Проект "Народы края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Хотулева Елена Александровна

Проект разработан для ознакомления детей с коренными жителями края- "малыми народностями"  об их образе жизни, традициях, играх, природных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Народы края"32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок»

Проект

«Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

 «Народы края»

                                                         

                                                         

                                               

Автор проекта:                

Хотулева Елена Александровна,

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Лесосибирск, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Информационная карта проекта

3

Актуальность проекта

5

Цели и задачи проекта

5

Содержание проекта

6

Алгоритм  реализации проекта

7

Перспективы развития и возможности использования проекта

8

Список использованной литературы

9

                         

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта

«Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Автор и руководитель проекта

Хотулева Елена Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»

Территория, представившая проект

 Г. Лесосибирск, Красноярский край

Юридический адрес организации

662543 Красноярский край, г. Лесосибирск,

ул. Белинского 5

Название организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Улыбка» г.Лесосибирска»

(далее МАДОУ «Детский сад № 6»)

Телефон (факс)

8 (39145) 6-29-15

Цель проекта

создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями.

Задачи проекта

  1. Сформировать у детей целостную картину о жизни малочисленных народностей  нашего края; бытом и традициями. Создать условия для получения знаний о коренных народах края;
  2. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, умения добывать знания; способствовать расширению кругозора детей;
  3. Воспитывать уважительное отношение к малочисленным народностям нашего края, их традициям;
  4. Привлечь родителей к совместной реализации проектных идей, мероприятий.

Актуальность проекта

На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос, почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края». Данный проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Ожидаемые результаты

1. Повышен интерес детей к познавательной деятельности по изучению Красноярского края - дети обладают развитым интеллектом, который реализуется в разных видах исследовательской и творческой деятельности, в интеллектуальной игре, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения той или иной задаче; дети склонны наблюдать, экспериментировать.

2. Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми - дети участвуют в совместных видах деятельности, творческих начинаниях, имеют навыки работы с различными источниками информации.

3. Дети самостоятельно продолжают играть в дидактическую игру, выполняют поставленные задачи, контролируют собственные действия - способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты; способны к принятию собственных познавательных и творческих решений, опираясь на свои знания и умения.

4. Повышенный интерес у родителей к формированию знаний детей по краеведению - проводят игры с ребенком в домашних условиях. Участвуют в акциях, конкурсах.

Сроки реализации

с 11.01. по 22.01.2020 года

Механизм реализации

I. Информационно-накопительный

- Изучение интереса детей для определения целей проекта;

- Сбор и анализ информации взрослыми и детьми.

II. Организационно-практический

- Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края»;

- Оформление альбома  «Народы Красноярского края»;

- Выставка рисунков и аппликаций «Красноярский край» (совместно с родителями);

-Онлайн – конференция «Краски Крайнего Севера» с ДОУ «Льдинка» г. Дудинка.

III. Завершающий

- Презентация проекта, отчёт о проделанной работе;

- Презентация альбома «Малые народы Красноярского края»

- Оценка этапов реализации проекта детьми;

- Подведение итогов;

- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Место реализации

МБДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок» г. Лесосибирска

Актуальность проекта.

На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос, почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект по этой теме.

Проблема. Принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства является основополагающим принципом в законе «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования, поэтому изучение дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных. Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна осуществляться в дошкольном образовательном учреждении - первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет. Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.

Целью проекта является создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями.

Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач:

  1. Сформировать у детей целостную картину о жизни малочисленных народностей  нашего края; бытом и традициями. Создать условия для получения знаний о коренных народах края;
  2. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, умения добывать знания; способствовать расширению кругозора детей;
  3. Воспитывать уважительное отношение к малочисленным народностям нашего края, их традициям;
  4. Привлечь родителей к совместной реализации проектных идей, мероприятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Направления проектной деятельности:

- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов о городах Красноярского края.

- Технологический блок: создание альбома «Малые народы Красноярского края».

- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы и социальным миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность).

 

Методы проекта:

-словесные  -  беседа «Наш край»; рассказ ребенка о поездке в краеведческий музей г. Красноярска, дискуссия «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»;

-наглядные - рассматривание с детьми фотоальбома «Сибирь», рассматривание и описание кукол в национальной одежде; демонстрация достопримечательностей Красноярского края; виртуальный тур по музею г. Дудинка.

-практические - оформление альбома  «Народы Красноярского края», выставка рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет» (совместно с родителями);  оформление и презентация альбома «Малые народы Красноярского края»;

продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические) - изучение интереса детей для определения целей проекта;

- Сбор и анализ информации взрослыми и детьми.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

- данный проект будет проводиться в течении двух недель с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;

- совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

- самостоятельной детской деятельности;

- деятельности детей и родителей.

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Краткое описание деятельности

Перечень продуктов по реализации проекта

I этап Информационно-накопительный

(с 11.01. по 15.01.2021)

 Сбор и анализ информации при изучении методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по краеведению взрослыми и детьми.

Готовая информация для альбомов «Путешествие по родному краю», «Малые народы края»

Организация деятельности группы.

План работы, сбор практического и методического материала

Мониторинг знаний детей о Красноярском крае, о народах, проживающих в нем.

 Анкетирование детей, аналитическая справка

Разработать план мероприятий на 2 практический этап.

План мероприятий

II этап Практический

(с 18.01. по 22.01.2021)

Изготовление альбома «Малые народы Красноярского края»

Презентация, сообщение, картинки.

 

Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края»

Конспекты НОД

Рисунки и аппликации на тему «Красноярский краю»

Выставка рисунков и аппликаций «Красноярский край» (совместно с родителями)

Лепка, рисование, оригами на тему «Достопримечательности Красноярского края»

Выставки для родителей, фотоотчёт

Оформление альбома «Малые народы Красноярского края»

Информационный альбом для детей старшего дошкольного возраста «Малые народы Красноярского края»

Онлайн – конференция «Краски Крайнего Севера» с ДОУ «Льдинка» г. Дудинка

Дети подготовительных групп МАДОУ №6 «Светлячок» г. Лесосибирска и МБДОУ «Льдинка» г. Дудинка обменивались информацией о своих родных городах, задавали вопросы.

Разработать план мероприятий на 3 этап

 План мероприятий

III этап Обобщающий (Завершающий)

(22.01.2021 года)

Оформление выставки продуктов детской деятельности

 Выставка продуктов детской деятельности

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Подведение итогов

Презентация проекта, отчёт о проделанной работе

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Аналитическая справка

ЦЕЛЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатель (результат-эффект)

Критерии

Повышен интерес детей к познавательной деятельности по изучению Красноярского края

Обладает развитым интеллектом, которое реализуется в разных видах

исследовательской и творческой

деятельности, в интеллектуальной игре,

задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными

связями, пытается самостоятельно

придумывать объяснения той или иной

задаче; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать

Сформированы коммуникативные навыки у

детей на основе сотрудничества со

сверстниками и взрослыми.

Участвует в совместных видах деятельности,

Творческих начинаниях, имеет навыки

работы с различными источниками информации

Дети самостоятельно продолжают играть в дидактическую игру,

выполняют поставленные задачи,

контролируют собственные действия

Способен договариваться, учитывать

интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,

адекватно проявляет свои чувства,

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

способен к принятию собственных познавательных и

творческих решений, опираясь на свои знания и умения.

 Повышенный интерес у родителей к формированию знаний детей по краеведению

Проводят игры с ребенком в домашних условиях. Участвуют в акциях, конкурсах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

9. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...