы); логопункт, изостудия, зал  психологической  разгрузки, музей русского быта, театральная  студия, музыкальный  зал, костюмерная, методический  кабинет, библиотека, живой  уголок  в  холле  детского  сада, экологическая  тропа (клумбы, альпийская  горка, птичий  столб, кормушки  для  птиц), спортивная  площадка. В каждой группе оборудованы уголки для детского экспериментирования. В  учреждении  работает  51  человек, в  том  числе  23  педагога.

 Для достижения поставленной цели используется  не только предметно-развивающая среда  ДОУ, но  и   возможности микросоциума:

  • библиотека им. К.И.Чуковского;
  • ботанический сад  СО РАН;
  • парк  культуры  и  отдыха  Первомайского  района
  • территория ДОУ

Постановка проблемы

        Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что в настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые в процессе практической деятельности, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Выгодский Л. С. Он  сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

-1 место – игровой уголок (40%);

-2 место – уголок изодеятельности (25%);

-3 место – чтение книг (20%);

-4 место - экспериментирование (15%)

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателей, которые на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты. Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" (В.С.Юркевича).

10% детей – познавательная потребность выражена сильно.

75% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

15% детей – познавательная потребность выражена слабо.  

Таким образом, по результатам диагностики выявлено, что лишь незначительное количество детей самостоятельно проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. В связи с этим возникает  необходимость разработки и реализации данного проекта, направленного  на создание системы по развитию познавательной активности у детей в процессе  совместной детско-взрослой  экспериментальной деятельности.

Цель проекта: углубление,  систематизация, обобщение личного опыта ребенка  в процессе совместной  экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Создать  нормативно-правовую, информационно-методическую  базу.
  2. Разработать систему специально организованной деятельности педагогов, направленной на формирование познавательного интереса к экспериментированию у детей.
  3. Отобрать содержание работы с родителями.  
  4. Создать условия для детской исследовательской деятельности: уголок экспериментирования, мини-лаборатория.
  5. Освоить  с детьми новые сложные способы познавательной деятельности.
  6. Развивать у детей познавательную активность и мыслительные процессы.
  7. Помочь детям осознать связи и зависимости, которые скрыты от детей и требуют  для освоения специальных условий  и управления со стороны педагога.
  8. Воспитывать  у детей эмпатии и толерантности по отношению к природе к окружающему миру и способов  выражения  любви, внимания  и  заботы  о  них.    

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация проекта основана на соблюдении принципов, методов и

средств, направленных на проведение интегрированного подхода:

  • Синтезированность знаний.

Целостное,  систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов

  • Углублённость изучения.

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

  • Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

  • Альтернативность решения.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

  • Доказательность решения.

Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

Алгоритм реализации проекта включает в себя:

Содержание:

информация об объектах и явлениях природы, предметах

Мотив:

познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства:

язык, речь, поисковые действия

Формы:

элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия:

постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Работа   педагогов позволит  создать  оптимальные  условия  для  достижения  главной  цели  проекта, будет  способствовать  просвещению  родителей, укреплению  психо-эмоционального  здоровья  и  сближению  всех  участников  проекта.

                Реализация  поставленных  задач  будет  проходить  в  три  этапа:

  1. вводный (подготовительный);
  2. основной (практический);
  3. заключительный (аналитический).

I этап - подготовительный:

Задачи :

  1. Создать  нормативно-правовую, информационно-методическую  базу.
  2. Разработать систему специально организованной деятельности педагогов, направленной на формирование познавательного интереса к экспериментированию у детей.
  3. Отобрать содержание работы с родителями.  
  4. Создать условия для детской исследовательской деятельности: уголок экспериментирования, мини-лаборатория.

№ №

Мероприятие

Срок  выполнения

Ответственный

Работа с сотрудниками

1

Приобретение методической литературы, наглядных  пособий  по  теме  проекта

В течение реализации  проекта

Ст. воспитатель

Доронина Т.В.,

воспитатели.

2

Изготовление наглядных и дидактических   пособий, атрибутов  к  играм,

Сентябрь-октябрь 2010г.

 воспитатели, родители.

3

Совершенствование уголков  экспериментально–   исследовательской деятельности детей

Сентябрь-октябрь 2010г.

Воспитатели.

Снегирева Е.И.

