Конспект занятия по экологическому воспитанию «Природа в опасности» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием элементов драматизации и ИКТ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Болзина Валентина Петровна

Экологическое воспитание и образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас все, пребываем. А дошкольное детство-это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ведь именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экологическому воспитанию «Природа в опасности» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с элементами драматизации и ИКТ.

Болзина В.П., воспитатель высшей категории,

                                                                            МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой

 

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас все, пребываем. А дошкольное детство-это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ведь именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Задачи:

формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;

расширять и углублять представления детей о явлениях природы и правилах поведения в ней;    

 развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;

активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);

совершенствовать умения детей выразительно читать стихи, красиво и выразительно двигаться, воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;

доставить детям радость, удовольствие от совместных танцевальных композиций, сценок, монтажа.

Оборудование: глобус; костюмы Воды, Земли; модели одежды из бросового материала; аудиозаписи; стаканчики одноразовые с морской водой; проектор, компьютер; пособие «Сказка про речку»; мяч; одноразовые пакеты; различный мусор; коробка; сачок; костюмы бабочки, муравьев, лесовика; большое желтое полотно для танца.

Предварительная работа: рассматривание наглядности (иллюстрации, энциклопедии) экологического содержания, просмотр презентаций экологической направленности, ситуации общения с детьми с использованием схем.

Ход занятия:

Дети входят становятся в круг. Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг -

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря, -

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой -

Любимую планету

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, как называется наша планета?  (Ответы детей).     А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Дети, вы не замечаете ничего странного? (Ответы детей: Земля стала мрачной, изменился цвет океанов и т. д.)

Далее дети читают стихи:

1. Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей,

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Чистый воздух загрязняет

Фабрик и заводов смог.

В море гибнут кит и рыба,

Загрязняется Байкал,

И становится всё мельче

Море дивное Арал.

2. Да, мы говорим о самом важном,

Взглянуть на землю стало страшно,

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух - сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной,

Погибнуть может всё живое,

Земля, - что сделали с тобою?

Далее за кадром звучит голос Земли (в аудиозаписи):

Я планет Земля, сейчас я больна.

И в этом, поверьте, лишь ваша вина.

Я людям не верю и им в назиданье

Придумаю страшное наказание.

Вы пожалеете о том, что родились на свет,

За все, что натворили вы,

Придется дать ответ.

Сейчас суда настанет час,

Все встаньте - призывают вас!

Затем читает ребенок:

 Постой, Земля, не торопись!

Ведь мы за взрослых не в ответе.

Да, люди мы, но только дети.

Позволь нам разобраться в том,

За что ты нам грозишь судом?

-Воспитатель: Дети, как вы думаете, за что нас хочет судить Земля, что мы натворили за эти тысячелетия на земле? Ответы детей. Далее обращение воспитателя к детям.Послушайте загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет». Правильно, это воздух. Какой он, ребята? (Невидимый). Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям).

Вопрос к детям: Как мы можем почувствовать воздух? (Варианты ответов детей). Подвести детей к проведению эксперимента с воздухом. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха). Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики). Вот как работают наши легкие. Чем мы дышим? (Кислородом). А что выдыхаем? (Углекислый газ). Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух? (Наши легкие повиснут, как эти воздушные шарики, люди не смогут жить). Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух на земле очень загрязненный). Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами). (Слайд №1, слайд №2)

- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы! Послушайте еще одну загадку:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (воды)

Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. Входит ребенок в костюме Воды. Читает стихотворение:

Я царица, я Вода,

Без меня вам никуда.

Я и в озере, ив море,

В океанском я просторе,

В ручейке и в луже я,

Не прожить вам без меня.

Но как же вы не понимаете,

Что меня вы отравляете?

Ко мне относитесь беспечно,

Считаете, что бесконечна!

Дети приглашают Воду присесть.

Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (в океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.). Глядя на глобус, мы видим, что вода бывает разная, какая? (Пресная и солёная, морская). Можем ли мы пить морскую воду? Давайте попробуем. (Пьют из одноразовых стаканчиков, говорят, что пить её нельзя, так как она очень соленая). Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. Почему это происходит? (Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря). (Слайд №3)

Воспитатель обращается: Вода, послушай нашу сказку про речку.

Дети инсценируют сказку о воде на магнитной доске (сценарий занятий по экологическому воспитанию, стр. 130).

- Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать? (Экономить воду, не загрязнять).

- Ну что же, снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.

Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода»:

«земля»- ребенок называет животного; «воздух» - птицу; «вода» - обитатели водных глубин.

Воспитатель загадывает загадку о земле:

Черным - черно, но не страшна,

Всем людям мать-кормилица она.

Входит ребенок в костюме земли, читает стихотворение:

Когда-то раньше я была

И лесом, и цветущим садом,

Шумела ярким листопадом,

Была красавицей земля,

Была кормилицей для вас,

И плодородной, и могучей,

А стала мусорною кучей, -

Такой вы сделали меня!

Воспитатель:- Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора. (Слайд №4)

- Давайте пофантазируем с вами, ребята.

Дети читают наизусть стихотворение Усачёва «Мусорная фантазия»  

- Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать? (Дети высказывают свои предложения.Например, использовать в изготовлении платьев и костюмов).

Далее идет представление девочек-моделей в костюмах из бросового материала.

- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле). Давайте поэкспериментируем.

Проводится опыт: в коробку складываются яблоко, бумага, кусок ткани, пластиковая бутылка, жестяная банка, кулек). Воспитатель сообщает детям, что все это они закопают в землю, а через 3 месяца, весною, откопают и проверят, что сгнило, а что нет.

- Ребята, а знаете ли вы, в какой из стран перерабатывают весь мусор? (В Японии, там даже построили искусственный остров из переработанного мусора).

- Скажите, ребята, а вы знаете, что такое металлолом? (Все, что сделано из металла). А макулатура? (Это все бумажные отходы: картон, старые газеты). Можно ли их как-то использовать? (Застилать пол во время ремонта). А как используют пустую бутылку? (На заводе её моют, а потом в нее опять что-то наливают. Это называется стеклотара).

- Посмотрите, какой огромный кулек приготовили выбрасывать. Давайте с вами поиграем.

Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные пакеты:

бумага, картон - макулатура,

пакеты - полиэтилен,

пластиковые бутылки - пластмасса,

баночки, жесть - металлолом,

яблоко, картофель - пищевые отходы и т. д.

Воспитатель спрашивает у детей:

- Какой вид мусора у каждого в пакете? (Дети отвечают). Что вы поняли, ребята? (Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор).

- В природе есть очень важные правила. Как вы их понимаете?

Природа знает лучше.

Всё куда-нибудь девается.

Всё связано со всем.

Всё чего-нибудь стоит.

(Дети дают ответы).

- Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая наука. А как она называется, нам поможет узнать кроссворд, который мы сейчас разгадаем.

Решается кроссворд.

- Правильно, это наука - экология. Вы тоже становитесь юными экологами, защитниками природы (детям выдаются специальные эмблемы). А нас с вами ждет путешествие.

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой.

Звучит музыка «Звуки леса». Слайд №5. Появляется ребенок в костюме Лесовичка.

- Сейчас мы поиграем в словесную игру:

Кто скажет, кто знает

Какой лес бывает?

Внимание, внимание!

Слушайте задание.

Любит подберёзовик

Лес какой? (березовый)

Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (дубрава)

Любит подосиновик

Лес какой? (осиновый)

Ели словно на подбор,

С красной шапкой мухомор

Спрятался бездельник

В вечнозеленый (ельник).

Любит красноголовый

Лес какой? (еловый).

- Ну вот мы и пришли. Вбегает ребенок в костюме Ёжика.

Звери к вам меня послали

И свои наказы дали.

Это жалобы зверей

На таких как вы, людей.

Кто природу обижает,

Лес совсем не уважает?

Видят мальчика, который скачет по лужайке. Влетает бабочка с поломанным крылом:

Что за слон пришел к нам в лес?

Только шум стоит и треск.

Все цветочки затоптал,

Крылышко мое сломал,

Наступил на червяка,

Чуть не раздавил жука.

Как теперь я полечу?

Нужно мне скорей к врачу.

Звучи запись «сирена скорой помощи». Появляются дети в костюмах (масках) муравьев.

1. Мы санитары леса,

В труде и день и ночь,

Готовы мы больному

Отвсе души помочь.

2. Отвезем тебя, сестрица,

В муравьиную больницу,

Будешь скоро ты опять

Ловко крылышком махать.

Воспитатель говорит, обращаясь к ребенку:

Вот видишь, что ты натворил,

В лесу, где хочешь, ты ходил.

Опять не знаешь право

Одно простое правило!

Не рви цветы, и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не мни зеленую былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке.

Мальчик говорит: Я понял: я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони, и тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

Воспитатель спрашивает: А как это - сердцем? (Наблюдать за природой, не разрушая).

Звучит запись песни А. Пахмутовой «Просьба».

Воспитатель читает стихотворение:

Как все взаимосвязано в природе,

Разумно и необходимо.

Вот ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью мы неразделимы.

И с шелестом берез зелено-дымных,

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги, со свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес - и как в безумной бездне,

Все-все, до муравьиной кучи,

До ёжика, до светлячка исчезнет.

Над пустошью, как тени бродят тучи,

Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,

Чтоб в ручеек Аленушка гудела.

Звучит музыка. Воспитатель,  обращаясь к детям, говорит: Вот мы и вернулись в детский сад. Вы многое узнали и поняли за наше путешествие; повторите правила поведения в природе.

Дети становятся в круг, читают стихи:

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы окажемся одни.

2. Надо природу беречь и лелеять,

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом,

Что нынче посеем, то завтра пожнем.

3. Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с полем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

4. Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым близким своим друзьям.

5. Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной прекрасней нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Далее детьми исполняется танец-композиция с элементами гимнастики «Победа добра над злом».

После подведения итога занятия, воспитатель располагает глобус в центре детей  с такими словами:

 Надежду хрупкую свою

С землею вместе отдаю,

С надеждой, верой и любовью,

Чтоб стала вновь она такою,

Какой была бы изначально:

Чиста, красива, величава.

Им дальше жить на этом свете,

Им людям быть за все в ответе.

                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Лесные обитатели весеннего леса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий:Тема:...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по развитию речи на тему «Посуда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно  - исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно...

Конспект занятия-викторины по формированию здорового образа жизни в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мы за здоровый образ жизни"

Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.Задачи: продолжать формировать у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, дать четкое пон...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)...