Презентация "Обитатели речных глубин" старший дошкольный возраст
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Воробьева Оксана Николаевна

Формирование представлений о пресных водоемах, его обитателях, их образе жизни и значение в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к окружающему миру1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево » Томский район « ОБИТАТЕЛИ РЕЧНЫХ ГЛУБИН» подготовительная группа Подготовила воспитатель : Воробьева О.Н. 2023 г.

Слайд 2

Цель : познакомить детей с жизнью рыб и обитателями рек родного края. Задачи: Обучающие: - Познакомить детей с речными рыбами, их строением, средой обитания, питанием ; - Активизировать в речи детей слова: щука, окунь, пескарь, ёрш, плавники, хвост, чешуя, жабры, речные рыбы; - Формировать правильность лексико-грамматического строя речи; - Продолжать учить детей отвечать полным предложением. Развивающие: - Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; - Развивать коммуникативные навыки: умение договариваться; - Развивать общую моторику. Воспитательные: - Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе. - Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Слайд 3

Как дышат рыбы? Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями. С тех пор они стали развиваться самыми раз­личными путями, так что сейчас только некото­рые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб. Как правило, рыба имеет удлиненную и сужи­вающуюся к концу форму. Люди скопировали ее при строительстве кораблей и подводных лодок, так как она лучше всего приспособлена для пере­движения в воде. Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управ­ляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека. В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Кровь у рыб холодная, но их нервная система такая же, как и у других животных, они тоже чувствительны к боли. Их осязание очень острое, а вкус они воспринимают всей своей кожей. Рыбы могут пахнуть. У них есть два малень­ких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши, но они находятся внут­ри головы и называются «внутренними ушами». Причиной того, что рыбы имеют темную окра­ску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, кото­рые, смотря сверху, видят темный цвет, сливаю­щийся с водой реки или океана. Глядя снизу, ка­жется, что это светлая поверхность воды. Сущест­вует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Слайд 5

ЩУКА Туловище рыбы вытянутое, стреловидной формы, покрыто мелкой чешуёй. Окраска чешуи рыбы может быть серовато-зеленой, серой с желтизной или серо-коричневой. Голова щуки длинная, на нижней челюсти есть много острых зубов разной величины. За такое строение челюсти щуку прозвали «речной акулой». Глаза щуки располагаются высоко, благодаря чему хищник может осматривать большую площадь, не утруждая себя поворотом головы. У щуки есть жабры, с помощь которых она может дышать в воде, спинные и брюшные плавники, хвост. Щука — на редкость прожорливая и неразборчивая в еде хищница. Она питается разнообразными видами рыб, раками, лягушками, мышами, крысами. Взрослые щуки могут утащить под воду утёнка. ( Дети по описанию находят картинку с изображением щуки. Уточнить у нескольких детей, как называется рыба ).

Слайд 6

Окунь – хищник . Тело, его напоминает прядильное веретено, покрыто крепкой, но очень мелкой чешуей. Окраска тела зеленовато-желтая, на нём отчетливо видны черные полосы. Брюшко рыбы окрашено в белый цвет. У рыбы много зубов, расположенных в несколько рядов. У окуня есть жабры, спинные, брюшные плавники, хвост. Характерная особенность речного окуня плавники окрашены в яркий красный цвет. Окунь считается одним из самых прожорливых и неразборчивых в еде хищников: пищей окуня является все, что движется по дну или в водах водоема, мальки, личинки насекомых и икра, отложенная другой рыбой. С приближением холодов окуни уходят в глубокие места, в которых и находятся почти всё время. ( Дети находят картинку с изображением окуня. Закрепить название рыбы ).

Слайд 7

Ёрш Мелкий речной хищник. У ерша короткое тело, покрытое чешуёй. Окрас на спине серо-зеленый, а по бокам есть бурые пятна. Челюсть представляет собой щетинковые зубы без клыков. У ерша есть жабры, спинные и брюшные плавники, хвост. Ёрш имеет множество шипов на плавниках. Ерш не любит речное течение. Чаще всего он оседает в заливах или ямах с водоворотами. Дно предпочитает без ила с наличием камней и коряг. Эта рыба не любит солнечный свет и теплую воду, поэтому летом его надо ловить там, где глубина не менее 2-х метров. Питается ёрш более мелкими рыбами, беспозвоночными, насекомыми, растениями, икрой и личинками рыб. С наступлением холодов ерши группируются в стаи и заседают в более укромных и спокойных местах. ( Найти картинку с изображением ерша. Закрепить название рыбы ).

Слайд 8

Пескарь Имеет тело цилиндрической формы. Оно покрыто достаточно крупной чешуёй. Верх рыбки окрашен зеленовато–бурым цветом. По всему телу имеются синеватые и черноватые пятна, а брюшко имеет в желтоватый или серебристый оттенок. На плавниках и хвосте большое количество темно–бурых пятен, которые расположены несколькими рядами. Пескаря легко узнать по 2–м маленьким усикам, лежащим в районе уголков рта. Пескарь является донной рыбой, то, соответственно, пропитание себе он находит в донных слоях воды. В меню этой рыбы входят мелкие червячки, насекомые , сгнившие органические вещества, которые добывает в песке. В поиске пропитания в донном грунте неоценимую роль играют усики пескаря. ( Найти картинку с изображением пескаря. Закрепить название рыбы ).

Слайд 9

Физминутка : «Рыбаки» Мы сидим на берегу - руки на поясе, повороты вправо-влево; Ловим рыбку на уху – руки на поясе, наклоны вперёд-назад, Окунь, щука, лещ , плотва - хлопок в ладоши, кулачок Будет вкусная уха – ходьба на месте.

Слайд 10

ЛЕЩ Д овольно крупная рыба с высокой спинкой, окрашенной в тёмный цвет, и зеленоватыми боками со светлым жемчужным блеском. Лещи, как правило, водятся в больших чистых озёрах или в реках с медленным, плавным течением. Молодые лещи держатся стайками. Взрослые лещи любят прятаться в тёмной подводной глубине. Питаются лещи мелкой живностью, обитающей на дне, — личинками жуков, червяками, моллюсками или пообедать икринками рыб. Вечерами взрослые лещи выплывают из глубин на мелководье и роются в иле и тине в поисках корма. Такие места рыбьих кормежек называются «лещовыми ямами».

Слайд 11

КАРАСЬ О тличается очень высоким, почти круглым телом, темно-коричневой спинкой и золотистыми боками, покрытыми крупной чешуей. Встретить его можно в любом заболоченном и заросшем водоеме, при промерзании или пересыхании которого карась закапывается в ил на глубину до 70 см и таким образом переживает холодную зиму или жаркое лето. Питается карась водными растениями, мелкими рачками и насекомыми.

Слайд 12

РЕЧНОЙ РАК Речной рак обитает в различных пресных водоёмах с чистой водой: речных заводях, озёрах, больших прудах. Днем раки прячутся под камнями, корягами, корнями прибрежных деревьев, в вырытых ими самими в мягком дне норках. В поисках корма они покидают свои убежища в основном ночью. Питается преимущественно растительной пищей, а также мёртвыми и живыми животными.

Слайд 13

СТЕРЛЯДЬ Обитает в тех водоемах, где вода на протяжении года остается немного прохладной. Дно водоема для этой рыбы предпочтительнее из песка или мелкого камня. В летние месяцы стерлядь редко ходит по дну, она подходит близко к поверхности воды, на которой в теплое время года может полакомиться различными насекомыми. Именно насекомые, различные жучки и черви составляют основной рацион стерляди.

Слайд 14

НАЛИМ Тело налима удлинённое , невысокое, округлое в передней части и сильно сжатое с боков — в задней . Глаз маленький. Рот большой , нижняя челюсть короче верхней. На челюстях и головке имеются мелкие зубы, но на нёбе их нет. На подбородке имеется один непарный усик и пара усиков на верхней челюсти. Окраска тела налима зависит от грунта, прозрачности и освещённости воды, а также от возраста рыбы, поэтому она довольно разнообразна: чаще тёмно-бурая или черновато-серая, светлеющая с возрастом. На боках тела и непарных плавниках имеются большие светлые пятна. Питается беспозвоночными и мелкой рыбой. Старшие особи поедают молодь донных рыб, а также лягушек, речных раков, моллюсков .

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Путешествие на речном трамвайчике». Область "Социально-коммуникативное развитие""

Уважаемые коллеги! Представляю свою разработку открытого мероприятия, посвящённую Дню рождения Санкт-Петербурга. В увлекательной игровой форме дети закрепляют знания о роном городе, формируют чувство ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Энциклопедия "Обитатели речных глубин Волги" для детей старшего дошкольного возраста

       Мы живем на одной из крупнейших рек земного шара, реке Волга. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и ст...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Рыбы речные и озерные"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Рыбы речные и озерные"...

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на речном трамвайчике"

с использованием технологий :-ИКТ -технологий исследовательской деятельности ;-информационно – коммуникационных технологий;-здоровье сберегающих технологий;-технологий сотрудничества...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...