ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_kak_osen_svoyu_koronu_iskala.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ-квест для детей и родителей «Осенние приключения»

Автор: Тихонова Алена Петровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 25  «Ромашка», г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

Цель: закрепление знакомых методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

Задачи:

  • развивать творческое воображение, творческое мышление;
  • развивать образно-ассоциативное мышление;
  • закреплять умение пользоваться моделью  системного оператора «пятиэкранка»;
  • закреплять навыки работы в нетрадиционной технике рисования «Фроттаж»;
  • продолжать учить выделять «конфликтующую пару» в сказочных сюжетах;
  • продолжать учить перевоплощаться в новый образ   при помощи эмпатии;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, желание им помочь.

Ход квеста:

1 часть. Организационный момент

Осень: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!

Случилась у меня беда! Злой Соловей-разбойник украл мою корону. Помогите мне вернуть пропажу, сама я с Соловьём не справлюсь!

Родители и дети: - Хорошо, поможем.

Осень, родители и дети отправляются в лес. Встречают там Лесовичка.

2. Основная часть

I станция. «Синектика. Прямая аналогия»

Осень: - Здравствуй, Лесовичок!

Лесовичок: - Здравствуй, Осень. Рад видеть тебя в моём лесу! Здравствуйте, ребята и взрослые!

Осень: - Не встречал ли ты Соловья-разбойника? Он украл мою корону, а ребята и взрослые помогают её вернуть.

Лесовичок: - Был здесь Соловей. Даже карту показал, где спрятал твою корону. Потом эту карту порвал, чтоб никто не смог найти эту корону! Разлетелись клочки по всему лесу, только два я и смог поймать. Отдам вам их, как выполните мои задания.

Осень: - А что нужно делать, Лесовичок?

Лесовичок: - Да всего-то дорисовать из моих фигур различные предметы! А чтоб мне было интереснее за вами наблюдать, давайте поделимся на команды.

Игра-эстафета «Дорисуй фигуру»

Ребёнок в паре с родителем добегают до стола, выбирают лист с геометрической фигурой и рисуют из нее предмет. Возвращаются, передают эстафету следующей паре.

Лесовичок: - Молодцы! (Рассматривает нарисованные фигуры).

Справились обе команды! Повеселили вы меня, получайте свои части карты. А чтоб вы не заблудились в лесу, отправлюсь-ка я с вами.

Осень: - Конечно, Лесовичок, нам понадобится твоя помощь.

II станция. «Системный оператор»

Лесовичок: - Тогда в путь! (Подходят к колодцу, их встречает кикимора)

Осень, Лесовичок: Здравствуй, Кикимора!

Кикимора: - Здравствуйте-здравствуйте! С чем пожаловали?

Осень: - Кикимора, Соловей-Разбойник украл мою корону.

Лесовичок: - И спрятал её! Не видела ли ты, Кикимора, частей от этой карты? (показывают кусочки карты)

Кикимора: - Так вот значит, что это такое! (Показывает на свою юбку). А я сделала из неё заплатку.

Осень: - Кикимора, отдай нам, пожалуйста, этот клочок!

Кикимора: - Ну, хорошо, поможете мне, верну вам заплатку!

Лесовичок: - Говори, Кикимора, что делать?

Кикимора: - Решила я написать книгу про ягоды наши северные. Помогите мне заполнить пятиэкранку «Корзинка», я её в свою книгу вставлю.

Работа с системным оператором

Родители в паре со своими детьми заполняют пятиэкранный системный оператор   «Корзина» Кикимора с родителями и детьми рассматривает заполненные экраны СО, выслушивает рассказы детей и родителей по системному оператору.

Кикимора: - Вот ваша заплатка, то есть часть от карты. До свидания! (скрывается за колодцем)

III станция. «Нетрадиционное рисование. Фроттаж»

Дети, родители, Лесовичок и Осень отправляются дальше в «лес».

Слышно ауканье.

Осень: - Ребята, вы слышите, кто-то зовёт?

Лесовичок: - Да это Бабушка Аушка, она помогает тем, кто заблудился в лесу.

Появляется Бабушка Аушка.

Осень: - Здравствуй, Бабушка Аушка!

Бабушка Аушка: - Здравствуйте! Как вас много! Что вы здесь делаете?

Осень: - Ищем мы части от этой карты. (Показывает)

Лесовичок: - Дорогая Аушка, как твоё здоровье?

Бабушка Аушка: - А здоровье моё не очень. Холодно стало в лесу,   коврик мой прохудился. Холодно моим ножкам. Хочу коврик починить. Вот ветер принёс эти клочки. (Прикладывает к коврику кусочки карты)

Осень: - Бабушка Аушка, давай мы отремонтируем твой коврик. А ты взамен отдашь нам кусочки карты.

Бабушка Аушка: - Это ты, милая, хорошо придумала!

