ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Знайки»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Волынская Ирина Юрьевна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Формирование экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_znayki_23g.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 12

Принята на заседании педагогического                                      УТВЕРЖДАЮ:                                          

совета № __5__ от _____29.05.2023 ____                    Заведующий МАДОУ д/с № 12

                                                                                         _____________ О.Ю. Кожукова

                                                                                          Приказ № __83__

                                                                                           от _29_ ______мая______2023

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Знайки»

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет, Срок реализации: 1 год.

Автор программы:

воспитатель Волынская Ирина Юрьевна

г. Калининград

г. Калининград

2023г.

Пояснительная записка.

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Формирование экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Экологическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений об экологии или окружающем мире. Самым важным является развитие познавательного интереса и природосохраняющего мышления дошкольников, умения созидательно взаимодействовать с природой.

Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Ключевые понятия, используемые в программе:

Экология – это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов со всем, что их окружает.

Эколог – человек, который занимается изучением связей между живыми организмами и средой их обитания.

Экологическое воспитание – способствует формированию интегративного качества личности, отражающее систему экологических знаний, ценностных ориентаций на природу, нравственно-эстетические чувства и экологическую деятельностную активность. Экологическое воспитание дошкольников прежде всего направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне.

Энергосбережение – это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно- энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Вторсырье – это бытовые и промышленные отходы, которые после переработки можно использовать снова и получить новую продукцию.

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Знайки» для детей 6 – 7 лет имеет естественно-научную направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Актуальность программы

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И одним из важнейших среди этих навыков является навык экологического мышления, желание и способность сохранять природу.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Программе свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий способствует проявлению и становлению интересов к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка и выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, комбинирование, моделирование и т.д.

В результате предметно-преобразующей деятельности в природе дети закрепят теоретические знания, полученные на занятиях, познают свойства

и отношения объектов, их характерные особенности, узнают новое об уходе за растениями и животными, сохранении благоприятной экологической обстановки.

Должное внимание в программе уделено формированию личного опыта воздействия на природу, потребности в деятельности на природе, активизации познавательного интереса к экологии.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной и экологической уверенности, ценностной ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к окружающему миру.

Практическая значимость программы

Практическая значимость программы в том, что она носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические аспекты содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка; совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.

У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания. Дети должны понять, что в природе все взаимосвязано. У детей должны быть знания об отношении человека к природе и его влиянии на нее.

Принципы отбора содержания.

Программа разработана на основе следующих принципов экологического образования:

  • Принцип личностно ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе со взрослыми, а не просто пассивно перенимают их опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога, семьи, ребенка.
  • Принцип исследовательской позиции реализуется созданием в группе таких ситуаций, в которых детям необходимо самим найти приемлемое решение проблемы, идти собственным путем.
  • Принцип наглядности – соответствие изучаемому материалу информации: иллюстраций, фотографий памятников природы, репродукций пейзажей, фотослайдов, видеороликов и т.п.
  • Принцип последовательности – изучение познавательного материала последовательно – от простого к сложному.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, что позволяет формировать желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип объективизации (осознанности поведения) – создание в группе психологически комфортных условий для обратной связи позволяет каждому ребенку узнать мнение окружающих о своих поступках, чувствах, на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Положительное влияние занятий достигается лишь при высокой его плотности и достаточной двигательной активности детей. Поэтому, лучше сочетать, разучивание, одной, или двух взаимосвязанных, новых деталей движения с повторений и закреплением уже известных движений.

Отличительной особенностью программы является

Данная программа рассчитана для детей 6-7 лет. Отличительной особенность программы является то, что естественнонаучная направленность помогает формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; учит понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым. Возможно, не каждый из обучающихся станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.

Цель программы – формирование экологической культуры детей посредством предметно-преобразующей деятельности в природе.

Задачи программы:

Образовательные:

  • способствовать углублению познания экологии и природы родного края, расширению кругозора по экологии, биологии, краеведению;
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • научить делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • привить навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
  • развивать        интеллектуальные        способности,        индивидуальность        и творческий потенциал;
  • развивать        критическое        мышление,        воображение        и        творческие способности;
  • развивать у обучающихся активность путем полученных знаний и участия в творческих конкурсах различного уровня.

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся позитивное, ценностное отношение к природе, собственному здоровью, культуре поведения в природе.
  • формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
  • способствовать развитию духовной потребности в общении с природой, формированию ответственного отношения к здоровому образу жизни;
  • формировать у обучающихся нравственные и эстетические чувства.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  предназначена для детей, посещающих МАДОУ д/с № 12, в возрасте 6 – 7 лет. Принимаются все желающие дети по заявлению родителей.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в кружок – свободный. Учебный процесс строится на основании плана работы. Занятия могут проводиться во второй половине дня после дневного сна. Общая численность группы не более 15 детей.

Программа кружка предусматривает групповую и фронтальную формы работы с детьми.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 36 часов.

Продолжительность групповых занятий составляет 30 минут.

Кружок «Знайки» организуется и проводится

- 4 раза в месяц

- 1 раз в неделю

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы 9 месяцев.

Основные формы и методы обучения

Наглядные методы: показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу.

Словесные методы: устное изложение, беседа, анализ произведений искусства.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр); загадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; опытно-экспериментальная деятельность; чтение литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Планируемые результаты:

Занимающиеся по программе умеют проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению экологической инициативы, самостоятельно ставить цель, обдумывать пусть к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели; соблюдать очередность, учитывать права других людей, делиться впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы; согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, уметь объяснять замыслы, проявлять интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действовать в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Внимательно относиться к поручениям, проявлять самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество, экспериментировать, проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес, догадку и сообразительность. Самостоятельно ставить познавательную задачу и решать ее доступными способами; ориентироваться в поведении на самоконтроль на основе известных правил; слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности. Самостоятельно планировать и называть два-три последовательных действия, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания; аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым; бережно относиться к природе.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Контроль уровня освоения материала обучающимися осуществляется по результатам выполнения практических заданий на каждом занятии.

Итоговая диагностика – проводится в конце учебного года в форме открытого занятия - КВН, квест - игры.

Формы        подведения        итогов        реализации        образовательной программы.

  • открытые занятия для родителей (законных представителей) по итогам обучения;
  • участие детей в конкурсах, акциях, кампаниях, выставках, исследовательской работе праздниках естественнонаучной направленности среди детей дошкольного возраста.

Организационно-педагогические        условия        реализации образовательной программы.

Качество        реализации        дополнительной        общеобразовательной общеразвивающей                программы                естественнонаучной        направленности

«Знайки» обеспечивается за счет:

  • соответствия программы возрастным особенностям обучающихся;
  • доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
  • наличия комфортной развивающей образовательной среды;
  • наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
  • применения современных педагогических технологий.

Материально-технические условия реализации программы

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей.

Оборудование:

  • ПК – 1 шт;
  • доска магнитная;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • микроскоп -1 шт.

Инвентарь:

  • столы для обучающихся;
  • стулья;
  • простые и цветные карандаши;
  • бумага офисная белая и цветная, ножницы с закругленными концами, линейки, простые и цветные карандаши, точилки, ручки шариковые.

Приборы-помощники:

  • микроскоп – 1 шт;
  • увеличительные стекла – 10 шт;
  • чашечные весы;
  • песочные часы;
  • компас;
  • магниты;
  • разнообразные сосуды разного объема и формы: мерные стаканы, тарелки, ложки – ковши, воронки, пластиковые мензурки.

Природный материал:

  • камешки разного цвета и формы – 1 коллекция;
  • коллекция минералов – 3 шт. + описание коллекции;
  • глина, песок, почва, асфальт, уголь, гравий, ракушки, янтарь, птичьи перья, шишки, скорлупа орехов, каштаны, физалис;
  • образцы круп.

Бросовый материал:

  • кусочки кожи, меха, ткани, поролона, резины, пробки;
  • пластмассовые, деревянные, стеклянные, железные, пластиковые предметы;
  • проволока, парафин.

Разные виды бумаги:

  • коллекция образцов бумаги и картона.

Оборудование для проведения опытов: прозрачные стаканчики, стеклянные сосуды разной формы, пипетки, пробирки, деревянные палочки, шприцы (без игл), прозрачные стекла, мерные ложки, шпатели, воронки, вата, ватные диски, марля, гигиенические палочки.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;
  • дидактические игры.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь профессиональное образование соответствующее профилю программы.

Оценочные и методические материалы

Учебный материал, предусмотренный настоящей программой, распределен в соответствии с последовательным и постепенным рассмотрением теоретических знаний, практических умений и навыков в соответствии с общей подготовленностью обучающихся.

Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме бесед, которые проводятся в начале занятий (как часть комплексного занятия).

Для определения полученных знаний, после каждого занятия проводится рефлексия с обучающимися.

Оценочные материалы – экологические игры, викторины, участие в природоохранных компаниях, экологических акциях на местном уровне.

Методическое обеспечение

Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ.

В ходе освоения курса обучающиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала. Участвуют в экскурсиях, в экологических акциях и мероприятиях.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный        (показ        мультимедийных        материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкциям, схемам и др.);
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • коллективной творческой деятельности.

Применяются следующие формы контроля:

Методы педагогического мониторинга:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • практическое задание.

Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Для улучшения усвоения образовательного материала применяются нетрадиционные формы работы с детьми и современные технические средства обучения, в том числе аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. В процессе работы с детьми используются игровые методы обучения и развития практических навыков, создание соревновательных моментов, побуждение дошкольников к фантазированию.

Уровневая дифференциация образовательной программы

Программа имеет ознакомительный уровень.

Учебный план

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с экологией

11

3

8

Рефлексия

2

Живое и неживое

6

1

5

Рефлексия, игра-эксперимент

3

Явления природы

7

2

5

Рефлексия

3

Связи явлений живой и неживой природы

3

1

2

Обобщающее

занятие

4

Воздух, вода и их свойства

Круговорот воды в природе

3

1

2

Рефлексия

5

Поведение в природе

4

2

2

Рефлексия, квест - игра

6

«Зелёная служба Айболита»

Обобщающее

занятие

7

Знакомство с почвой, глиной

Рефлексия

8

Космос

Викторина

9

Гуманное отношение к природе

КВН

6

Мониторинг (педагогическая диагностика) без прекращения образовательного процесса

2

1

1

Конкурс  ребусов,

кроссвордов, викторина

Итого

36

11

25

Содержание программы.

1 год обучения (36 часов, 1 час в неделю)

Тема занятия

Цель занятия

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство с экологическим

кружком и мини-лабораторией.

Познакомить детей с работой экологического кружка и назначением детской мини-лаборатории. Дать представление о КП в минилаборатории.

2.

Живое и неживое.

Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью. Учить детей различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности.

3.

«Дети» леса».

(Грибы и ягоды)

Познакомить с разнообразием грибов и ягод, растущих в наших лесах. Научить различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов.

4.

Экскурсия в парк.

Наблюдение за осенними явлениями в природе. Сбор природного материала.

ОКТЯБРЬ

5.

Изготовление панно из сушеных листьев.

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал.

Воспитывать желание любоваться  красотой созданного.

6.

Строение растений.

Познакомить детей с основными частями растений. Учить их выделять.

7.

В гостях у Лесовичка.

Уточнить и расширить представление детей о лесе; познакомить детей с ярусами смешанного леса;развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

8.

Изготовление модели «Этажи леса»

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится.

НОЯБРЬ

9.

Перелетные и зимующие птицы.

Дать общее представление о разнообразии птиц, учить делить их на перелетных и зимующих.

10.

Знакомство с воздухом.

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.

11.

Воздух и его свойства.

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь.

12.

Ветер – невидимка.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

ДЕКАБРЬ

13.

Жизнь в лесу зимой.

Закрепить знания о жизни диких животных и  птиц в лесу зимой.

14.

Свойства льда и снега.

Познакомить со свойствами льда и снега.  Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

15.

Как вести себя в природе.

Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

16.

Птичья столовая. Изготовление кормушек.

Учить заботиться о птицах, рассказать о том, чем кормят птиц зимой. Изготовление кормушек из бросового материала.

ЯНВАРЬ

17.

Цепочки в лесу

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

18.

Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создать ситуацию опыта. Развивать наблюдательность –  умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать  причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

19.

Вода-источник жизни. Свойства воды.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Познакомить со свойствами воды.

20.

Круговорот воды в природе.

Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, интересного.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

ФЕВРАЛЬ

21.

Камни. Свойства камней.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Познакомить с речными и морскими камнями; с ценными камнями.

22.

Каменный уголь.

Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

23.

Путешествие в живую природу.

Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

24.

Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Эти условия должны повлиять на их состояние. Учить обнаруживать изменения в состоянии веток каждую неделю.

МАРТ

25.

Мудрая сова.

Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; воспитывать бережное отношение к птицам.

26.

Кто лучше знает птиц.

Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.

27.

Посадка цветочной рассады.

Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений.

28.

«Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений

Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

АПРЕЛЬ

29.

Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. В результате проведения опытов, показать, что в почве есть воздух. Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.

30.

Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве.

Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

31.

В гости к деревьям.

Познакомить с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям.

32.

Кора деревьев.

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

МАЙ

33.

Наши насекомые.

Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

34.

Космос.

 Вселенная.

Звезды.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.

35.

Гуманное отношение к природе.

Познакомить детей с «напоминающими» знаками. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе. Продолжать учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Развивать фантазию и творчество. Прививать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

36.

Экологический КВН.

Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года.

Итого – 36 часов

Календарный учебный график

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Знайки»

1.

Начало учебного года

01 сентября

2.

Продолжительность учебного периода

36 недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5.

Количество часов

36 часов

6.

Окончание учебного года

31 мая

7.

Период реализации программы

01.09.2023 – 31.05.2024

Рабочая программа воспитания

Воспитательный        компонент        осуществляется        по        следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  • гражданско-патриотическое;
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • правовое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание семейных ценностей;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.

Используемые формы воспитательной работы: игровые программы, диспуты.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, поисковый.

Планируемый результат: сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Инструктаж по безопасности, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

3.

Беседы о родном городе, стране

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

4.

Беседы о профессии воспитателя  детского сада, учителя

Нравственное и духовное

воспитание;

В рамках занятий

Сентябрь

Октябрь

5.

Участие в соревнованиях и интеллектуальных

конкурсах различного уровня

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь-май

6.

Беседа о Дне воинской славы России.

Беседа о Дне  героев Отечества

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание

В рамках занятий

Декабрь

7.

Беседа о празднике «День защитника Отечества», празднике

«День Победы», «День России», «День государственного флага»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль, май, июнь, август

8.

Беседа о праздниках

«День матери», «День отца», «8 марта», «День защиты детей»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Октябрь, ноябрь, март, июнь

9.

Викторина «Космос»

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Апрель

10.

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное

воспитание; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Январь, май

Список литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»

Для педагога дополнительного образования:

  1. Ворнкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб, Детство- Пресс, 2003
  2. Маханёва        М.Д.        Экологическое        развитие        детей        дошкольного        и младшего школьного возраста. Москва, 2004
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: Учитель, 2009
  4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий  по экологическому воспитанию дошкольников. Москва, Вако, 2011
  5. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С-Пб, Детство- Пресс, 2015
  6. Нищева Н.В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений. С-Пб, Детство- Пресс, 2012
  7. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. ТЦ Сфера, 2015
  8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с. Москва, Сфера, 2007
  9. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Москва, Педагогическое общество России, 2003
  10. Громова О.Е. Стихи о временах года и игры. Москва, Сфера, 2005

Интернет ресурсы:

1.http://tc-sfera.ru/

2.http://www.maam.ru/

3.http://ped-kopilka.ru/

4. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....