Технологические карты по социально - коммуникативному и познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Тепликина Анжелика Андреевна

Здесь вы найдете готовые технологические карты по познавательному и социально-коммуникативному развитию для средней группы.
Здоровая пища, В гости к Чистюле, День Победы, Насекомые

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию

(средняя группа)

Тема: Неделя здоровья
Тема занятия:
«Здоровая пища»
Автор конспекта:
Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Задачи:

Образовательные:
Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека; познакомить с понятиями: питательные вещества, правильное или здоровое питание;

Развивающие:
Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания;

Воспитательные:
Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Планируемый результат:
Понимают, что здоровье зависит от правильного питания, умеют выделять полезные продукты, хотят вести здоровый образ жизни.
Средства, оборудование, материалы:
- наглядные (демонстрационный материал): картинки с изображением витаминов «А»«В»«С», на них продукты, в которых имеется данный витамин; муляжи: картофель, капуста, помидор, тыква; апельсин, банан, виноград; мясо, рыба, хлеб, котлета, торт, конфеты, чипсы, чупа – чупс; молочные продукты; крупа: гречка, рис, овсянка, горох; кукла-доктор.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, скажем:

«Будьте все здоровы!»

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята, я очень рада вас всех видеть сегодня такими красивыми, здоровыми. Скажите, какое у вас настроение сегодня? И у меня тоже отличное настроение. Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, где узнаем много нового и интересного. Но при этом надо быть очень внимательными и активными.
А прежде чем отправиться в путешествие, мы немного побеседуем о здоровой пище.


Ответы детей.





1мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Скажите, человек может прожить без еды? Какое то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать, то есть питаться. А чем человек питается? А животные питаются? Правильно, ребята. Питаются люди, звери, птицы, рыбы, насекомые. Любому организму: от самого маленького до самого взрослого, требуется питание. Как только питание перестает поступать нам на завтрак, обед и ужин, наш организм слабеет. Почему так происходит? А потому что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму, расти и развиваться. А называются эти питательные вещества – витамины.

Как называются питательные вещества? Я открою вам секрет, чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, надо есть витамины. Витамины, как солдаты, охраняют наш организм от разных болезней. В продуктах содержится много разных витаминов, и у каждого есть свое имя. Вот мы сейчас и посмотрим, в каких продуктах «живут» витамины, и как они называются.


Ответы детей.




Внимательно слушают.



2мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Давайте посмотрим сюда (плакат с изображением продуктов, содержащих витамин «А»). Это витамин «А» - витамин роста и зрения. Чтобы у вас были зоркие здоровые глазки, нужно есть витамин «А».

Давайте назовем продукты, в которых «живет» витамин «А».

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Итак, как называется этот витамин? Для чего он служит?

Также для нашего организма жизненно важным является витамин «В». Этот витамин очень важен для работы головного мозга и всего организма.

Давайте посмотрим на плакат и назовем продукты, в которых живет витамин «В».

Как называется этот витамин? Для чего он необходим? Но есть и еще один необходимый нашему организму витамин это витамин «С». Он важен для десен, костей и зубов, борется с простудой и гриппом, ускоряет выздоровление. Давайте посмотрим на плакат и назовем продукты, в которых он «живет».

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Как называется этот витамин? Для чего он необходим? А теперь давайте еще раз назовем витамины, с которыми мы познакомились, и скажем, для чего они служат.
Ребята, назовите, пожалуйста, вашу любимую еду. Как вы думаете, что будет, если есть одни только сладости: конфеты, печенье, торты?

Правильно, ребята, для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладости. Это называется правильным или здоровым питанием.

Ешьте овощи и фрукты –

Они полезные продукты.

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроенье.

А хотите узнать больше о правильном питании? Тогда давайте отправимся в страну Здоровячков и познакомимся там с доктором Витаминкиным. Ну что, готовы? Тогда сядьте поудобнее, наш поезд отправляется.


Смотрят на плакаты с изображением продуктов и витаминов, находящихся в них.





Называют продукты.

Отвечают на вопросы.



Слушают стишок.




Отвечают на вопросы.