4

Создание   коллекций  материалов для исследований.

  в  течение  реализации   проекта

Снегирева Е.И.

5

Разработка  памяток и методических рекомендаций, анкет для воспитателей  и  родителей по теме  проекта, конспектов для занятий

Сентябрь-октябрь 2010г.

 Снегирева Е.И.

Творческая группа

6

Пополнение картотеки опытов

В течение реализации  проекта

Снегирёва Е.И.

                                                   

Работа с родителями

1

Привлечение родителей к совершенствованию развивающей среды ДОУ

по  теме  проекта

Сентябрь-октябрь 2010г.

Снегирёва Е.И.

2

Выявление образованности родителей  дошкольников  (анкетирование)

Ежегодно

(сентябрь, май)

 

Воспитатели

3

Организация и проведение бесед, консультаций, направленных  на  расширение    знаний родителей  и    вовлечения их в процесс детского экспериментирования.

Сентябрь-ноябрь 2010г.

Снегирёва Е.И.

4

Ознакомление  с  результатами  диагностики

Сентябрь, май. Ежегодно.

Снегирева Е.И.

Работа с детьми

1

Диагностика  познавательной активности

детей

Сентябрь, май. Ежегодно.

Снегирева Е.И

II этап - этап проектной деятельности:

Задачи:

  1. Освоить  с детьми новые сложные способы познавательной деятельности.
  2. Развивать у детей познавательную активность и мыслительные процессы.
  3. Помочь детям осознать связи и зависимости, которые скрыты от детей и требуют  для освоения специальных условий  и управления со стороны педагога.
  4. Воспитывать  у детей эмпатии и толерантности по отношению к природе к окружающему миру и способов  выражения  любви, внимания  и  заботы  о  них.    

№№

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственный

Работа с сотрудниками

11

Создание  и  внедрение  модели системы взаимодействия педагогов с детьми  и  родителями по теме проекта

В течение    реализации  проекта  

Снегирёва Е.И.

Творческая группа

22

Презентация новинок методической литературы и дидактического материала, памяток для воспитателей

В течение    реализации  проекта  

Ст. воспитатель ДоронинаТ.В., Снегирева Е.И

Интеллектуальная игра: «Верно-неверно»,  «Словесное лото»

Апрель  (ежегодно)

Творческая группа

33

Презентация мини-лаборатории

Январь 2011г.

Снегирева Е.И.

44

Участие в районных педчтениях

Март 2011г.

Снегирёва Е.И..

25

Выставка коллекций материалов для исследований.

Сентябрь 2011г., 2012г.

Снегирёва Е.И.

66

Фотоотчёт о проделанной работе

Май 2011, 2012

Снегирева Е.И.

77

Фотовыставка  «Эксперименты дома»

Сентябрь 2011, 2012

Снегирева Е.И.

88

Создание коллекции мультимедийных презентаций для детского эксперементирования

В течение    реализации  проекта  

Снегирёва Е.И.

Работа с родителями

11

Участие в проведении экскурсий:

- парк;

- «Ботанический сад СО РАН»

Ежегодно. Октябрь ноябрь

Т.Г. «Экология»

воспитатели  групп

22

Информация на сайте ДОУ.

В течение реализации проекта

Снегирёва Е.И.

33

Презентация мини-лаборатории

Январь 2011г

Снегирева Е.И.

44

Фотовыставка  «Эксперименты дома»

Сентябрь 2011, 2012

Снегирева Е.И.

55

Участие в реализации мини-проектов: «Тонет – не тонет», «Почему зерно в змлю сеют», «Тайны воды», «Волшебные корни», «Ветер»

В течение    реализации  проекта  

Снегирева Е.И.

66

Фотоотчёт о проделанной работе

Май 2011, 2012

Снегирева Е.И.

77

Почтовый ящик «Вопрос-ответ»

В течение    реализации  проекта  

Снегирева Е.И.

88

Дни открытых дверей

Сентябрь, январь.

Ежегодно

Снегирева Е.И.

99

Участие в тематической неделе воды

Апрель 2011

Снегирева Е.И.

110

Презентация мультимедийных презентаций для детского эксперементирования

В течение    реализации  проекта  

Снегирёва Е.И.

Работа с детьми

Средний дошкольный возраст

21

«Опытно-исследовательская деятельность»

Октябрь        

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем        

2. Почему всё звучит?        

