Познавательный проект: "Любознай-ка" 1 младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Вензель Светлана Ивановна

Проект был реализован с детьми 1 младшей группы по познавательному развитию через опыты и эксперименты совместно в родителями. Для детей ранненого возраста элементарные опыты и эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboznay-ka.docx755.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Малышок» №111277699297_b1d83363612dt.jpg

Проект по познавательному развитию

в первой младшей группе

«Любознай-ка»

Выполнили:

Вензель С.И.

Черняк Л.Н.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»

С.Л. Рубинштейн

Актуальность проблемы:

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте,  познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассматривать предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.

Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребёнка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно - образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса. Постановка вопросов, заставляющих ребёнка возвращаться к прошлым экспериментам, способствует развитие памяти.

В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов.

Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент.

Задачи проекта: 

  • Сформировать представления детей о свойствах воды, песка, камней
  • Активизировать  речь детей  и обогатить их  словарный  запас
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством взаимодействия с природными материалами
  • Развивать тактильные ощущения , воображение, логическое мышление, навыки экспериментальной деятельности.

Сроки реализации: 1 месяц

Целевая группа: дети, воспитатели, родители

Возраст участников: 1 младшая группа

Место реализации: помещение МБДОУ №11 «Малышок» (групповая комната, спортивно – музыкальный зал)

Прогнозируемый результат:

  • Стимулирование в ребёнке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям
  • Развитие наблюдательности, любознательности
  • Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс

Этапы реализации проекта:

Этап

Содержание

Подготовительный

1.Определение цели и задач проекта.

2.Изучение литературы, подбор методического и практического материала

3.Составление комплексно - тематического планирования

Основной

Организованная деятельность детей через проведение экспериментальной деятельности

Заключительный

Мероприятие совместно с родителями «Путешествие в страну открытий»

Комплексно-тематическое планирование

Работа с детьми

Работа с родителями

«В гостях у волшебницы водицы»

Эксперимент «Свойства воды»    (дата проведения)

Привлечение родителей к проведению эксперимента дома

Эксперимент

«Вода - прозрачная»

Привлечение родителей к обогащению уголка экспериментирования

Эксперимент

 «Растворимость веществ в воде»

Привлечение родителей к совместному проведению экспериментов с водой

«Чудесный песочек»

Эксперимент «Юные кладоискатели»

Обогащение развивающей среды

Эксперимент

«Эти забавные рисунки»

Привлечение родителей к созданию выставки «Чудесные превращения водички (песочка, камней)»  (поделки, рисунки, аппликации)

«Волшебный мир камней»

Эксперимент «Камни»

Обогащение развивающей среды

Эксперимент «Тонет - не тонет»

Консультация

 «Экспериментируем дома»

Эксперимент

 «Мягкий - твёрдый»

Привлечение родителей к проведению итогового мероприятия

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну открытий» (Просмотр презентации «Юные исследователи», проведение экспериментов вместе с родителями, просмотр выставки  «Чудесные превращения»)

«В гостях у волшебницы водицы»

Эксперимент «Свойства воды».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая и холодная.

Оборудование: два тазика с водой,  резиновые игрушки – уточки, гусята, рыбки.

Ход эксперимента:

Дети усаживаются на стульчики полукругом. Звучит музыка со звуком воды.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте руками глазки и посчитаем вместе: раз, два, три - откройте глазки.

 На столе ставятся два тазика с тёплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань и потрогать воду в тазике с холодной водой.

Воспитатель: Что там?(ответы детей)

-Какая водичка? (холодная)

Воспитатель предлагает просунуть руку  под ткань в тазик с тёплой водой.

Воспитатель: Что там?(ответы детей)

-Какая она? (тёплая)

Во время эксперимента ткань не снимается с тазиков, для того, чтобы активизировать тактильное восприятие.