Слушают стишок.



Ответы детей.
Садятся на стульчики, стоящие паровозиком.


7мин.

Самостоятельное применение нового на практике

А вот и страна Здоровячков!

Давайте немного разомнемся, сделаем зарядку. Ведь, чтобы быть здоровым, надо каждое утро делать зарядку.

Физкультминутка

Рано утром на зарядку

Друг за другом мы идем

И все дружно по порядку

Упражнения начнем:

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

ПОЯВЛЯЕТСЯ ДОКТОР ВИТАМИНКИН.

Доктор: Здравствуйте, ребята, рад вас видеть. Меня зовут Доктор Витаминкин. Зачем пожаловали?

Доктор, мы хотим, чтобы ты рассказал нам о правильном питании. Наши дети хотят быть здоровыми и сохранить свое здоровье надолго.

Доктор: С удовольствием это сделаю. Вы думаете, почему я такой здоровый и никогда не болею? Это все потому, что я правильно питаюсь. Хотите узнать, чем я питаюсь?

Тогда отгадайте мои загадки:

Должен есть и стар и млад

Овощной всегда … (Салат)

Будет строен и высок

Тот, кто пьет фруктовый … (Сок)

Знай, корове нелегко

Делать детям … (Молоко)

Я расти быстрее стану,

Если буду есть … (Сметану).

Знает твердо с детства Глеб,

На столе главней всех … (Хлеб).

Ты конфеты не ищи –

Ешь с капустой свежей … (Щи).

За окном зима иль лето

На второе нам … (Котлета).

Ждем обеденного часа,

Будет отварное … (Мясо).

Нужна она в каше, нужна и в супы,

Десятки есть блюд из различной … (Крупы).

Мясо, рыба, крупы, фрукты –

Вместе все они … (Продукты).

Доктор: Молодцы. Все загадки отгадали. А вы употребляете в пищу эти продукты?

Конечно, Доктор. Нам в детском саду наши замечательные повара готовят вкусную кашу, салаты, супы, котлеты, щи.

Доктор: Ребята, посмотрите, пожалуйста, я приготовил для вас крупы, из которых готовят различные каши.

Это гречневая крупа или гречка. Она является самой полезной крупой. Еще ее называют царицей круп. А вы знаете, какую кашу можно из нее приготовить?

Доктор: Это овсянка. Это рис. В чем же польза риса и овсянки? Эти крупы полезны для укрепления костей, волос, ногтей. А вы знаете, какую кашу можно приготовить из риса? Из овсянки?

Доктор: А это горох. Горох поддерживает силы. Из него можно сварить гороховую кашу или гороховый суп.

Ребята, а молоко вы пить любите.

Доктор: А вы знаете, какие продукты можно сделать из молока?

Доктор: Правильно. Жители моей страны тоже очень любят молочные продукты. Посмотрите, вот они.

Молоко и все молочные продукты очень важны для питания, особенно в вашем возрасте. Так как они укрепляют кости. Сыр, например, восстанавливает силы. Так что, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми, без этих продуктов не обойтись.






Выполняют зарядку.



Ответы детей.





Дети отгадывают загадки.



Ответы детей.




Рассматривают крупу.





Отвечают на вопросы.




Внимательно слушают Доктора.



7мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

А теперь поиграем в игру «Полезные и неполезные продукты».

У меня на столе все продукты перемешаны. Вам надо выбрать продукты, которые едят в стране Здоровячков.

Игра «Полезные и неполезные продукты»

Доктор: Молодцы, ребята. Вы правильно питаетесь и сохраните свое здоровье надолго. А мне пора готовить себе обед, но на прощанье я вам скажу золотые правила питания. Запомните их и будьте здоровы.

1. Если хочешь быть здоровым,

Бодрым, умным и веселым,

Ешь побольше овощей,

Фруктов, кашек и борщей.

2. Завтрак вы не пропускайте,

Завтракать полезно,

Если завтрак пропустили,

Вы желудку навредили.

Не забудьте про обед,

Избежите многих бед.

И не забудьте про ужин,

Ужин тоже очень нужен.

3. Тщательно пережевывайте пищу. А главное не переедайте.

Доктор Витаминкин прощается и уходит.

Обобщение:

Ребята, с какими витаминами мы сегодня познакомились? Для чего служит витамин «А»«В»«С»? Что посоветовал нам Доктор Витаминкин? Назовите продукты, которые любят есть жители страны Здоровячков?


Играют в игру, выбирают полезные продукты.


Слушают правила питания.

Дети прощаются с Доктором.




Отвечают на вопросы.




3мин.

Рефлексия

Молодцы. Чтобы вам вырасти здоровыми, крепкими и ловкими, надо правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня.

Никогда не унывайте

И улыбка на лице,

И, конечно, принимайте

Витамины «А»«В»«С»!

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Устраивайтесь поудобнее, мы возвращаемся.






1мин.


        Сценарий образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию

(средняя группа)

Тема: Неделя чистюль
Тема занятия:
В гости к Чистюле
Автор конспекта: Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Закрепить знание о пользе мыла. Формировать здоровый образ жизни. Развивать соблюдение культурно -  гигиенических навыков, стремление содержать свое тело в чистоте.
Задачи:

Образовательные:
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями. Дать представление о микробах.

Развивающие:
Развивать интерес к гигиеническому навыку.
Воспитательные:
Воспитание дружелюбия.

Планируемый результат:
Соблюдают КГН, знакомы со свойствами мыла и его разновидностями, знают о микробах.
Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: магнитофон, песня «Вода и мыло».
- наглядные (демонстрационный материал): иллюстрации микробов ;картинки из сказки К. Чуковского "Мойдодыр". фотографии детей с различными эмоциями, микроскоп.
- раздаточные материалы: картинки с изображением чистюль и грязнуль.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг,

Слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг - другу улыбнёмся.


Дети строятся в круг.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята, у меня в руках «Чудесная коробочка». Давайте посмотрим, что в ней? Лоскутки, которые мне что-то напоминают. Давайте их потрогаем, закрыв глаза. Кто расскажет, какой это лоскуток? (теплый и мягкий) Что он нам напоминает? (кожу рук). А этот? (холодный и гладкий). А у кого такая же гладкая кожа, как этот лоскуток?

Давайте потрогаем, погладим нашу кожу. Какая она?

Дети смотрят в коробочку.

Закрывают глаза, трогают лоскутки.



Отвечают на вопросы.

2мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Учёные изобрели замечательный прибор. Называется он микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть, то, что мы никогда не видим. Направишь такое стекло на грязные руки и, о, ужас. Что это? Самые незаметные существа, о которых вы даже не подозревали, собрались на грязных ладонях.

Микробы бывают разные

Ужасные, опасные

Страшные и грязные

Корявые, упрямые

Противные, заразные

Какие безобразные

Ну что вам понятно?

Ну что вам приятно?

Показать иллюстрации, на которых изображены микробы. Если микроб пробрался в организм, он поселяется в человеке и раскрывает свой чемоданчик с ядом. Теперь твой организм заражён. И тут организм начинает реагировать. Кружится или болит голова, поднимается температура. Если с вами всё это происходит, значит это проделки коварных микробов.

Что же нам делать, чтобы противные микробы не попали к нам в организм?


Дети рассматривают микроскоп.







Слушают стишок.


Рассматривают иллюстрации.
Под лупой рассматривают кусочки грязного яблока.




Отвечают на вопросы.




4мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Появляется Чистюля (в руках волшебная коробочка). Ребята, угадайте, что у меня в коробке?
Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Чистюля - а для чего нам нужно мыло?

Чистюля -  ваши ответы мне нравятся. Руки нужно мыть несколько раз в день: после туалета, придя с прогулки, перед едой. А еще не грызть ногти – очень плохая привычка. Запомнить эти несложные правила поможет песенка «Вода и мыло».

Здороваются с чистюлей.


Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Слушают песенку.





4мин.

