Сценарий события познавательно- исследовательской деятельности на тему "Знакомство с вулканическим камнем пемзой".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

А.В.Иванова

Сценарий образовательного события по познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektmo2.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий события познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе «Буратино».
Тема: «Знакомство с вулканическим камнем пемзой».
Составила и провела воспитатель Иванова А.В.
Задачи.

Образовательная область «Познание».
-Познакомить детей с со свойствами, происхождением, использованием камня пемзы , вовлекая детей в исследовательскую деятельность.
-Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между объектами природы(происхождение камней вулканического вида).
Развитие познавательных действий:
-Продолжать учить обобщенному способу исследования объектов.
-Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом: ставить цель, использовать собственный алгоритм; корректировать свою деятельность.
-Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно- исследовательской деятельности.
- Развитие познавательных интересов детей, любознательности, стремления к получению знаний.
Образовательная область «Речевое развитие».

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, приучать детей к самостоятельности суждений.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
-Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной поисковой деятельности в мини группы.
-Формировать навыки учебной деятельности: умение понимать инструкцию, действовать по предложенному плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты совей деятельности.
-Продолжать воспитывать культуру общения.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая Шкатулка», просмотр фрагментов мультфильма «Приключение капитана Врунгеля». Чтение познавательной литературы о камнях и минералах, создание мини- выставки «Камни и минералы», знакомство с профессиями в области исследовательской работы; заседание «Совета почемучек», реализация проекта «Путешествие в горы».
Материал и оборудование.

Для детей. Кусочки пемзы, коробка «Почта России», письмо, карта, карточки с надписями «Геологи», «Лаборанты», «Библиотекари», «Работники музея», магнитная доска. Элементы костюмов и атрибуты, оборудованная тропа для геологов, оборудование для лаборантов, энциклопедии, коллекции минералов, напечатанные характеристики минералов.
Для воспитателя. Опорные слова для характеристики минерала, макет вулкана на подставке, вещества для имитации лавы, колокольчик.

Ход занятия.

(Дети заняты самостоятельной игровой, продуктивной, познавательной деятельностью. Раздается стук в дверь. Открываем дверь: стоит посылка, адресованная детям группы).
-Ребята, что это? (посылка). Давайте прочитаем, от кого (дети читают).
Давайте откроем посылку. Предлагаю убрать на полочки игрушки и сесть в круг, рассматриванием содержимое: письмо, камни, карта).
-Кто хочет прочитать письмо?
Письмо капитана Врунгеля.

Дорогие ребята!
Во время морского путешествия мой корабль «Беда» причалил около острова, на котором были горы. У подножия гор я нашел камни, названия которых мне неизвестно. Помогите, пожалуйста, узнать название камней, опишите их свойства, происхождение, узнайте, чем они полезны для человека.

Капитан Врунгель.

Воспитатель.
-Ребята, поможем капитану Врунгелю ответить на вопросы?
-Ребята , рассмотрите эти камни…На что они похожи?
-Какая у них поверхность? Почему у них столько дырочек?
-Вы встречали такие камни на улице или выставках?
-Кто знает названия?
-Да, вопросов у нас много… Что предлагаете делать? (Дети предлагают созвать Совет Почемучек: несут атрибуты-надпись и символ-сову).
-Уважаемые члены совета Почемучек, как же мы можем помочь капитану Врунгелю?
-Как вы думаете, чтобы изучить камни, я предлагаю вам выступить в роли людей разных профессий.
-Как называется профессия людей, которые исследуют камни в горах?(геологи). Ребята, кто хочет выступить в роли геолога ,приклейте себе значок.
-Какой профессии людей нужно пригласить, чтобы изучить свойства предмета людей?(лаборантов).
-Ребята, как называется наука, изучающая камни (геология). Может быть уже есть информация об этом виде камней в геологическом музее? Кто хочет стать ученым в музее?
-Где мы можем рассмотреть иллюстрации, почитать информацию о камнях?(В библиотеке).
Воспитатель. Сегодня на «Совет Почемучек» приглашаем геологов, лаборантов, ученых из геологического музея и работников библиотеки. Наш совет считаю открытым (звук колокольчика).
-Что просил узнать капитан Врунгель? (на доску таблички).

СВОЙСТВА.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
НАЗВАНИЕ.
РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

-Где мы можем изучить особенности, свойства камней? (В лаборатории). Лаборанты, чтобы не сохранить информацию, заполните таблицу исследований. Берите для опытов образца небольшого размера, можно сравнить с известным камнем.
-Ребята в посылке оказалась
карта той местности, где нашли камни. Кому понадобится карта? (Геологам). Что могут организовать геологи? (Экспедицию). Геологи, исследуйте горы, где были найдены такие камни, найдете другие образцы, сделайте зарисовки местности.

-Где можно рассмотреть коллекции камней, прочитать информацию об их описании?( В геологическом музее).
-У нас есть музей минералов и горных пород. Ученые могут посетить музей. (Работники музея). (Работники музея идут в музей, читают надписи на карточках с крупным шрифтом о разных породах).

-Откуда еще можно узнать информацию о камнях (из книг, энциклопедий, Интернета). Где хранится подборка книг о минералах и полезных ископаемых? (В библиотеке). Работники библиотеки, найдите информацию о происхождении камней.
-Участники Совета Почемучек приступайте к поиску информации. Когда прозвенит колокольчик, мы снова собираемся в круг на наш Совет.

(В ходе деятельности детей, Воспитатель посещает команды, дает рекомендации, помогает разрешить споры.)

Сбор общей информации.
Заполняем таблицу на доске (развешиваем картинки, заполненную таблицу).
Свойства. Происхождение. Название. Роль в жизни человека.

Рассказ воспитателя о вулканах и демонстрация опыта с вулканом.
-Уважаемые участники Совета Почемучек, вы отлично справились с заданием, я тоже приготовила рассказ о происхождении камня пемзы.(На столик ставлю макет вулкана).
Кусочки пемзы – это застывшая лава после извержения вулкана.

На вид вулкан - это обычная гора, а внутри находится очень горячая, раскаленная жидкость-лава. Пока лава живет в горе, вулкан не действует, говорят, что вулкан спит. Когда же вулкан начитает извергаться, то лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими.
Сегодня я приготовила для вас модель вулкана.

Какой он формы.
На что похож?
На что похожа его верхняя часть?
Вулкан имеет форму конуса, а верхняя часть похожа на ямку(воронку).

Вулкан- это высокая гора с крутыми склонами, на самой вершине горы находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (отверстие, уходящие глубоко в землю, внутри находится раскаленная жидкость-лава).

Во время извержения вулкана на поверхность вытекает не только лава, но и кусочки вулканического пепла, которые застывают и получается камень-пемза. Пемза относится к вулканическим камням.
-Сейчас я покажу на макете, как происходит извержения вулкана (напоминаю о правилах безопасности, демонстрирую опыт,).
Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает спокойно. В нашей стране вулканы находятся на Камчатке и Курильских островах.
-Можно ли заранее предсказать извержение вулкана?
-Ученые, которые занимаются изучением вулканов называются вулканологи.
-А как же используют этот камень-пемзу в жизни человека? Так как у пемзы пористая поверхность, то камень не очень прочный, им можно очищать поверхности как губкой, теркой.
В настоящее время на химических заводах делают искусственную пемзу. Рассмотрите ее. -Чем она отличается от вулканической ?
-Чем похожа?
Итог. Собираем посылку и таблицу исследований капитану Врунгелю.
Заседание Совета завершается, дети получают памятные сувениры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебный камнь магнит"

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет вс...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в группе младшего возраста «Надежный дом для лесных зверей». Сравнение свойств камня и ваты.

Данное занятие проводится с группой детей младшего возраста (3-4 года) по теме "Надежный дом для лесных зверей". Оно направлено на познавательно-исследовательскую деятельность и способствует...