ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по окружающему миру
Экологическое воспитание является одной из важных составляющих развития каждого ребенка. В период дошкольного возраста формируются основные принципы понимания и ответственности за окружающую среду, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста основано на разностороннем подходе, включающем информационное, эмоциональное и практическое воздействие на ребенка. Целью такого воспитания является развитие экологического мышления, формирование знаний и навыков, способствующих бережному отношению к природе и окружающему миру.
Одним из основных методов экологического воспитания является организация экскурсий и прогулок на природу. Во время таких мероприятий дети не только получают новые знания о разнообразии живых организмов и экосистем, но и учатся ценить их красоту и уникальность. Благодаря посещению парков, лесных массивов, речных берегов и других природных мест, дети учатся ориентироваться в окружающей среде, развивают навыки наблюдения и общения с природой.
Важным аспектом экологического воспитания является обучение детей правилам экологической безопасности. Малыши должны знать, как правильно обращаться с природными ресурсами, чтобы сохранить их для будущих поколений. Они должны понимать, что сортировка отходов, экономное использование электричества и воды, а также соблюдение экологических норм - это не только необходимость, но и ответственность каждого человека за будущее нашей планеты.
Для активизации интереса детей к экологии используются различные игры и практические занятия. В процессе игры ребенок узнает о функции растений и животных, о влиянии погодных условий на природу, а также об экологических проблемах, с которыми человечество сталкивается сегодня. Практические занятия, включающие посадку и уход за растениями, помогают развивать ответственность и умение заботиться о живых существах.
Важно отметить, что экологическое воспитание начинается не только в детском саду, но и дома, где родители играют важную роль в формировании экологического сознания у своих детей. Именно в семье ребенок узнает о значимости сохранения природы и учится применять полученные знания на практике.
Таким образом, экологическое воспитание является неотъемлемой частью развития каждого дошкольника. Оно направлено на формирование экологической культуры, осознание ответственности за окружающую среду и приобщение детей к бережному отношению к природе. Ценность данного процесса заключается в формировании у детей понимания, что сохранение природы и экологической устойчивости - это дело каждого человека и залог благополучного будущего для всех.Примеры экологических игр:
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- дождь, снег, облако, роса;
- роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
- корова, волк, овца, кролик;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- ель, берёза, яблоня, осина;
- лиса, свинья, лось, кабан
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- лес, парк, роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-465988-1406284815.jpg)
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-501432-1413642695.jpg)
Консультация для воспитателей " Дошкольник и экология" ( экологическое воспитание младших дошкольников)
консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-878340-1484566917.jpg)
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1015553-1675199223.jpg)
Конспект ООД по экологическому воспитанию старших дошкольников Экологическая акция «Берегите первоцветы!»
Экологическая акция «Берегите первоцветы!»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-320852-1674400307.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-1345861-1632054653.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...