Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чего? И почему?»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Дятлова Ольга Владимировна

Экологический кружок для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чего? И почему?»

КРУЖОК «Отчего? И почему? »

Познавательно-экологический кружок для детей 6-7 лет

Руководитель:   Дятлова О.В.

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель: развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы) ; воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.

- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Возраст детей – 6-7 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут

Формы работы кружка:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Экскурсии в природу

3. Практическая работа

4. Опытно-исследовательская работа

5. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)

6. Развлечения

Список детей:

1.Дятлова Настя

2.Волкова Вика

3.Полосин Женя

4.Авдонин Рома

5.Пуганов Сережа

6.Горюнова Света

7.Глистов Стас

8.Козлов Максим

9.Косолапова Лена

10.Архипов Игорь

Перспективный план работы кружка «От чего? И почему?»

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: Вводное занятие

Цель: ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети.

Занятие 2.

Тема: «Великий невидимка-воздух»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Оборудование: веер, воздушный шарик, полиэтиленовый маленький пакет, стакан с водой, соломинки, камень, пуговица, губка, пустая бутылка.

Литература: конспект

НОЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: «Вода вокруг нас»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.

Оборудование: емкости с водой, стакан, марля, лед.

Литература: конспект

Занятие 2.

Тема: Какой бывает вода?

оборудование: стакан с водой, с молоком, соленой водой, емкость с водой, горячая вода, 2 стаканчика, краски, сахар, песок.

Литература: конспект

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема: Незнайка и мороженое»

Цель: Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию .

Оборудование: 2 кусочка мороженого, 2 маленьких блюдечка, меховая варежка, картинки: мальчик в маичке и в трусиках, мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья, мальчик в зимней одежде.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 75

Занятие 2.

Тема: «Как помочь растению? »

Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага) ; появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода) ; установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Материал: комнатное растение, графические модели-карточки, пустая лейка, дневники наблюдений.

Литература: конспект.

ЯНВАРЬ

Занятие 1.

Тема: Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка, засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Литература: Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, с

Занятие 2.

Тема: Посадка лука

Цель: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения,трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Оборудование: маленькие горшочки, лук на каждого ребенка, земля, совочки, альбом для зарисовок.

Литература: конспект.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

Тема: «Твердое-жидкое»

Цель: формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества.

Оборудование: кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 22

Занятие 2.

Тема: Роль воды в жизни растений

Цель: показать разные состояния растений при различном водном и тепловом режиме.

Оборудование: 2 побега, 2 стакан, дневники наблюдений.

Литература: А. И. Иванова «Мир растений».

МАРТ

 Занятие 1.

Тема: Проведение опытов со снегом

Цель: развивать наблюдательность, активизировать словарный запас детей, учить самостоятельно делать  выводы.

Занятие 2.

Тема: Роль почвы в жизни растений

Оборудование: любые семена, почва, емкость с крышкой.

Литература: А. И. Иванова «Мир растений».

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

Тема: Семена однолетних цветов и подготовка их к посеву

Цель: познакомить с семенами однолетников по внешнему виду, очистить их, определить всхожесть семян, вместе с детьми посадить их в почво-грунт,учить детей наблюдать за процессом произрастания.

Занятие 2.

Тема: Испарение

Цель: формирование представлений об испарении воды –превращении воды в пар при нагревании.

Оборудование: кусочки льда на каждого ребенка, стакан со льдом, свечка, небольшая кастрюля.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 31

МАЙ

Занятие 1.

Тема: Высадка рассады однолетних цветов в грунт участка. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Занятие 2.

Тема: Строение веществ

Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 56.

Занятие(итоговое)

Тема: Экологический КВН с родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-экологическое занятие "Заколдованный лес"

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому....

Интегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.

В данной работе представленоИнтегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.Тема:"Путешествие в волшебный лес".Цель:1.Обобщать знания детей о диких и домашних животных, ...

Сценарий познавательно-экологического развлечения «Наш дом - природа, берегите ее».

Сценарий познавательно-экологического развлечения.                                         ...

Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качест...

Интегрированное познавательно- экологическое занятие во второй младшей группе.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Путешествие в сказочный лес"...

Познавательно-экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития  и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста...