Кодспект образовательной деятельности по экспериментированию "Пропущенная тема"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Манаева Юлия Сергеевна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Птицы". Подайдет, как итоговое занятие по этой теме. Ребята почувствуют себя юными орнитологами изучая строение пера, эксперементируя с веером и бумагой. В конспекте присутствует проблема, современные герои, а так же сохранены все здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_poznanieissledov_-_kopiya.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2023

НОД в образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Пропущенная тема»

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Развивающие:

- упражнять в умении сравнивать, анализировать; отвечать полным предложением;

- развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;

- совершенствовать практические навыки работы с лупой;

Воспитательные:

- создавать условия для развития умения договариваться о совместных действиях, работать в паре.

Оборудование: перья, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, ножницы, клеенка, листы бумаги, письмо от фиксиков, игрушка Нолик, разрезные картинки «Птицы», картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, солнышка и снежинки для жеребьёвки, мольберт, плакат с изображением птицы, схемы по экспериментированию, карточки с условными обозначениями, листы и карандаши для фиксации опытов, фартуки для детей.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами на участке детского сада;

- рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц;

Словарная работа: орнитолог, пуховые, маховые, рулевые.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие»

Деятельность педагога

Игровые технологии

Деятельность детей

Здравствуйте дети! Сегодня утром в группе я обнаружила вот такое письмо. От кого оно, интересно? Ой, а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри?  (достаю фотографию Нолика) Смотрим, на фото и догадываемся кто прислал посылку. Ребята, нолик оставил нам записку: «Ребята, мы в школе фиксиков изучали новую тему: «Птицы», а я в этот день проиграл с Дим Димычем и всё пропустил. Завтра контрольная и я не знаю, как мне быть.

- Ребята, какую тему пропустил Нолик? Мы можем ему помочь? А как мы можем ему помочь?

- Ребята, давайте пригласим Нолика и вместе с ним изучим и исследуем птиц.

Для этого предлагаю отправится в лабораторию Царства птиц и стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

В конверте есть ещё волшебное перо, которое поможет нам. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в орнитологов превратитесь. Мы с вами в научной лаборатории.

На всякий случай в лаборатории нужно надеть спецодежду. И конечно вспомнить

Правила поведения в лаборатории.

- Не шуметь.

- Внимательно слушать, отвечать на вопросы.

- Ничего руками не трогать без разрешения.

- Ребята, посмотрите сколько изображений птиц вокруг. Посмотрите на них внимательно и скажите какие они?

- Правильно, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами внимательно рассмотрели фотографии. Теперь перейдем к мольберту и рассмотрим наш плакат. Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? ( наводящие вопросы: какие особенности? Чем-то они похожи друг на друга, чем-то отличаются. Что — то отличает птиц от остальных животных.)

Что же объединяет всех птиц?

Опыт №1

Птицы самые быстрые и выносливые. Мне всегда было интересно узнать, почему птицы умеют летать, а люди и животные нет? А вы хотели бы узнать, как это у них получается? Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги.

Возьмите один из них и скомкайте его в шарик.

Как вы думаете, какой лист какой лист упадет быстрее, а какой медленнее? Давайте зафиксируем ваши предположения.

А теперь осторожно выпустите листы из рук. Что произошло?

Что вы увидели? Почему так происходит: листы падают по-разному?

Вывод: Не скомканный лист- широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

- Как вы думаете, что же птицам помогает лететь?

Помогаю детям сделать вывод: что широкие, гибкие, сильные крылья поднимают птиц ввысь и несут вперед.

Почему бумажный шарик падает быстро, как камень, а широкий лист и пёрышко медленно и плавно?

-Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться.

Демонстрирую веер.

- Ребята, представьте, что веер- это крыло птицы. Они складываются и раскладываются.

С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь.

А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает.

-Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер.

. -Что еще помогает птице латать?

-Чем покрыто тело птицы?

-Оказывается перья тоже помогают птицам при полете.

Для того, чтобы продолжить наше исследование нам нужно разделится на пары. (жеребьёвка зимующие, перелётные, снежинки, солнышко)

- Ребята перед вами карты – схемы на них вы можете увидеть последовательность ваших действий с пером.

-Возьмите перья в руки и рассмотрите их.

Опыт 2. Какое перо на ощупь?

- Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?

- Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим вот такой картинкой. 

Вывод 1: перо гладкое, пушистое.

3. Рассматриваем перо через лупу.

Что вы увидели через лупу? Ворсинки пера находятся очень близко к друг другу.

на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера.

- А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию. (демонстрирую замок-молнию). И можно сделать вывод 3 ворсинки у пера прилегают очень плотно друг к другу, 3а счет этого перо как бы отталкивается от воздуха. I1 птица взлетает.

Ребята, Нолик сказал мне, что он немног устал и вы наверное тоже устали давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Помогатор»

Опыт 3: Легкое или тяжелое?

- А какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера?

- А почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? 

- Что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?

- Хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?

- Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим?

- Почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое легкое?

- Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим?

- Правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух?

- Правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким. И обозначим картинками что перо легкое.

- И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы.

- А теперь попробуем отгадать, какое перо у меня в руке? Пуховое перо (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Опыт 4: Почему водоплавающие птицы не намокают?

- Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала:

- Почему их перья не намокают? А вы как думаете?

- Правильно, оказывается водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой.

- Вот у нас есть бумажные перья. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне?

- Ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой?

- обозначим это свойство пера

Вывод 4: перья водоплавающих птиц смазаны специальной жировой смазкой. Поэтому они не намокают.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в ребят превратитесь.

- А теперь еще немножко поиграем? Все кусочки разбежались, перепутались, смешались. Нужно нам их все собрать. Что получится - сказать.

Собираем разрезанные картинки - получаем в итоге птицы, называем их.

- Скажите, что нового вы для себя узнали сегодня? Что - то, может быть, запомнилось особенно? Что показалось наиболее интересным?

А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились? – Как называются учёные изучающие птиц? – Нолик всё это время был рядом с нами внимательно вас слушал? Как вы думаете у нас получилось ему помочь?

«Создание проблемной ситуации»

«Работа в парах»

«Здоровьесберегающая технология»

Ответы детей

Ответы детей

Дети: орнитолог – специалист, изучающий птиц и их распространение.

Дети отвечают на вопросы

Дети выдвигают предположение

Ответы детей

Дети делают вывод

Ответы детей

Ответы детей

Дети делятся на пары

Ответы детей

Дети делают вывод

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках.

Ответы детей

Дети делают вывод

Ответы детей

маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку

ответы детей

Предположительные ответы детей: перья толще, не впитывают воду.

Предполагаемые ответы детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЭМП НА ТЕМУ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЗАЙЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЭМП НА ТЕМУ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЗАЙЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности ФЭМП на тему: «В гостях у бабушки Федоры» во второй младшей группе.

Формировать обобщающее понятие «посуда»; учить проводить элементарную классификацию посуды по их назначению; закрепить умение определять и называть цвета; развивать творческое воображение...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: "Домашние животные".

Обогащать и систематизировать словарный запас; активизировать и закреплять речь по теме: "Домашние животные"; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.Задачи:Обр...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...