Воспитатель (сняв ткань с тазиков): Кто может плавать в воде? (ответы детей)

Пальчиковая игра «Уточка»

Дети опускают руки в тазики с водой и делают упражнения.

На волнах качаясь,                Руки ставятся параллельно друг к другу,

ладонями вниз,

Уточка плывёт                        плавными движениями поворачивают руки

Из стороны в стороны

То нырнёт, то вынырнет        Руки ставятся параллельно друг к другу,

ладонями вниз, вверх, имитируя нырок

отпуская руки вниз, затем плавно поднимая вверх.

Лапками гребёт        Гребут ладошками поочерёдно, имитируя лапки уточки.

Игры с водой и плавающими игрушками.

SDC17663.JPG

Эксперимент «Вода – прозрачная»

Цель: познакомить со свойством воды – прозрачностью.

Материал: вода, молоко, камешки, два стакана

Ход эксперимента:

Показ презентации «В гостях у волшебницы водицы»

 Воспитатель: Сегодня мы снова отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте глазки руками и посчитаем вместе: раз, два, три. (Дети открывают глаза).

Уточнение правил безопасности:

- не брать в рот камешки

-не пить воду и молоко

Выполнение эксперимента.

Воспитатель в оба стакана опускает по камешку. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная, в стакане с молоком камешка не видно - значит, молоко – не прозрачное.

Предлагаем детям повторить: «Вода – прозрачная». Дети сами повторяют опыт.

Вывод: вода – прозрачная, молоко - непрозрачное.

SDC17672.JPG

Эксперимент «Растворимость веществ в воде»

Цель: раскрыть понятия о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Материал: вода, песок, сахар, два стакана

Ход эксперимента:

Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает  посмотреть, что у нас находится на столе (ответы детей). Сегодня мы с вами будем маленькими волшебниками.

 Уточнение правил безопасности:

- не пить воду из стакана

- не брать в рот сахар и песок.

 Выполнение эксперимента.

В один стакан кладём песок, а в другой - сахар. Размешиваем. Дети наблюдают и отмечают, что песок медленно опустился на дно стакана. Сахар исчез.

Воспитатель. Почему так происходит? (Высказывания детей).

Вывод: в воде некоторые вещества растворяются (сахар), а некоторые нет

(песок).

Дети повторяют «Сахар растворился, а песок не растворился». Дети повторяют опыт.

SDC17702.JPG

«Чудесный песочек»

Эксперимент «Юные кладоискатели»

Цель: формирование представлений об особенностях сухого и мокрого песка.

Материал: песок, тазик с сухим песком, мелкие игрушки, лейка с водой , формочки для лепки из песка.

Ход эксперимента:

Показ презентации «Песок»

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (Песок).

 Правила безопасности:

- не брать песок в рот

- не обсыпаться песком

-не тереть глаза грязными руками.

-Скажите, какого цвета песок? (Ответы)

Потрогайте его и скажите:

-- Какой песочек? (сухой, лёгкий, сыпучий)

- Как можно играть в песок? (копать, насыпать, сеять, лепить пирожки)

Игра «Юные кладоискатели»

 Ребята, в песочке можно что – то найти, давайте с вами посмотрим, что же он сегодня для нас припрятал. Дети ищут в песке мелкие игрушки. По ходу поиска, беседуем:

- Скажите, а из нашего песка можно слепить пирожки? Дети пробуют.

- Получается? Почему нет?

Вывод: из сухого песка пирожки не получаются

-Что нужно сделать, чтобы он стал мокрым? (ответы детей)

Воспитатель наливает воды в песок так, чтобы он стал мокрым и пригодным для лепки.

- Каким стал песочек? (ответы детей)

Дети пробуют слепить пирожки и фигурки.

Вывод: из мокрого песка можно сделать пирожки.

SDC17738.JPG

Эксперимент «Эти забавные рисунки»

Цель: формирование тактильного восприятия сухого и мокрого песка.

