Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в космос"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

НОД по познавательному развитию "Путешествие в космос" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_kosmos.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ НЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: ««Путешествие в космос»

Воспитатель: Попова Ольга Николаевна

Задачи:

«Познавательное развитие»:

- развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальную активность,  воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность;

- формировать умения в составлении и решении логических задач;

-упражнять в умении устанавливать закономерности, закрепить навыки    обратного счета;

-продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики;

«Социально – коммуникативное развитие»:

-  воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;

- прививать любовь к  Родине, стране,  космосу  и чувство гордости за успехи своей Родины в области космической науки и техники.

 «Речевое развитие»:

-  обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром, звезда, планета ),  познакомить с новым словом - космонавт;

- формировать умение отгадывать загадки,

 - расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных.

«Художественно – эстетическое развитие»:

- формировать умения изображать звездное небо разными художественными средствами;

 -развивать воображение, фантазию.

Методы и приемы:        

- практические – дидактические игры ««Найди отличия», «Родственные слова», математический  диктант; физминутка;

- наглядные  - рассматривание  глобуса, иллюстраций космоса, планет Солнечной системы;                      

- словесные – рассказ о космонавтах,  загадка о глобусе, вопросы – ответы,  художественное слово, поощряющая оценка, дополнения.

Оборудование: глобус, иллюстрации космоса, планет,  портреты космонавтов, альбомный лист, восковые карандаши, акварельные краски, листок в клеточку и простой карандаш.


  Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 Целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

УУД в перспективе

(ФГОС НОО)

1

2.

 Загадывает загадку:

«Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где – Китай».

Вводная беседа.

 Педагог показывает глобус. Спрашивает, что такое глобус.  Объясняет, что за пределами Земли – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и  возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной.  С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.

Спрашивает, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет Юрия Гагарина).

Воспитатель читает стихотворение:

«На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра».

(Т. Шорыгина)

Дети отгадывают загадку.

 

Дети говорит, что глобус - это модель нашей планеты Земля.

Высказывают свои предположения, мысли.

Дети рассматривают портрет и отвечают, что 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

Личностные: 

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,

- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Коммуникативные: 

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

3.

4.

     

5.

6.

7.

8.

10.

11.

12.

Воспитатель рассказывает, что Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос.

 Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт.

 Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос(Рассказ сопровождает показом портретов).

Сообщает, что  чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку.

Физминутка.

«Чтобы в космос полететь,

 надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться,

 в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день

 будем делать

 – нам не лень!

Вправо-влево повернуться

 и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать

 и бежать, бежать, бежать…»

Математический диктант. Воспитатель интересуется, на чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие и показывает  виды воздушного транспорта – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета.

Предлагает взять листок в клеточку и простой карандаш.

Воспитатель диктует:

«Поставьте карандаш на точку. 4 клетки вверх,

1 клетку вправо, 8 клеток вверх,1 клетку вправо,1 клетку вверх,1 клетку вправо,1 клетку вниз,1 клетку вправо,8 клеток вниз,1 клетку вправо,4 клетки вниз,1 клетку влево,1 клетку вверх,1 клетку влево,1 клетку вниз,1 клетку влево,1 клетку вверх,1 клетку влево,1 клетку вниз,1 клетку влево».

Дидактическая игра «Выбери костюм».

Воспитатель показывает  иллюстрации  с изображением разной одежды, комбинезон, куртка, пальто, спортивный костюм, скафандр.

 

Педагог говорит, что ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Предлагает начать обратный отсчет, чтобы отправиться в полет.  (включается музыка, показ иллюстраций с изображением космоса).

Рассказ воспитателя о нашем земляке - известном советском космонавте, летчике, дважды Герое Советского Союза, Алексее Александровиче Губареве.

 Педагог сообщает, что профессия космонавта  появилась совсем недавно. Космонавт-это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Космонавты - мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в невесомости, в космическом корабле.

 С самарской землей связана жизнь многих российских космонавтов. Одним из них является Губарев Алексей Александрович - наш именитый земляк из «космической» плеяды

Подполковник Алексей Губарев летал в космос на военно-исследовательском корабле «Союз-ВИ», его еще называли «Звезда». Этот  пилотируемый корабль для военных исследований мог летать по орбите Земли как минимум две недели.
После этого полета ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду он получил за полет в составе первого международного экипажа по программе «Интеркосмос» в 1978.
Дидактическая игра «Родственные слова»

Воспитатель предлагает  поиграть в игру.

Полет  космос.

Воспитатель говорит о том, что мы  в космосе!

Спрашивает, вы чувствуете невесомость? Внимательно посмотрите в иллюминатор.  

Что вы видите?

 Почему планеты и Солнце нназывают Солнечной системой.

Предлагает посчитать, сколько всего планет в солнечной системе?

Дидактическая игра «Найди отличия»

 Предлагает 2 картинки космонавтов и предлагает найти 10 отличий,

Рисование звездного неба.

Предлагает взять восковые мелки, акварельные краски и альбомы, закрыть глаза и еще раз вспомнить наше путешествие (звучит музыка) и нарисовать его.

Рефлексия.

Предлагает детям полоски красного и зеленого цветов, 1 полоску – желтого. Сообщает, что тот, кто взял полоску красного цвета расскажет,  что сегодня нового вы узнали о космосе и космонавтах, а зеленого – что хотели бы еще узнать.

Дети рассматривают портреты, рассуждают, думают,

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом (шагают на месте, показывают «бицепсы», наклоняются вперед и т.д.).

Дети предполагают, рассуждают, что, для путешествия  нужна ракета.

Дети слушают и рисуют  математический диктант.

Дети дорисовывают  иллюминатор и придумывают название ракете.

Дети выбирают  одежду, подходящую для полета в космос, объясняют, почему  именно в скафандре нужно лететь в космос.

.

Дети считают обратно: 10,9,8,7,...1. Старт!

Дети  придумывают родственные слова к словам «Космос» и «Планета».

Дети думают, рассуждают, отвечают.

.

Дети думают и рассказывают о том, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.   Планеты все разные, маленькие и большие, круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.

Дети считают.

 «  По порядку все планеты

   Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон».

Автор: А. Хайт

Дети рассматривают и рассуждают.

Самостоятельная работа детей.

Дети выбирают полоски и отвечают.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

-формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- формирование элементарных представлений  из области математики;

умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

-формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; взаимоотношениях со взрослыми и сверстникам.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

- владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Личностные:

 - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации. 

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

 - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Личностные:

 - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Коммуникативные: 

- формирование умения  использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Космос».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Космос». Цель: способствовать формированию целостной картины мира.Интеграция обр...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...