Занятие в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство со свойствами света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Балашова Татьяна Анатольевна

на занятии дети познакомяться с понятием «свет», свойствами света, научаться устанавливать причинно- следственные связи, разовьют стремление к поисково-познавательной деятельности.                         Познакомяться с тем, как можно увидеть световой луч; поймут, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_i_ego_svoysva.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности

      Тема: «Знакомство со свойствами света»

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «свет», свойствами света,

- развивать умение устанавливать причинно- следственные связи,

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.                          

- Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше/

Оборудование: платок большой, фонарики, CD диск, ткань, марля, книга, фломастер, черная, белая бумага, прозрачная клеёнка, цветные карандаши, ножницы.

                                                Ход занятия:

Мотивационный момент:

В зале на столе стоит закрытая картонная коробка с прорезями.

Воспитатель обращает внимание детей на коробку, дети её рассматривают.

Воспитатель просит детей посмотреть, что лежит в коробке, не открывая её. Что лежит в коробке? (ответы детей). Почему не видно? В коробке темно.

Что надо сделать, чтобы в коробке стало светло? (открыть коробку).

Открывают коробку, туда попадает свет. А если не открывать коробку, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светло? (ответы-подвести к фонарику).

Зажигают фонарик, опускают в коробку, дети сквозь прорези рассматривают свет.

Вы видите, что в коробке? Почему стало видно? (ответы). Потому что, стало светло.

Ребята, а что такое свет? Без света мы смогли бы видеть окружающий мир? Нет.

Свет нельзя потрогать и взять в руки. Он состоит из маленьких частиц.

Что является главным источником света днем? (солнце).  

 Ночью? (луна).                                                                                                                       -  свет бывает естественным - солнце, луна, месяц, звезды, и искусственным, т. е. то, что изобрели люди. Какие искусственные источники вы знаете? (электрические лампочки, свечи, фонарики)

2. Ребята, вы хотите узнать, почему свет идёт прямо, а звук может слышаться за углом?

Эксперимент 1.

Ребята, поиграем в игру. Закроите глаза.

Одного ребёнка спрятать под платок. Открываем глаза, кого не стало? А вы видите (имя) под платком? Почему? Можно ещё поиграть. Закрывают глаза, прячется ребёнок. Всё равно не видно (имя)? Почему (ответы). Потому что ребёнок под платком, он не пропускает солнечный свет.

Эксперимент 2.

Предметы пропускают свет, или нет.

Ребята, мы выяснили, что платок не пропускает свет. Как вы думаете, все предметы обладают таким свойством, не пропускать свет? (ответы). Посмотрите в окно, что вы видите? Значит стекло пропускает свет? Проверим, какие предметы пропускают свет?

На столе лежат книга, бумага белая, деревянная доска, прозрачная клеёнка, ткань. Один ребёнок держит предмет, другой светит на предмет фонариком. Какие предметы пропускают свет? (прозрачная клеёнка хорошо пропускает, ткань и бумага пропускают, но приглушают его, книга и дерево не пропускают).

Эксперимент 3.

Ребята как вы думаете, свет можно увидеть? Вы, когда рисуете солнце, то рисуете его лучики. Можно ли увидеть лучи солнца? (ответы). А мы сможем увидеть луч света.

Полоска света на столе.

Дети кладут фонарик на стол так, чтобы видеть на столе лучи света. Он распространяется веером, что будет, если в куске картона вырезать щель, и поставить его перед фонариком? (ответы). Свет образует прямую полоску света. Можно повернуть фонарик и бумагу, полоска света всё равно будет прямой.

Физкультминутка:

Дети, кто мне напомнит, из чего состоит свет? Из частичек. Эти частички очень маленькие, но очень быстрые. За одну секунду они могут облететь нашу Землю 8 раз за одну секунду. А вы сможете так быстро бегать. Я буду большой Землёй, а вы маленькие частички. Дети бегут по кругу, считают свои круги. Воспитатель считает секунды, предлагает детям бежать в обратную сторону, может будет быстрее. Частички света очень быстрые, нам их не догнать.

Эксперимент 4.

Радуга на компакт-диске.

Ребята, мы увидели луч света, узнали, какой он быстрый. А какого цвета свет? (ответы).  Он бесцветный, а так ли это? Дети берут в руки CD диск, посветить на него фонариком, на диске отобразятся все цвета радуги. Какие цвета вы видите? (ответы).

Видимый свет состоит из семи различных оттенков цвета — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Обычно эти цвета сливаются друг с другом, так что их невозможно различить в свете по отдельности. Что вам напоминает такой порядок цветов (радугу). Воспитатель показывает детям радужный веер. Кто из вас скажет, как запомнить порядок цветов. Есть такая фраза-подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква слова соответствует первой букве цвета. Посчитаем, сколько цветов в радуге? (ответ).

И чтобы это ещё раз проверить, вы можете сделать для себя юлу-радугу.

Эксперимент 5.

Юла-радуга. (какого цвета свет).

Детям предлагается нарисованный на картоне круг, разделённый на семь сегментов. Раскрашивают семь сегментов в цвета радуги. вырезают круг по контуру. В центре сделают отверстие карандашом, чтобы можно было надеть на него (стержень вращения). При вращении все цвета на спектре сливаются в почти белый цвет. Чем быстрее крутится юла, тем ближе к белому цвету будет спектр. Цвета не смешиваются, просто наш глаз не успевает увидеть каждый цвет в отдельности, и поэтому видит белый цвет.

Рефлексия:

Ребята, что для вас было трудным?

Что было легко делать?

Что бы вы рассказали своим родителям?

Вы можете забрать с собой юлу, сможете её сделать дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"

НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...

Картотека конспектов ОД в подготовительной группе по опытно - экспериментальной деятельности

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ....

Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: "Магнит и его свойства"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности « Математика в экспериментах»

Тема:   «Поплывет не поплывет» (учить сравнивать легкие и тяжелые предметы).Цель: создать условия для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами ...

Конспект занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность «Извержение вулкана».

Конспескт занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность "Извержение вулкана"...