Осень предлагает родителям и детям сделать заплатки для коврика.

Осень: - Я знаю один способ, чтоб заплатки получились красивые и нарядные. Сейчас я вам его покажу.

Осень показывает технику рисования «Фроттаж» с помощью листьев. Затем родители с детьми делают оттиски листьев на «заплатках». Готовые «заплатки» приклеивают на коврик Бабушки Аушки, вручают коврик бабушке.

Бабушка Аушка: - Ой, спасибо, мои дорогие! Теперь мне будет тепло! Возьмите часть карты. (Отдаёт кусочек карты Осени)

А другую часть я отдам, когда вы, родители, со мной поиграете.

IV станция «Метод «Эмпатия»

Родители делятся на 2 команды, получают карточки с заданиями. Одна команда изображает героя с карточки, вторая отгадывает, кого изображают.

Динамическая пауза «Изобрази героя»

- Старая бабушка, которая прыгает на скакалке

- Вор с большим мешком

- Мама опаздывает на работу

- Пингвин на пляже

Бабушка Аушка: Ну, родители, ну, молодцы! Давно я так не веселилась! Держите, заслужили! (Вручает Осени оставшуюся часть карты)

Прощаются с бабушкой Аушкой, отправляются дальше

V станция «Определение «Конфликтующей пары»

Раздается громкий свист

Лесовичок: - Вы, слышите? Это Соловей-разбойник!

Соловей-разбойник: - А, ко мне гости пожаловали!

Что вы по лесу рыщите, корону ищете?

Осень: - Соловей-разбойник, отдай мою корону, мне скоро на праздник к ребятам идти.

Лесовичок: - Хватит тебе, Соловушка, чудить! Верни Осени пропажу! (краденое)

Соловей-разбойник:  - Ну хорошо, уговорили! Выросла в нашем лесу сосна.

А шишки на ней не простые, золоченые.

В каждой шишке загадка  мудрёная!

Отгадаете эти загадки, верну вашу корону!

Соловей поочередно снимает «шишки» с сосны, в них находятся иллюстрации к сказкам… Дети и родители определяют конфликтующую пару («кислую парочку»).

Соловей-разбойник: - Молодцы, справились с загадками!

Ой, голова моя садовая! Не помню, где спрятал корону!? Помню, корону в сундук положил, а ключ от сундука закопал.

Место это на карте отметил, а карту разорвал, по лесу раскидал…

Вот, что только у меня осталось (показывает последний клочок карты)

Осень и Лесовичок: - Не переживай, карту мы твою собрали

(забирают у Соловья последнюю часть)

Все вместе составляют из частей карту, определяют место нахождения ключа, выкапывают ключ

Лесовичок: - Ну, соловей теперь вспоминай, куда сундук спрятал.

Соловей-разбойник: - Вспомнил, вспомнил!!!

Бежит, снимает сундук с дерева.

Осень открывает сундук, достает и надевает корону.

3. Заключительная часть

Осень: - Спасибо вам, ребята! Спасибо взрослые! Тебе, Лесовичок, спасибо! Без вас я бы не справилась!

А нам пришло время прощаться. До свидания!

Осень и Лесовичок  уходят.

Список использованных источников информации:

  1. Авторская разработка А. П. Тихоновой.
  2. Кислов А. В. Третий глаз, или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2018.
  3. Пчелкина Е. Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – М.: КТК «Галактика», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Как гном искал свой дом…»

Конспект составлен  в соответствии с Федеральными государственными требованиями...

Конспект занятия во второй младшей группе «Как зайчик свою сказку искал»

Развитие связной речи через устное народное творчество....

Открытое занятие в младшей группе по развитию связной речи на тему:"Как зайчик свою сказку искал".

Цель данного занятия развитие связной речи через устное народное творчество, а именно закрепление знакомых потешек и сказок....

Сценарий музыкального развлечения для детей младшей группы "Как Снеговик свой нос искал"

Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста «Как Снеговик свой нос искал»Цель- создание радостного новогоднего настроения у детей, чувства сопричастности к сказочному действию.З...

Конспект – сценарий НОД lля детей раннего возраста: «Как котенок свой домик искал»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей . Задачи: • упражнять звукоподражанию, обогащать словарь детей по теме «Домашние животные», животные и детёныши: мама – кошка, детеныш – котенок; ...

Сценарий праздника для детей второй группы раннего возраста "Как кукла Катя свою кошку искала"

8 марта - международный женский день! И даже ребята 2-3 лет готовятся к этому празднику. В гости к ребятам придет кукла Катя, и придет она не с пустыми руками, а с платочками, да не обычными. Ребята у...

Сценарий новогоднего праздника "Как Снежная баба свой носик искала!" (для детей 3-4 лет)

Интересный сценарий, где все дети участвуют не только в общих, но и в индивидуальных номерах....