3.Прозрачная вода        

4. Вода принимает форму

 Ноябрь        

 

5.Какие предметы могут плавать?

6. Делаем мыльные пузыри        

7.Подушка из пены        

8.Воздух повсюду

Декабрь        

9.Воздух работает        

10.Каждому камешку свой

домик        

11.Можно ли менять форму камня и глины        

12.Свет повсюду

Январь        

        

13.Замёрзшая вода        

14.Тающий лёд        

15.Разноцветные  шарики

Февраль        

16.Таинственные картинки        

17.Всё увидим, всё узнаем        

18.Песочная страна        

19.Где вода?

Март        

20. Водяная мельница        

21.Звенящая вода        

22.Угадайка        

23.Ловись рыбка и мала и велика

Апрель        

24.Фокусы с магнитами        

25.Солнечные зайчики        

26.Что растворяется в воде?        

27.Что отражается в зеркале?

Май        

28.Волшебное сито        

29.Цветной песок        

30.Игры с песком        

31.Фонтанчики

В течение    реализации  проекта  

Воспитатели

Снегирева Е.И.

22

«Научные экспедиции»

  1. На наш участок
  2. В лес
  3. В соседнюю группу

В течение    реализации  проекта  

Воспитатели

Снегирева Е.И.

53

«Продуктивная деятельность»:

-Создание коллекции образцов: почвы,

листьев,

мхов,

перьев,

лепестков,

волос;

-оформление альбомов наблюдений;

- организация выставок;

В течение реализации проекта

Воспитатели

Снегирева Е.И

44

«Мини-проекты»:

«Тонет- не тонет»,

«Почему зерно в землю сеют?»

«Волшебные корни»

«Тайны воды»

В течение реализации проекта

«Развлечения»

«Круговорот воды в природе»,

Игра-соревнование «Необычные вопросы»

В течение реализации проекта

75

«Диагностика»

Сентябрь-май

воспитатели

Старший  дошкольный возраст

1

«Опытно-исследовательская деятельность»

Октябрь        

1.Какая бывает вода?        

2.Вода-растворитель.

3.Очищение воды.        

4.Сила тяготения        

5.Упрямыепредметы

Ноябрь        

6.Волшебные стёклышки        

7.Почему предметы движутся?

8.Хитрости инерции        

9.Что такое масс?

Декабрь        

10.Воздух        

11.Солнце дарит нам тепло и свет

12.Почему дует ветер?        

13.Почему не тонут корабли?

Январь                

14.Путешествие Капельки        

15.Чем можно измерить длину?

16.Всё обо всём

Февраль        

17.Твёрдая вода.

18.Почему не тонут айсберги?

19.Откуда взялись острова?        

20.Как происходит извержение вулкана?        

21.Как появляются горы?

Март        

22.Испытание магнита        

23.О«дрожалке» и «пищалке»

23.Как сделать звук громче?        

24.Почему поёт платинка?

Апрель        

25.Как образуются метеориты и кратеры?        

26.Почему в космос летают на ракете?        

27.Секретные записки        

28.Что такое молния?

Май        

29.Почему горит фонарик?        

30.Электрический театр        

31.Радуга в небе        

32.Забавные фокусы

В течение    реализации  проекта  

Воспитатели

Снегирева Е.И

2

«Научные экспедиции»

  1. В ботанический сад
  2. Поход в лес
  3. Наш парк
  4. Деревья нашего участка

В течение    реализации  проекта  

Воспитатели

Снегирева Е.И

«Продуктивная деятельность»

Создание коллекции образцов: почвы,

листьев,

мхов,

перьев,

лепестков,

волос;

-оформление альбомов наблюдений;

- организация выставок;

- оформление фотоотчётов

В течение реализации проекта

Снегирева Е.И

«Мини - проекты»

«Ветер»,

«Как образовалась земля?»

«Секреты наших растений»

«Юный метеоролог»

В течение реализации проекта

Снегирева Е.И

3

3

«Развлечения»

Игра- соревнование: «Счастливый случай»

«Чевостики»

Ч

В течение реализации проекта

Воспитатели

Снегирева Е.И

4

«Диагностика»

Сентябрь-май

Ежегодно

воспитатели

III этап - обобщающий, заключительный этап:

  • Обобщение, анализ результатов работы по проекту . Формулировка выводов и составление рекомендаций для педагогов и родителей по реализации проекта.
  • Распространение  опыта по детскому экспериментированию.
  • Опрос  и  анкетирование  педагогов  и  родителей

Оценка  работы  будет  проводиться  по  трем   направлениям: педагоги, родители, дети.