Материал: тазик с сухим песком, лейка с водой, мелкие игрушки, музыка со звуками воды.

Ход эксперимента:

Подвижная игра «Песчинка».

 Воспитатель предлагает поиграть: Вокруг себя повернитесь и в песочек (песчинку) превратитесь.

-Вот как много у нас песка. Весь песок сыпучий. Вдруг подул сильный ветер (воспитатель дует на детей). Все песчинки закружились, полетели. (Дети кружатся). Ветер притих и песчинки осторожно опустились на землю (дети садятся на корточки).

-Пыльно на улице (воспитатель поливает песчинки из лейки). Песчинки намокли и опустились на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь за руки и образуем круг - каравай. Вот какой большой каравай получился.

Предложить детям посмотреть,  как  на мокром песке остаются следы - игра с игрушками.

Тоже проделать  с сухим песком. Сравнить отпечатки,  оставленные на сухом и мокром песке.

Вывод: на мокром песке отпечатки видны лучше, чем на сухом песке.

SDC17749.JPG

«Волшебный мир камней»

Эксперимент «Камни»

Цель: познакомить с камнями, закрепить восприятие величины.

Материал: коллекции камешков, коробочка, картинки с изображение камней.

Ход эксперимента: 

Воспитатель вносит коробочку с камнями. Просит угадать, что лежит в коробочке (поболтать коробочку, если дети не угадают - показать камешки).

Беседа о камушках:

-Где можно найти камушки? ( ответы детей - на дороге, на речке, в песке; при затруднении в ответах - показать картинки)

- Какие бывают камушки? (большие, маленькие, чёрные и т.д)

Уточнение правил безопасности:

-нельзя кидаться камнями;

нельзя брать их в рот.

Рассматривание камней.

Игра «Сортировка»

Дети группируют камешки по размеру и по цвету.

Вывод: камни бывают разные по размеру и по цвету.

SDC17755.JPG

Эксперимент «Тонет - не тонет»

Цель: закреплять  восприятие веса, развивать логическое мышление.

Материал: камни, пёрышки, спички, тазик с водой.

Ход эксперимента:

Дети стоят в кругу. Показ корзиночки, в которой находятся камешки, пёрышки, спички.

-Что произойдёт, если нам опустить пёрышко и  спичку в воду? (ответы детей)

-Как вы думаете, почему пёрышко и спичка плавают ? ( ответы детей)

-А что произойдёт, если нам опустить в воду камушек? (ответы детей)

-Почему он утонет? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям подержать на ладошках пёрышко, спичку и камешек, почувствовать, что тяжелее, а что легче.

Дети сами повторяют опыт.

Вывод: камешек тонет, потому что он тяжёлый, а пёрышко и спичка не тонут - лёгкие.

SDC17806.JPG

Эксперимент «Мягкий - твёрдый»

Цель: закрепить знания о свойствах пластилина; познакомить со свойствами камней.

Материал: пластилин, камни, дощечки для лепки.

Ход эксперимента:

Воспитатель говорит детям, что хочет показать им кое-что интересное и предлагает сесть за столы.

-Из чего можно слепить шарик (колбаску)? (ответы детей)

Воспитатель раздаёт кусочек пластилина на каждого и предлагает помять его и скатать шарик или колбаску.

Далее каждому по камушку и предлагает также скатать колбаску или шарик.

-Получается? (ответы детей)

- Возьмите камешек в ручку и сожмите его в ладошке. Какой камень? (ответы детей)

Вывод: пластилин - мягкий, камни - твёрдые.

SDC17830.JPG

Используемая литература:

  1. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва 2009
  2. Е.И. Мурудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Детство - пресс 2010
  3. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"

Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Познавательный проект "Любознай-ка"

Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые откр...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...

ООД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в младшей группе. Тема « Свойства бумаги».

ООД по познавательному развитию(познавательно-исследовательская  деятельность)в младшей группе.Тема « Свойства бумаги»....