Конспект занятия по экологии «Беседа о насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Филь Елена Сергеевна

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики)
Программное содержание: формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование:  картинки насекомых: бабочки лимонницы и божьи коровки, игрушка Буратино, рабочие тетради для каждого ребенка, карандаши.
Предварительная работа: Наблюдения за насекомыми на прогулке, знакомство с моделями существенных признаков насекомых, с динамической моделью «бабочка, складывающая крылья».
Планируемые результаты: сформированы знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развито умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитана любознательность.

                                                   Структура занятия

I.

Вступительная часть

Сюрпризный момент. Появление Буратино

2 мин

II.

Основная часть

 

15 мин

1.

Беседа

«Чем похожи насекомые?»

 

2.

Физкультминутка

Дети выполняют движения

 

3.

Беседа

«Чем отличаются насекомые?

 

4.

Работа в тетради

Раскрашивание насекомых

 

III.

Заключительная часть

Итог занятия

3 мин.

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия

I.Вводная часть
Приходит Буратино и приносит картинки, на которых изображены бабочки и жуки.
II.Основная часть
1.Беседа «Чем похожи насекомые?»
Из кармана достает картинки и предлагает детям:
- Ребята, это бантики, они очень красивые и все желтого цвета.

Дети рассматривают и говорят о том, что Буратино ошибается: это бабочки-лимонницы

Буратино достает предметы из другого конверта и говорит, что это пуговки. Дети говорят о том, что это жуки божьи коровки.

Дети вспоминают о том, что они наблюдали за бабочками и божьими коровками на улице и делали аппликацию.
Буратино: - Мне кажется, что они такие разные. Похожи только тем, что маленькие, а больше ничем.

Воспитатель: - Давайте объясним Буратино, чем еще похожи жуки, божьи коровки и бабочки лимонницы
Дети находят модели существенных признаков насекомых  и, объясняют, что у них тело состоит из члеников: шести ног, усиков, крыльев.

2. Физкультминутка «Бабочка»
Это странный дом без окон          (медленные поворот вокруг себя)
У людей зовётся «кокон»
Свив на ветке этот дом,                  (вращают руками)
Дремлет гусеница в нем.                (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму           (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо-                (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна…       (хлопки на каждое слово)
Просыпайся, соня-сонюшка!         (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком  (рисуют солнышко руками)
Гусенице не до сна                          (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!                       (бегут по кругу и машут руками

3. Беседа «Чем отличаются насекомые?»

Буратино: - Значит у бабочек и божьих коровок все одинаковое?
Дети объясняют, что  они отличаются по величине, по форме тела, по цвету, по количеству точек (у бабочек- одно красное пятнышко, у божьих коровок – семь черных точек)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, есть ли у наших насекомых враги?
Буратино: - Неееет… Они ведь такие маленькие
Дети объясняют  Буратино, что враги насекомых – это птицы
Воспитатель: - А как они спасаются от птиц?
Буратино: - Сразу, убегают наверно…

Дети с помощью воспитателя объясняют Буратино, как приспособились бабочки и божьи коровки к защите от врагов. Насекомые от птиц убежать не могут. Бабочки ярко лимонного цвета, они как только сядут на цветок, на стебелек зеленой травы и сложат крылышки, так и скрываются от глаз наблюдателя.

А жуки коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие – красные с черными точками, как будто предупреждают птиц: «Не ешьте нас, мы очень горькие!». Вот птицы и боятся их клевать. А если человек возьмет в руки божью коровку, то этот жучок сразу притворится  мертвым, не шевелится, прячет ножки и усики.
4. Работа в тетради (стр.11-12)
- Каких насекомых мы видели на участке осенью? Раскрась их
- Расскажи, чем похожи жуки и бабочки? Обведи, дорисуй и раскрась.

III.Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним потешку:
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки
Принеси нам хлеба,
Только не горелого,
Черного иль белого
Всем по одной
А тебе ни одной!

Дети могут полетать с Буратино, как бабочки: они порхают, парят в воздухе, присаживаются на цветок, складывают крылышки. 
Прощание с Буратино.
- Кто к нам сегодня приходил?
- Что принес?
- Что мы сегодня делали с картинками?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии «НАСЕКОМЫЕ» в средней группе

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жизнь насекомых»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жизнь насекомых»...

Конспект занятия по экологии Тема: Насекомые.

Цель: Расширять представления детей о насекомых, показать их многообразие. Познакомить со, строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умение находить сходство и различия. Фор...

Конспект занятия по экологии «Путешествие в таинственный мир насекомых»

Программное содержание: обобщить представления детей о многообразии насекомых-Закрепить  знания об условиях их обитания-Развивать внимание, память, воображение-Развивать связную речь детей-Воспит...

Конспект занятия по экологии. Тема: Беседа о насекомых.

Конспект занятия по экологии.Тема: Беседа о насекомых.Цели: Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главнее признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формирова...