Успешный  опыт  работы  по  проекту  представлен  в  следующих  формах:

  1. Консультации  и  практикумы  по  теме  проекта на МО.
  2. Участие в ежегодном конкурсе инновационных проектов.
  3. Статьи в  газету «Дошкольник», журнал «Детский сад: теория и практика».
  4. Участие в  районных  педчтениях.
  5. Информация на сайте ДОУ .

Эффективное  участие  родителей  в  реализации  проекта  будет  оцениваться  через  анкетирование, наблюдение  за  откликом  на  события, происходящие  в  ДОУ.

  Оценка  включенности  детей, их  активности,  участия  будет  оцениваться  через:

  • беседы  с  детьми;
  • диагностические  данные;

     -    участие  в  выставках, конкурсах;

- участие в исследовательской деятельности.

Ожидаемые  результаты для всех.

В  результате  реализации проекта  в  образовательном  учреждении  произойдёт усовершенствование  предметно-развивающей  среды, позволяющей  детям  самостоятельно  и  под  руководством  педагогов  заниматься экспериментированием . Повысится  уровень экологического сознания педагогов и детей и родителей.

 Дети

  1.  Повышение познавательной активности детей
  2. Развитие мыслительных операций
  3. Освоение методов познания

Педагоги

  1. Воспитание  личным  примером.
  2. Умение  грамотно  пользоваться  полученными  знаниями, опытом, методическими  материалами.
  3. Приобщение  родителей  к  работе  ДОУ.

Родители

  1. Осознание  актуальности   экспериментальной деятельности детей.
  2. Осознание  своей  роли  в  воспитании  у  детей  основ  экологического сознания.
  3. Оказание помощи  в  ознакомлении  детей  с  окружающим  миром  природы  дома, на  улице.
  4. Поддержка  начинаний  педагогов.

Бюджет  основных  расходов

Статья  расходов

Всего

Имеется  

Требуется

11.

Оборудование уголков детского экспериментирования:

Мебель

Оборудование для лаборатории

Покупка микроскопов

15000

5000

5000

15000

1000

4000

5000

Всего :

25000

16000

9000

22.

Сопутствующие  материалы:

Бумага

Краска  для  принтера  и  копира

Фоторамки

Методическая литература

Канц. товары

Печать  фотографий

Элемент  питания  АА

Диски  CD  и   DVD

300

1000

500

1500

1000

1000

800

100

500

300

1000

500

1000

1000

1000

1000

800

100

Всего:

6200

500

5700

33.

Транспортные расходы

15000

15000

Итого :

36200

16500

19700

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая энциклопедия дошкольника.— М., 1999.

2. Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Что это? Кто это? Толковый словарь.— М., 1996.

  1. Белавина И., Найденская Н. Планета — наш дом. Мир вокруг нас— М., 1995.

4.        Воспитываем   дошкольников   самостоятельными. —
СПб., 2000.

  1. Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. - М., 2000.
  2. Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов. М., 2001.
  3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.— СПб., 1999.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом.— М., 2001.
  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.— М., 1987.
  1. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. — М., 1999.
  2. История открытий / Пер. с англ. А. М. Голова. — М., 1997.
  1. Крейг А, Наука энциклопедия. — М., 1999.
  1. Метелина Я. О. Слушай во все уши (опыты со звуком). - М., 1996.
  1. Моррис Н. Самые большие острова. — М., 1998.
  1. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста.— Новгород, 1997.
  2. Репьев С. А. Забавные физические опыты // Мастерил-ка, 1998.
  3. Репьев С. А. Забавные химические опыты // Мастерил-ка, 1998.
  4. Рыжова И. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, №4, 1998.
  1. Сикорук Л.Л. Физика для малышей.— М., 1983.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста//детство-пресс-2010
  3. Юдин Г. Букваренок.- М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Статья на тему: «Игры-забавы и игрушки-забавы»

Русские игрушки-забавы – неваляшка, погремушки с различными наполнителем, гремелки, «Лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробат...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...