Самостоятельное применение нового на практике

Чистюля - ребята, давайте пройдем в умывальную комнату. Я покажу вам, как правильно мыть руки. Сначала нужно открыть кран с холодной водой. Немножко добавить горячей. Теперь возьмите мыло и намыльте под водой руки. Положите мыло на место и начинайте долго натирать себе руки, особенно между пальчиками, пока не появятся мыльные пузыри.

Теперь смойте с рук мыло водой, закройте кран и насухо вытрите руки полотенцем. Посмотрите, какими они стали чистыми, розовыми.

Чистюля - мыло и вода не только делают наши руки чистыми. Что получиться, если в чистую воду добавить много мыла? (мыльные пузыри) Давайте поиграем в игру «Волшебные пузыри». В ходе игры происходит соревнование на самый большой, самый «веселый», самый «летучий» пузырь.


Проходят в умывальную комнату, моют руки.



Ответы детей.

Изготовление вместе с Чистюлей мыльного раствора.

Играют в игру.



5мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Затем Чистюля прощается с детьми до следующей встречи и уходит.

Массаж лица « Умывалочка».

Надо, надо нам помыться (хлопают в ладоши)

Где тут чистая водица (показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной)

Кран откроем ш-ш-ш (делают вращающиеся движения кистями)

Руки моем ш-ш-ш (растирают ладони друг о друга)

Щёчки, шейку мы потрём (энергично поглаживают щёки и шею)

И водичкой обольём (мягко поглаживают ладонями лицо ото лба к подбородку).

Ребята сегодня мы с вами узнали о мыле и как правильно ухаживать за своей кожей. Теперь мы  всегда будем чистыми и опрятными, ведь болеть  совсем не хочется.
 Ребята давайте с вами ещё раз вспомним правила ухода за кожей:

1) Моемся каждый день тёплой водой с мылом.

2) Вытираемся насухо.


Прощаются с Чистюлей.



Выполняют массаж лица.




Проговаривают правила ухода за кожей.




2мин.

Рефлексия

 «Цветы и бабочки».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового);

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).


Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.


2мин.

Сценарий образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию

(средняя группа)

Тема: Майские праздники
Тема занятия:
 День Победы
Автор конспекта:
Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Формировать представление детей о празднике «День Победы». Воспитывать патриотические чувства и гордость к своей Родине и ее людям.
Задачи:

Образовательные:
Дать знания о том, что 9 мая - праздник Победы.

Развивающие:
Развивать умение выражать свои мысли. Развивать речь, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства и гордость к своей Родине и ее людям.

Планируемый результат:
Дети гордятся своей Родиной, знают, что 9 мая – День Победы.
Средства, оборудование, материалы:
- технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: звукозапись военного марша, колонка.
- наглядные (демонстрационный материал): Портреты героев Советского Союза, иллюстрации о войне.
- раздаточные материалы: карандаши, раскраски.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!


Дети встают в круг, здороваются друг с другом.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята, совсем скоро вся страна будет отмечать замечательный праздник. Кто знает какой?
Правильно. Как вы думаете, это радостный или грустный праздник? Почему вы так думаете?


Ответы детей.

1.5мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Никогда люди не забудут этот день. Тем, что мы сейчас живем, мы обязаны нашим прабабушкам и прадедушкам, которые в жестоких боях отстояли этот радостный день.

Стихотворение Т. Белозерова «Майский праздник»):

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.        

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.




Слушают стихотворение.








4мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда все люди спали, гитлеровские войска напали на нашу Родину. Они бомбили города и села с самолетов, расстреливали танками и пушками ни в чем не повинных людей. На защиту Родины тогда поднялись взрослые и дети. Война была поистине народной. Как вы думаете, почему?

На защиту Родины тогда поднялись и взрослые, и дети. «Все для фронта, все для победы!» И наш народ победил. Почему?

Защитники мужественно сражались за каждый город, за каждую улицу, за каждый дом. За отвагу и героизм в борьбе с гитлеровскими захватчиками, многие воины были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди этих героев есть и наши земляки – Карбышев, Гуртьев, Осьмин, Романенко и многие другие. Именами этих героев названы улицы, школы и установлены мемориальные доски.

