Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Волшебный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_volshebnyy_les.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Волшебный лес».
Разработал: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №134» городского округа г. Воронеж Тонишева Юлия Александровна.
Актуальность:
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни.
Познавательная активность ребёнка, направленная на исследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, двигательной, трудовой, музыкальной и т.д. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, куда включаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.
Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегративного подхода к организации образовательной деятельности. Только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним.
Познавательная деятельность должна сопровождаться эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Представленная модель организации образовательной деятельности соответствует принципу развивающего образования, обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
- учить детей выделять характерные признаки сезона и рассказывать об этом;
- закреплять знания воспитанников о деревьях, листьях, грибах;
- развивать логическое мышление;
- развивать творческое воображение;
- развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени;
- активизировать словарный запас;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, декламирует стихи, отгадывает загадки, рассматривает картинки, проявляет эмоциональный отклик на собственные впечатления, обладает знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области неживой природы.
Материал: письмо Совы, «ковёр-самолёт», колонка с аудиозаписями, проектор, «лесная полянка», искусственные деревья, осенний лист с вопросами, «избушка Бабы-Яги», сундук Бабы-Яги.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по осеннему лесу, в которое нас приглашает Мудрая Сова. Она прислала нам письмо. Послушайте его:
- «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. В нашем Волшебном лесу каждый год проходит праздник Осенины, где мы с остальными лесными жителями веселимся и чествуем осень. Но в чащобе нашего леса живёт Баба-Яга, которая терпеть не может веселье. Она украла у всех жителей леса хорошее настроение и спрятала его в своём сундуке. Помогите нам вернуть нашу пропажу!»
- Поможем? (Ответы детей)
- Чтобы попасть в Волшебный лес, мы должны перелететь на ковре-самолёте через Сказочный океан.
Дети с воспитателем становятся на «ковёр-самолёт». Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки» композитора В.Дашкевича.
- Ну вот мы и в Волшебном лесу! Рассаживайтесь на полянке.
Дети рассаживаются на ковре, стилизованном под лесную полянку.
Зал украшен искусственными деревьями.
- Ребята, посмотрите, на дереве висит осенний… Что? Не могу вспомнить. Помогите мне. Отгадайте загадку:
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят.
- Что это? (Листья).
- Спасибо. Помогли мне вспомнить. На дереве висит лист. А на нём вопросы. Если мы на них правильно ответим, то приблизимся к избушке Бабы-яги.
- Какое сейчас время года? (Осень). А какой месяц? (Октябрь). А знаете ли вы, какой месяц был до этого? (Сентябрь). А какой месяц будет следующим? (Ноябрь).
- Правильно. Молодцы! Мы можем пройти дальше в лес. Но не просто пойдём, а полетим, как осенние листья.
Мы - листики осенние -
На веточках сидим. (Присесть)
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели. (Движения руками из стороны в сторону)
И на землю тихо сели. (Присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Кружатся на месте)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Садятся на ковёр)
- Посмотрите, сколько вокруг много деревьев. А отгадайте ещё загадку:
Как слой наружный называют,
Что слой наружный покрывает?
(Кора)
- Правильно.
Ответы детей сопровождаются показом слайдов презентации на проекторе.
- А давайте вспомним стихотворение про октябрь, которое мы заучивали?
Воспитанники хором декламируют стихотворение С.Маршака «В октябре…»
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
- Ребята, посмотрите в окно. Какая на улице погода? (Дует ветер, по небу плывут тучи, моросит дождь).
- Подумайте, а что в лесу появляется после дождя? Я вам помогу и загадаю загадку:
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть –
Нет головы.
(Гриб)
- Совершенно верно. А какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые)
- Назовите знакомые вам съедобные грибы. (Ответы детей)
- А теперь послушайте загадку про самый красивый гриб:
Красный, в белых конопушках
Гриб опасный на опушках.
(Мухомор)
- А кто знает, это съедобный или ядовитый гриб? (Ответы детей)
- Какие вы молодцы! Так, отгадывая верно загадки, мы дошли до избушки Бабы-Яги.
В углу зала за деревьями спрятана «избушка», из-за которой выходит Баба-Яга.
Баба-Яга:
- Ну что, ребятишки, смышлёные вы оказались. На все вопросы ответили, все загадки отгадали. Так и быть. Отдам веселье лесным жителям. Но для этого вам нужно выполнить последнее задание. Найдите четвёртый лишний в ряду (появляется слайд с элементами):
санки – плащ – зонт – жёлтый лист (Санки).
- А почему вы выбрали этот элемент? (Ответы детей)
- Молодцы! Справились с заданием. Ну что ж, празднуйте свои Осенины.
Баба-Яга открывает свой сундук (в котором спрятана колонка), оттуда начинает играть весёлая песенка «Солнышко осеннее» (сл. К.Неволиной, муз. К.Блюм).
Ребята с Бабой-Ягой пускаются в пляс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Цель:Совершенствование знаний детей по формированию элементарных математических представлений, оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения, содействие процессу личностного роста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Цль: расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в космос"
НОД по познавательному развитию "Путешествие в космос" в старшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Конспект непосредственной образова...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе «Путешествие по волшебной стране».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию. В конспект вошли логические задания....