Конспект занятия "Путешествие на Север""
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, а именно климатическим поясом- Север, его животным, растительным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_na_sever.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие на север».

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о разнообразии природы, о планете Земля как общем доме, о природе России.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления о природной зоне Север через знакомство с разнообразием растений и животных.
  • Формировать представления о взаимосвязи растений и животных с условиями жизни Севера через использование модели.
  • Упражнять в составлении описательного рассказа по модели.

Развивающие:

  • Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, память, связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство единства с природой, желание беречь природу.
  • Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу во время занятия.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями растений тундры – ягель, морошка, клюква, голубика, карликовая береза, полярный мак; картинки с изображениями животных Арктики и тундры- белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная сова; карточка белого цвета, карточка с условными изображениями воды(много), света(мало), температуры (низкой), почвы (бедной). Ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход занятия

Дети заходят в группу, встают в круг и произносят слова вслед за воспитателем:

Здравствуй, небо голубое (смотрим вверх),

Здравствуй, солнышко родное (руки вверх),

Здравствуй, матушка Земля (кланяемся).

Здравствуй ты (пожимаем друг другу руки) и здравствуй я (руки к груди).

Воспитатель обращает внимание детей на доску. На первом слайде изображение пилота, самолета, белого медвежонка.

Воспитатель: Ребята, это пилот Петр. У него важное задание - доставить малыша Умку домой на Север. Но одному ему страшно лететь в такую даль, он приглашает вас составить ему компанию. Поможем нашему пилоту вернуть малыша к маме медведице?

Тогда вокруг себя ты обернись и в самолете очутись (дети присаживаются на стульчики).

Наше путешествие началось, смотрите в иллюминаторы (на экран) и вы увидите, как красива и разнообразна природа нашей планеты.

Ах, как же прекрасна наша планета!

 Вот — белая лента,

Вот — синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса...

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней —

в климатические пояса.
Сейчас мы пролетаем над природной зоной пустыня (слайд 2), зоной лесов и тайгой (слайд 3), зоной степи (слайд 4) и наконец мы снижаемся и идем на посадку (слайд 5 – Север, северное сияние).

Детей встречает эскимос в национальном костюме (кукла). Кукла рассказывает детям о климатических условиях Севера. (Рассказ сопровождается показом слайдов на экране)

Северный полюс - это ледяная пустыня, это снега, мороз и ураганные ветра круглый год! Северный полюс -  это полгода день и полгода ночь. На смену длинной ночи, приходит полярный день. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко. Его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Почва бедная, тонкий слой почвы. на ней растут карликовые растения с корнями, похожими на мочалку.

(На экране растения Севера)   

Воспитатель: Ребята, нам рассказали о климатических условиях севера, давайте выберем условные обозначения на карточках, по которым мы сможем рассказать другим ребятам какой же суровый Север.

Дети по одному выходят и выбирают карточку с условными обозначениями.

Воспитатель помогает наводящими вопросами.

Каким цветом обозначим Север? Правильно, белая карточка. Почему? Верно, много снега и льда.

Воды много или мало на Севере? Верно (много), а на поверхности воды много льда и снега.

Света много ли мало? Верно, мало! Сколько длится полярная ночь? Полярная ночь длится полгода.

Почва какая? Богатая или бедная? Верно, бедная, неплодородная. Опишите растения Севера: низкорослые (иначе сломаются из – за сильных ветров, корни мочалка, т.к. слой почвы тонкий).

Я очень рада, что вы так хорошо запомнили климатические особенности Севера. А теперь давайте разомнемся (Дети встают и выполняют физминутку).

Дуют Ветры ледяные (дети машут руками вверху),

Горы снежные, крутые (встать на носочки, потянуться вверх).

Там о лете не слыхали (ладони прижать к ушам и покачать головой).

Там согреешься едва ли (обнять себя руками).

Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк (хлопнуть на уровне груди).

 Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его
островов, здесь обитают многие животные. Некоторых с вами мы уже знаем.
Медвежонок Умка предлагает вам поиграть в игру. Из предложенных картинок животных нужно правильно выбрать только животных Северного Полюса. Если животное северного полюса- хлопаем, если нет – топаем.

После игры на экране появляется слайд с животными Севера.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как эти животные приспособились к жизни на Севере? Дети высказываются на задаваемые вопросы.

Что помогает животным быть незаметными в случае опасности? Правильно, белая шерсть, белое оперение у птиц помогает маскироваться.

Что помогает животным не мерзнуть на снегу и водах ледяного океана? Верно, густая шерсть и толстый слой жира.

Как называются конечности у морских животных- моржа, тюленя? Верно, ласты.

Чем питаются животные Севера? Так как мало растений, то основная пища- рыба, а также другие животные.

На экране появляется белая медведица с медвежонком.

Воспитатель: Ребята, Умке пора возвращаться в свою семью. Да и нам пора возвращаться в наш детский сад.

Вокруг себя ты обернись, в самолете очутись. Звук летящего самолета.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Где мы сегодня с вами побывали?

Что вы узнали сегодня нового?

Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Какие растения можно встретить на Севере?

Смогут ли животные севера жить в другом климате? Почему?

Вы теперь настоящие знатоки Севера и вас обязательно пригласят снова в путешествие, ведь наша Родина огромна и разнообразна.

Прекрасна Севера земля и нераскрытых тайн полна…

Как можно эту землю не любить?!

Мы здесь живем, и здесь мы будем жить!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Житель севера - снегирь".

Познавательное занятие для детей о жизни снегирей зимой....

Конспект" Путешествие на север" с детьми старшего дошкольног возраста

В занятиях использованы нетрадиционные педагогические технологии,такие как:мнемотехника,мукосол,икт...

Конспект НОД «Животные севера, тайги и жарких стран»

Конспект НОД  на тему:«Животные севера, тайги и жарких стран»(с использованием ИКТ)область «Познавательное развитие»...

конспект НОД "Животные севера"

Беседы, описания и загадки помогут расширить представление детей об окружающем мире, в частности о жизни и повадках животных севера...

Конспект занятия "Животные Севера".

Занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия "Животные севера и жарких стран"

Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания...

конспект нод "Животные Севера" в подготовительной группе

Конспект нод «Животные севера» Цели:• Способствовать формированию учебно – познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера.• У...