Физкультминутка.
Раз-два – аты - баты,

Три-четыре – мы солдаты.

Маршируем как пехота.

Раз-два – повороты.

В кабину сели самолёта,

Три-четыре – мы пилоты.

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

Внимательно слушают, проявляют интерес.





Отвечают на вопросы.




Рассматривают портреты героев.




Выполняют физкультминутку.





4мин.

Самостоятельное применение нового на практике

А сейчас под звуки праздничного марша я предлагаю вам промаршировать, как военные на праздничном параде.

Ребята, перед праздником и во время праздника все люди прикрепляют к одежде ленточку черного и оранжевого цвета. Она называется Георгиевская лента и является символом праздника Победы. Предлагаю вам раскрасить ленточки для себя.


Маршируют.



Раскрашивают ленточки.



5мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

О каком дне мы с вами разговаривали?
Кто защищал нашу Родину?
Почему в День Победы люди одевают Георгиевскую ленточку?


Отвечают на вопросы.




2мин.

Рефлексия

 На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.    


Прикрепляют лучики к солнышку.


2мин.



Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию

(средняя группа)

Тема: Насекомые
Тема занятия:
 Насекомые
Автор конспекта:
Тепликина Анжелика Андреевна

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие фольклора, двигательная, речевая.

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:

Образовательные:
Закрепить знания о разнообразном мире насекомых. Расширить представление детей о жизни насекомых, формировать умения называть характерные особенности внешнего вида, активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

Развивающие:
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде, познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания);
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Планируемый результат:
Различают насекомых, знают их части тела, место обитания. Проявляют интерес к окружающей среде.
Средства, оборудование, материалы:

- наглядные (демонстрационный материал): цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки.
- раздаточные материалы: мяч, увеличительное стекло.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.


Дети встают в круг, улыбаются друг другу.


0.5мин.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы поедем на поезде. Занимайте места в вагонах. А впереди вагонов - паровоз. Поехали! Чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз, он маленьких деток на полянку повез!
Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке.
Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.
Ой, а что это такое лежит на полянке?
Это конверт с письмом.
Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.


Встают паровозиком за воспитателем и показывают движение паровоза.

Дети подходят к столу, накрытым зеленой тканью и украшенным цветами.

Обращают внимание на конверт.
Слушают письмо.

2мин.

2.

Основная часть

Проектирование

решений проблемной, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Письмо. Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея, и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

Насекомые.

- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? 

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её (Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

5. Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)

Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали. Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? Ребята, а для чего нужны насекомые? Давайте сядем на стульчики.




Отвечают на вопрос.




Отгадывают загадки.









Отвечают на вопросы.
Садятся на стульчики.




3.5мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

(показываю схему развития бабочки).

Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время, и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.
Молодцы!


Внимательно слушают.




Рассматривают схему развития бабочки.

Выполняют физкультминутку.





5мин.

Самостоятельное применение нового на практике

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? 

А как можно их назвать одним словом? 

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Дидактическая игра «Найди насекомое».

Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

(На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому).

Кого из насекомых вам удалось найти?

Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла.

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка (летает).

Пчёлы летают, а паук (ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).

Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).

Молодцы, ребята.



Обращают внимание на бабочку.

Рассматривают ее.

Один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого.

Играют в игру.


Ответы детей.



Играют в игру.



Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.
Играют в дидактическую игру, отвечают на вопросы.



5мин.

Заключительная часть

3.


Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.


Вот и подошло наше путешествие к концу, пора в д/с возвращаться садимся в вагоны и едем назад. Чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз, он маленьких деток в садик повез!
Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка?



Строятся паровозиком и бегут.

Отвечают на вопросы.




2мин.


Рефлексия

 
Игры с макетами насекомых.


Играют с насекомыми.

2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию . в старшей группе тема «Пернатые друзья»

Развивать системное мышление.Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.Развивать способность детей сра...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: « Путешествие с Фиксиками »

Данный материал включает в себя конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Путешествие с фиксиками". Конспект включает в себя элементы...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «В гостях у Мишутки»

фФормирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности...