Технологическая карта ООД «Дикие животные» по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ТНР.
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Лопатина Лариса Леонидовна

Познавательно-поисковая деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия, проведенного воспитателем Лопатиной Ларисой   Леонидовной в подготовительной группе детей с ТНР.

Тема занятия

«Дикие животные в природе. Почему заяц и белка меняют шубу?»

Тип занятия

Решение   проблемной ситуации

Используемая технология

Технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровые технологии

Вид деятельности

Познавательно-поисковая деятельность

Цель

Рассказать детям о маскировке животных в природе; побуждать детей к сравнению и обобщению, решать проблемные вопросы.

Образовательные задачи:

Систематизировать знания детей о диких животных.   Активизировать словарь прилагательными: хищный, травоядный, всеядный.   Закреплять формы множественного числа существительных.   Формировать умения обосновывать ответ, сложным предложением с союзом потому что.  Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности; Формировать коммуникативные навыки, умения общения друг с другом, работы в команде.

Оборудование:

Карточки для д/и «Кто живет в лесу», «Кто и  чем питается», модели – заменители (лето, зима, деревья, кусты, заяц-белый, заяц-серый, белка-рыжая, белка-серая) доска, компьютер, проектор, видеофильм «Забавные животные. Маскировка животных в природе», рассказ Г. Скрибицкого «Как заяц зимой живет»

Предварительная работа:

Чтение сказки «Белочка и зайчик», рассматривание иллюстраций диких животных, настольная игра «Лото.  

Этапы:

Деятельность педагога, приемы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Постановка проблемы:

-

- Ребята сегодня к нам в гости пришли герои сказки. Отгадайте кто?  Прыгун-трусишка:

  Хвост-коротышка,

  Глазки с косинкой,

 Ушки вдоль спинки,

 Одежка в два цвета

 –  На зиму, на лето.                            

 (заяц)

Зверька узнали мы тобой.

По двум таким приметам:

 Он в шубе серенькой зимой,

а в рыжей шубке- летом.

 (белка)

 - Это герои нашей сказки «Белка и заяц». - Ребята, вспомните, что произошло с героями? Да, они зимой не узнали друг друга.

- Как вы думаете, почему так произошло?

 Да они поменяли окрас шубы.

 - Зайка и белка хотят узнать, а почему так происходит: заяц зимой белый, а летом серый; белка зимой серая, а летом рыжая.

 - Хотите помочь им узнать, почему они меняют окрас шубы?

 

Коммуникативная

 Дети включаются в игровую ситуацию. Выражают желание в решении предстоящей проблемы. Участвуют в диалоге.

Осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию.

2. Актуализация знаний

-Чтобы помочь гостям, вспомните, где живут заяц и белка? Кого еще можно увидеть в лесу?

 Отгадайте загадки.

  1. Игра - загадка «Кто живет в лесу»

 Косолапый и большой,

 Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

     За деревьями, кустами

 Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

 Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)  

        Все время по лесу он рыщет,

он в кустах кого-то ищет.

 Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - (волк)

     Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий.

 Не олень, но он рогатый,

Все зовут его сохатый. (лось)

      Сердитый недотрога

      Живёт в глуши лесной.

      Иголок очень много,

     А нитки ни одной. (ёж)

 - Сделаем вывод, в лесу живут медведи, зайцы, ……

2. Игра «Кто, чем питается?»

 - Чтобы накормить животных, необходимо правильно выбрать корм.

Коммуникативная

Игровая

 

 

Отгадывают загадки, основываясь на имеющемся опыте, выкладывают картинки.

 

 

Проговаривают предложения, правильно употребляя множественное число существительных.

 

 

Выбирают пищу для животного, выкладывают карточки и объясняют свой выбор предложением с союзом потому что.

Актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми    для этапа решения проблемы.

 

Уметь взаимодействовать со сверстниками, договариваться, оказывать помощь

3. Познавательна я деятельность

- Чем питаются зайцы и белки?

 - Как они добывают себе пищу?

 - А вы знаете, как называют животных, которые собирают плоды и ягоды? Травоядные

 -Чем питаются волки, лисы?

 - Как они добывают себе пищу?

 - А вы знаете, как называют животных, которые охотятся? Хищники. - А чем питаются медведь и еж?

Познавательно-поисковая Включаются в активную познавательно-поисковую деятельность. Ищут способы решения проблемы.

Вовлечение детей в процесс выдвижения предположений

- Этих животных называют - всеядные.

 Акцентные вопросы:

- А теперь подумайте и ответьте, есть ли враги у зайчика и белочки? Кто?

 - Почему вы так думаете?

 - Смогли? Справились?

4. Двигательная активность

Зайчик беленький сидит

 и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

 Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

 на носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Двигательная

Выбирают желающего провести физминутку, выполняют упражнение.

Получение двигательной и эмоциональной разрядки

5.Выбор решения.

- А как мы еще можем узнать?

 - Где можем найти информацию?

 - Кто поможет справиться с заданием?

 Чтение страниц рассказа «Как заяц зимой живет»

 Работа с моделями.

 А теперь давайте нарисуем картину лета и зимы.

 -Что вы сейчас будете делать?

 - Как будете рисовать?

 Моделирование «белочка и зайчик в зимнем лесу и летнем»

 - Почему зайку и белку не видно в летнем и зимнем лесу?

 - Да, окрас помогает им маскироваться от врагов.

 - Справились?

Коммуникативная Восприятие научной литературы Познавательно-поисковая

 

Моделируют ситуацию, отвечают на вопросы педагога, активизируют творческие способности

Сделать выбор правильного решения, при затруднении: спросить у взрослого, прочитать в книге и т. д.

Доказать с помощью действий моделирования, что окрас меняют для маскировки.

6.Закрепление знаний

- Теперь вы знаете, почему зайка и белка меняют окрас шерсти? - Расскажите, что мы делали, чтобы узнать об этом? - А каким животным помогает окрас маскироваться? Просмотр отрывков из документального фильма «Забавные животные. Маскировка животных в природе».

Коммуникативная

 

Учатся анализировать, активизируют мыслительные процессы

Рассказать о том, почему животные меняют окрас. Делают выводы

7. Итог

- Смогли мы сразу помочь белочке и зайцу?

 - Что помогло узнать?

 - Зачем животным нужен такой окрас шуб?

 Я начну, а вы закончите предложение:

 Сегодня новым было ….

 Сегодня самым трудным было …

 Сегодня самым легким было …

Коммуникативная Рефлексия Дают оценку своей работе, высказывают свое отношение к совместной деятельности. Учатся анализировать свою работу

Сформулировать условия, которое позволило достичь цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию . в старшей группе тема «Пернатые друзья»

Развивать системное мышление.Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.Развивать способность детей сра...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: « Путешествие с Фиксиками »

Данный материал включает в себя конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Путешествие с фиксиками". Конспект включает в себя элементы...

Технологические карты по социально - коммуникативному и познавательному развитию в средней группе

Здесь вы найдете готовые технологические карты по познавательному и социально-коммуникативному развитию для средней группы.Здоровая пища, В гости к Чистюле, День Победы, Насекомые...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «В гостях у Мишутки»

фФормирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности...