Проект по познавательному развитию "История родного города".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

История родного города.

Краеведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории  МКДОУ №6 г. Миньяра

Мамонова Е.В.

 

 

 

Миньяр

2023г.

Содержание проекта:

 

Глава 1. Общие положения

1.1. Название проекта, законодательная часть, региональный компонент.

1.2. Актуальность выбранной темы

1.3. Цели и задачи проекта

1.4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

1.5. Принципы

1.6. Этапы реализации проекта

1.7. Обеспечение проекта

1.8. Оценка результатов проекта. Диагностика

1.9. Предполагаемые результаты

 

Глава 2. Опыт педагогической практической деятельности по использованию краеведческого материала.

2.1. Возможности изучения истории родного края.

2.2.Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

2.3. Знакомство детей с искусством Миньяра.

2.4. Работа по социальному проекту «Мой город вчера и сегодня».

 

Заключительная часть

Библиографический список

Приложение

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общие положения

  1. Название проекта, законодательная часть, региональный компонент

Название проекта: «Ознакомление с родным городом   как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Законодательная часть:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;

- Устав краеведческого мини - музея МДОУ № 6 «Рябинка»;

- Положение о Совете музея;

- Положение «Краеведческого мини- музея  в МДОУ № 6 «Рябинка»

Региональный компонент:

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

К.М. Симонов

 

1.2. Актуальность выбранной темы

 

Мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.  Воспитание чувства любви у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

 

 

 

 

 

  1. Цели и задачи проекта

Основные задачи:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.

(Из национальной доктрины образования в РФ)

Проведенное среди детей и родителей воспитанников  анкетирование показывало:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города.

Задача воспитания, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой город вчера и сегодня!»

Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание  чувства любви к Родине, родному городу; развитие способностей к  умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Расширить знания детей о нашем городе Миньяре.
  • Воспитывать любовь к родному городу,  умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями нашего города.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать активное участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

 

 

1.4.   Участники проекта. Сроки реализации проекта.

 

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов об истории города Миньяра, о возникновении названий гор, рек, о разновидностях растительного и животного мира, о полезных ископаемых, об экологии  и загрязнении реки Сим и Миньярского пруда, о Миньярском заводе и т.д.
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, картотек стихов о Миньяре, 
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы, открыток о Челябинске и Миньяре, справочника, художественных книг о родном крае, брошюры, материалов районной газеты «Стальная искра», картографии,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. подготовка разного вида бросового материала
  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  6. дидактические игры,
  7. выставки книг, рисунков, поделок,
  8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

 

  1. Принципы

 

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини - музей, подобран материал о Миньяре,  включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы проведения и реализации проекта:

1. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Миньяр вчера и сегодня», «Моя Родина – Миньяр!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Хлеб – всему голова!», «Миньярские горы»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку, стихотворение о городе».

Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Конструирование из бумаги «Достопримечательности нашего города» - макеты

Экскурсии в музей и фотоэкскурсии по городу

Разучивание стихов о Миньяре.

Оформление  уголка в русских традициях

Оформление стенда «Мы гордимся вами»

Изготовление мини – музея «Русский дом в Миньяре»

3. Презентационно - завершающий

Открытое занятие “Мой город вчера и сегодня”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

 

  1. Необходимые условия реализации проекта:
  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного города.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение,
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. познавательные игровые занятия,
  5. беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы реализации проекта

 

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ «Детский сад» № 6 в 2019 – 2023учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города,  помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление  и создание мини-музея «Русский дом в Миньяре» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса , спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
  • повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта история родного города, который будет состоять из двух блоков:

  • 1 блок «Семейное древо»
  • 2 блок «История моего детского сада»

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

                                                                                 Приложение 1.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

   Сентябрь

«Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

2. «Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

Дидактическая игра

3.»Где я отдыхал летом»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

 Рисование

 Октябрь 

«История возникновения родного города»

Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города

Занятие

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную

Дидактическая игра

«Улицы родного города»

Учить передавать красоту родного города

Изобразительная деятельность

         Ноябрь

«Достопримечательности родного города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города

Занятие

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города

Дидактическая игра

«Русская изба на Руси»

Знакомить детей с историей строительства домов

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам города»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

Декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии города от профессий села.

Дидактические игры

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Занятие

Январь

«Флора и фауна Челябинской области»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия в музей

«Кто живет в нашем районе?»

 

Вечер загадок

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края

Акция

«Птицы нашего края»

Формирование знаний о птицах Алтайского края, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление альбома

 

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Занятие

Февраль

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Оформление альбома

«Узнай на вкус»

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Игра

«Булочная»

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Сюжетно – ролевая игра

«Ашинский хлебозавод»

Вызвать интерес к процессу  выращивания хлеба  в настоящее время и изготовление в современных условиях

Вечер за круглым столом

Март

«Полезные привычки»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

«Веселые старты»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования

«Металлург»

Дать детям знания о спортивных комплексах Миньяра и Ашинского района

Экскурсия на спорткомлекс

«Город спортивный»

Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом.

Занятие

Апрель

«Крестьянская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Экскурсия в музей

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.

Дидактическая игра

Макет Миньяра, символика города

Формирование познавательного интереса к природе Минья, углублять представление о флоре и фауне.

Аппликация, рисование

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя Родина – Челябинская область»

Обобщить знания о флоре и фауне Челябинской обалсти; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок

Защита проекта

Май

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветераном

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. сформировать представления о празднике День Победы,

Встреча с ветеранами

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия на мемориал

«Спортивные состязания»

Соревнования между ДОУ города в спорткомплексе «Металлург»

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Диагностика

 

  1. Обеспечение проекта.

 

- Уголки по краеведению в группах

- Макеты

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Аудио, видео версии сказок

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток

 

  1. ДИАГНОСТИКА

 

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

  у детей 5-6 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» ­Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

 

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города. 

Материалы:   Герб и флаг города    Миньяр.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города Миньяр.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Миньярского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

 

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Миньяр». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

 

 Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Челябинской области; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Сим, Миньярского пруда»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке (в пруду)? Какая растительность растет по берегам реки (пруда)?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

 

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Миньяр?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

 

 

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

  у детей 5-6 лет.

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

 города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

 и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень (13-15 баллов)

      Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Миньяр, может объяснить символику Миньярского герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

    Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Миньяр; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (5-7 баллов)

      Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не  используют предметные термины.

 

ГЛАВА 2. Опыт педагогической практической деятельности по использованию краеведческого материала.
 

2.1. Возможности изучения истории родного края.

 

Работая в детском саду 29 лет, поняла, что чувству Родины детей нельзя не учить.

 С чего начинается Родина? Родина начинается с любви к ней.  А с чего начинается эта любовь? С познания Родины. С познания Родины участвует, помимо сознания, и сердце: необычно чуткое, впечатлительное, памятливое. Оно-то и придаёт глубинное содержание нашему восприятию отчей земли, присоединяет к понятию «патриотизм» стойкую, действительно сердечную привязанность, окрашивая это понятие живыми красками непосредственного, личного опыта.

В нашем детском саду открыт Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в  воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее  неразрывны, что мы часть единого древа жизни.

Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:

  • «Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан.
  • «Жизнь современного города»: участие детей в знаменательных мероприятиях, фотографии из жизни современного города.
  • «История нашего детского сада с момента его основания»: альбом с фотодокументами об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат.
  • «Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним.
  • «Детям о Великой Победе».
  • Макеты русской избы  с предметами быта  народов.

 Мои детки узнают, что наш городок – это часть Челябинской области и  часть страны, которая называется Россией.

Изучая геральдику, дети с родителями  включились в поисковую работу: выяснили, что начало Миньяра положил завод. История его – история градообразующего предприятия. Основателями Миньярского железоделательного завода были симбирские купцы братья Твердышевы Иван Борисович и Яков Борисович и их зять Иван Семенович Мясников, который был женат на родной сестре Твердышевых Татьяне Борисовне.

 С увлечением составляли ребята совместно с родителями герб своей семьи.
    Детям очень нравится поисково-исследовательская работа. Много нового и интересного узнают они о городе и его улицах, о горах, о родниках.
    Итогом исследований становятся творческие отчеты: фотовыставки, рассказы, буклеты, рисунки, устные выступления перед сверстниками и перед детьми других групп.

В группе провели викторину « Узнай! Запомни! Сохрани!», создали мини-музей, где размещается краеведческий материал.

Задания поисково-исследовательской работы даю и по группам. Одно из заданий, которое получили дети 2 логопедической группы, - узнать историю  библиотеки.  Дети не только сами «загорелись» идеей узнать больше о городе, но и заинтересовали родителей. Как говорят родители моих детей, они вместе с детьми узнают много нового, неизведанного о городе, в котором прожили много лет.

Очень важно, что такая работа позволяет включать родителей, бабушек и дедушек в познавательную поисковую работу по истории родного города, семьи.
    На занятиях, мероприятиях по краеведению дети начинают понимать, что пути истории проходят через судьбу каждого из нас, через судьбы всех поколений семьи, а все мы – соучастники событий прошлого, настоящего и будущего.
     Нравятся детям и встречи с интересными людьми. Затаив дыхание, ребята слушали рассказ ветерана Великой Отечественной войны А. И. Чертовой о войне. Потом сами готовили рассказы о том, как жили в годы Великой Отечественной войны прадедушки, прабабушки, соседи и родственники.  Рисовали рисунки о войне.

 Об истории нашего города  дети узнают и на экскурсиях.  Всегда провожу обзорную экскурсию по городу, поднявшись на гору рассматриваем панораму Миньяра. А в этом году осенью провела  экскурсию по самой короткой улочке нашего города, которая называется Советский дол.  Ребята сами предложили провести поисково-исследовательскую работу по изучению улиц города. Дети с родителями  составили свои экскурсии, а потом в роли экскурсоводов водили по своим улицам бабушек и дедушек.
       Каждая местность хранит какие-то интересные сведения. Мы с ребятами попробовали пофантазировать и составили легенды, связанные с городом. Легенды у нас получились удивительно интересными.

Думаю, что исторические сведения, полученные в дошкольном возрасте, дадут свои результаты. Дети сохранят интерес к истории своего города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx70.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Проект

История родного города.

Краеведение

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории  МКДОУ №6 г. Миньяра

Мамонова Е.В.

Миньяр

2023г.

Содержание проекта:

Глава 1. Общие положения

1.1. Название проекта, законодательная часть, региональный компонент.

1.2. Актуальность выбранной темы

1.3. Цели и задачи проекта

1.4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

1.5. Принципы

1.6. Этапы реализации проекта

1.7. Обеспечение проекта

1.8. Оценка результатов проекта. Диагностика

1.9. Предполагаемые результаты

Глава 2. Опыт педагогической практической деятельности по использованию краеведческого материала.

2.1. Возможности изучения истории родного края.

2.2.Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

2.3. Знакомство детей с искусством Миньяра.

2.4. Работа по социальному проекту «Мой город вчера и сегодня».

Заключительная часть

Библиографический список

Приложение


Глава I. Общие положения

  1. Название проекта, законодательная часть, региональный компонент

Название проекта: «Ознакомление с родным городом   как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Законодательная часть:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;

- Устав краеведческого мини - музея МДОУ № 6 «Рябинка»;

- Положение о Совете музея;

- Положение «Краеведческого мини- музея  в МДОУ № 6 «Рябинка»

Региональный компонент: 

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

К.М. Симонов

 

1.2. Актуальность выбранной темы

 

Мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.  Воспитание чувства любви у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

  1. Цели и задачи проекта

Основные задачи:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.

(Из национальной доктрины образования в РФ)

Проведенное среди детей и родителей воспитанников  анкетирование показывало:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города.

Задача воспитания, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой город вчера и сегодня!»

Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание  чувства любви к Родине, родному городу; развитие способностей к  умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Расширить знания детей о нашем городе Миньяре.
  • Воспитывать любовь к родному городу,  умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями нашего города.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать активное участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

1.4.   Участники проекта. Сроки реализации проекта.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов об истории города Миньяра, о возникновении названий гор, рек, о разновидностях растительного и животного мира, о полезных ископаемых, об экологии  и загрязнении реки Сим и Миньярского пруда, о Миньярском заводе и т.д.
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, картотек стихов о Миньяре,  
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы, открыток о Челябинске и Миньяре, справочника, художественных книг о родном крае, брошюры, материалов районной газеты «Стальная искра», картографии,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. подготовка разного вида бросового материала
  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  6. дидактические игры,
  7. выставки книг, рисунков, поделок,
  8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

  1. Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини - музей, подобран материал о Миньяре,  включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.

  1. Этапы проведения и реализации проекта:

1. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Миньяр вчера и сегодня», «Моя Родина – Миньяр!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Хлеб – всему голова!», «Миньярские горы»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку, стихотворение о городе».

Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Конструирование из бумаги «Достопримечательности нашего города» - макеты

Экскурсии в музей и фотоэкскурсии по городу

Разучивание стихов о Миньяре.

Оформление  уголка в русских традициях

Оформление стенда «Мы гордимся вами»

Изготовление мини – музея «Русский дом в Миньяре»

3. Презентационно - завершающий

Открытое занятие “Мой город вчера и сегодня”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

  1. Необходимые условия реализации проекта:
  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного города.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение,
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. познавательные игровые занятия,
  5. беседы.

  1. Этапы реализации проекта

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ «Детский сад» № 6 в 2019 – 2023учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города,  помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление  и создание мини-музея «Русский дом в Миньяре» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса , спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
  • повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта история родного города, который будет состоять из двух блоков:

  • 1 блок «Семейное древо»
  • 2 блок «История моего детского сада»

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

                                                                                 Приложение 1.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

   Сентябрь

«Знаешь ли ты свой город?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

2. «Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

Дидактическая игра

3.»Где я отдыхал летом»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

 Рисование

 Октябрь  

«История возникновения родного города»

Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города

Занятие

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную

Дидактическая игра

«Улицы родного города»

Учить передавать красоту родного города

Изобразительная деятельность

         Ноябрь

«Достопримечательности родного города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города

Занятие

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города

Дидактическая игра

«Русская изба на Руси»

Знакомить детей с историей строительства домов

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам города»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

Декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии города от профессий села.

Дидактические игры

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции

Занятие

Январь

«Флора и фауна Челябинской области»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия в музей

«Кто живет в нашем районе?»

Вечер загадок

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края

Акция

«Птицы нашего края»

Формирование знаний о птицах Алтайского края, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление альбома

«Знай и люби родную природу»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Занятие

Февраль

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Оформление альбома

«Узнай на вкус»

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Игра

«Булочная»

Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Сюжетно – ролевая игра

«Ашинский хлебозавод»

Вызвать интерес к процессу  выращивания хлеба  в настоящее время и изготовление в современных условиях

Вечер за круглым столом

Март

«Полезные привычки»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

«Веселые старты»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования

«Металлург»

Дать детям знания о спортивных комплексах Миньяра и Ашинского района

Экскурсия на спорткомлекс

«Город спортивный»

Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом.

Занятие

Апрель

«Крестьянская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Экскурсия в музей

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.

Дидактическая игра

Макет Миньяра, символика города

Формирование познавательного интереса к природе Минья, углублять представление о флоре и фауне.

Аппликация, рисование

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя Родина – Челябинская область»

Обобщить знания о флоре и фауне Челябинской обалсти; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок

Защита проекта

Май

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветераном

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. сформировать представления о празднике День Победы,

Встреча с ветеранами

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия на мемориал

«Спортивные состязания»

Соревнования между ДОУ города в спорткомплексе «Металлург»

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Диагностика

  1. Обеспечение проекта.

- Уголки по краеведению в группах

- Макеты

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Аудио, видео версии сказок

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток

  1. ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

  у детей 5-6 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города    Миньяр.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города Миньяр.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Миньярского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Миньяр». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

 Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Челябинской области; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Сим, Миньярского пруда»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке (в пруду)? Какая растительность растет по берегам реки (пруда)?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Миньяр?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

 

 

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

  у детей 5-6 лет.

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

 города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

 и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

Высокий уровень (13-15 баллов)

      Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Миньяр, может объяснить символику Миньярского герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

    Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Миньяр; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (5-7 баллов)

      Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не  используют предметные термины.

ГЛАВА 2. Опыт педагогической практической деятельности по использованию краеведческого материала.

2.1. Возможности изучения истории родного края.

Работая в детском саду 29 лет, поняла, что чувству Родины детей нельзя не учить.

 С чего начинается Родина? Родина начинается с любви к ней.  А с чего начинается эта любовь? С познания Родины. С познания Родины участвует, помимо сознания, и сердце: необычно чуткое, впечатлительное, памятливое. Оно-то и придаёт глубинное содержание нашему восприятию отчей земли, присоединяет к понятию «патриотизм» стойкую, действительно сердечную привязанность, окрашивая это понятие живыми красками непосредственного, личного опыта.

В нашем детском саду открыт Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в  воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее  неразрывны, что мы часть единого древа жизни.

Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:

  • «Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан.
  • «Жизнь современного города»: участие детей в знаменательных мероприятиях, фотографии из жизни современного города.
  • «История нашего детского сада с момента его основания»: альбом с фотодокументами об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат.
  • «Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним.
  • «Детям о Великой Победе».
  • Макеты русской избы  с предметами быта  народов.

 Мои детки узнают, что наш городок – это часть Челябинской области и  часть страны, которая называется Россией.

Изучая геральдику, дети с родителями  включились в поисковую работу: выяснили, что начало Миньяра положил завод. История его – история градообразующего предприятия. Основателями Миньярского железоделательного завода были симбирские купцы братья Твердышевы Иван Борисович и Яков Борисович и их зять Иван Семенович Мясников, который был женат на родной сестре Твердышевых Татьяне Борисовне.

 С увлечением составляли ребята совместно с родителями герб своей семьи.
   Детям очень нравится поисково-исследовательская работа. Много нового и интересного узнают они о городе и его улицах, о горах, о родниках.
   Итогом исследований становятся творческие отчеты: фотовыставки, рассказы, буклеты, рисунки, устные выступления перед сверстниками и перед детьми других групп.

В группе провели викторину « Узнай! Запомни! Сохрани!», создали мини-музей, где размещается краеведческий материал.

Задания поисково-исследовательской работы даю и по группам. Одно из заданий, которое получили дети 2 логопедической группы, - узнать историю  библиотеки.  Дети не только сами «загорелись» идеей узнать больше о городе, но и заинтересовали родителей. Как говорят родители моих детей, они вместе с детьми узнают много нового, неизведанного о городе, в котором прожили много лет.

Очень важно, что такая работа позволяет включать родителей, бабушек и дедушек в познавательную поисковую работу по истории родного города, семьи.
   На занятиях, мероприятиях по краеведению дети начинают понимать, что пути истории проходят через судьбу каждого из нас, через судьбы всех поколений семьи, а все мы – соучастники событий прошлого, настоящего и будущего.
    Нравятся детям и встречи с интересными людьми. Затаив дыхание, ребята слушали рассказ ветерана Великой Отечественной войны А. И. Чертовой о войне. Потом сами готовили рассказы о том, как жили в годы Великой Отечественной войны прадедушки, прабабушки, соседи и родственники.  Рисовали рисунки о войне.

 Об истории нашего города  дети узнают и на экскурсиях.  Всегда провожу обзорную экскурсию по городу, поднявшись на гору рассматриваем панораму Миньяра. А в этом году осенью провела  экскурсию по самой короткой улочке нашего города, которая называется Советский дол.  Ребята сами предложили провести поисково-исследовательскую работу по изучению улиц города. Дети с родителями  составили свои экскурсии, а потом в роли экскурсоводов водили по своим улицам бабушек и дедушек.
      Каждая местность хранит какие-то интересные сведения. Мы с ребятами попробовали пофантазировать и составили легенды, связанные с городом. Легенды у нас получились удивительно интересными.

Думаю, что исторические сведения, полученные в дошкольном возрасте, дадут свои результаты. Дети сохранят интерес к истории своего города.

2.2.Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
      Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, надо прививать эти чувства с раннего возраста. Понимаю, что именно детский сад играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств. Ребёнок должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.

Большую роль в эколого-природоведческом краеведении отвожу экскурсии в природу. Часто бываем с ребятами в березовой роще. Обращаю их внимание на растения и животных. В этом году была проведена поисково-исследовательская работа, в которой дети узнали, кто и когда посадил березовую рощу. Осенью провели рейд по очистке рощи от мусора.

 В 2022 году мы проводили экологическую работу «Помоги роднику».  Осенью побывали у родников, где летом родители  устроили зону отдыха и облагородили родник, убрали мусор, посадили около родника кустарники.

Летом ребята проводили наблюдения за растениями, а осенью рассказывали о том, где были, что увидели, чем помогли природе.

Каждую осень мы ходим в туристические походы. Перед походом дети вспоминают заповеди туриста. Были мои дети у истока реки Сим - Миньяр.

Для эколого-природоведческого краеведения важны и викторины, аукционы, познавательные игры о растениях и животных, которые провожу в свободное время. К работе по изучению природы и экологическому воспитанию привлекаю  сотрудников детской библиотеки,  родителей.

2.3. Знакомство детей с искусством Миньяра.

Изучение искусства родного края, в том числе и народного творчества, является составной частью общего краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое нашей страны, неповторимые черты её духовной жизни.
    Каждый город имеет свои  традиции. Занятия  краеведением позволяют детям осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты явления, которые послужили материалом для творчества.
     Изучая произведения П. Бажова А.П. Гайдара, Е.А. Пермяка, В.П. Астафьева, Д.Н. Мамина – Сибиряка, говорю детям, как поэты любили свои города, где они родились. На занятиях дети рассказывают стихи о Миньяре,  рисуют иллюстрации к этим стихам.

Особое место занимает работа с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка, наблюдательности и смешливости русского человека. Разбирая язык сказов П. Бажова, прошу детей вспомнить речь жителей нашего города, особенно стареньких бабушек и дедушек. Начинается исследовательская работа – «собрать» диалектные слова, употребляемые в речи жителей города.

На протяжении четырех лет идет поисковая работа: дети узнают от бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек об их увлечениях, любимых занятиях.  С удовольствием разучивают ребята их любимые песни, учатся водить хороводы.

На занятиях активно использую игры, сказки, загадки, пословицы, заклички.
     Ребята вместе с нами готовят и проводят народные праздники. Интересно прошел праздник «Масленица», где ребята не только показали знание скороговорок, пословиц, примет, частушек, но и участвовали в конкурсах «Пряхи», «Принеси воды на коромысле».

Жизнь народа всегда была слита с жизнью природы, которая давала доступный материал и способы его обработки, служила источником содержания искусства, влияла на его мотивы и эмоциональный строй. В руках народных мастеров самые простые материалы: глина, металл, кость, железо, дерево – превращались в произведения искусства.
      Благодаря фантазии реальная жизнь людей и природы приобретала в изделиях народных мастеров черты сказочности и служила основой своеобразного поэтического мира, в которой быль и вымысел слиты воедино.                    

     В искусстве раскрывалось извечное стремление русского народа постичь мир в целом.  Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков.
    Рассказы о местных народных промыслах приобщают детей к миру прекрасного, знакомят с мастерами – умельцами. Встречи с земляками – умельцами вызывают у детей желание создать что-либо своим руками.
    Мои дети частые посетители выставочного зала Л. И. Федосовой.
    Там они знакомятся с творчеством местных художников. Там проходят встречи с мастерами берестяных изделий, деревянной росписи и резьбы, вышивки и вязания. Там же проходят практические занятия. Дети учатся делать то, что умели наши предки, что умеют и сейчас создают мастера народного творчества. Ребята с удовольствием пробовали ткать на ткацком станке; делали амулеты – обереги и пояски из бересты; пробовали плести корзинки из лозы; девочки пробовали прясть на настоящей прялке, наматывая пряжу на веретено.

На занятиях рисования дети знакомятся с народно-прикладным искусством Челябинской области. Дети сами пробуют разрисовывать доски, придумывают эскизы украшения прялки, расписывают деревянные ложки.
Мы живем в местности, где до сих пор можно встретить предметы старины: ткацкий станок, прялку, веретено, туески, плетёные блюда и корзины. И как замечательно, что в нашем крае не перевелись ещё мастера-умельцы, которые своими руками творят чудеса и делятся умением с детьми.

2.4. Работа по социальному проекту «Мой город вчера и сегодня».

     В 2019 году администрация детского сада  проводила конкурс социальных проектов. Мой проект «Мой город вчера и сегодня» получил одобрение.
Цель этого проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу

  •  Задачи:
  •  Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике города.
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить, фантазировать.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к городу.

 
 Постановка проблемы:

Работая в детском саду, убедилась в том, что дети хотят больше знать о своем городе. На занятиях по окружающему миру часто приходится говорить об особенностях растительного и животного мира, водных ресурсах и климатических условиях нашей местности.

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
  Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли. На которой родился и рос.
     Возможности педагога для ознакомления  дошкольников с родным городом на  занятиях ограничены.

Описание проекта

Опираясь на знания детей об окружающем мире, проект предусматривает дополнить и углубить представления детей о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры.
   Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы ныне владеем. С этой целью в проект включены посещение выставочного зала города Миньяра, встречи с мастерами народных промыслов, выставка «О чём рассказал прабабушкин сундук?», выставка старых фотографий и рассказы детей о том, что они узнали о жизни прабабушек и прадедушек. Встречи с мастерами-умельцами пройдут в неофициальной обстановке за чашкой чая, у самовара.
   В ходе реализации проекта дети больше узнают о городе. Пройдёт исследовательская работа «Улица города», в ходе которой каждый ребёнок должен будет узнать историю одной из улицы, почему она так называется, рассказать о людях, живущих на этой улице. После поисково-исследовательской работы в группе предполагается провести выставку «Улицы нашего города», где поместим рисунки, фотографии.
   Особое внимание будет уделено туристическому походу. Этот вид экскурсий помогает воспитать у детей доброту, отзывчивость, чуткость. В походе ребята привыкают переносить трудности походной жизни. Перед экскурсией работник лесничества (родитель) проведёт беседу об охране природы, дети получат листовку с заповедями туриста. После похода мы  с ребятами оформили фотовыставку о походе.

Бережное отношение к природе родного края воспитывается и во время поисковой работы «сколько лет березовой роще». В ходе реализации проекта ребята совместно с родителями проведут трудовой десант «Сделай рощу чище».  Хотелось бы вырастить детей отзывчивыми и внимательными к людям старшего поколения, к тем, кто воевал. С этой целью запланированы беседы «Воины-афганцы», «Наш город в годы Великой Отечественной войны». Проект предусматривает просмотр фильма о Великой Отечественной войне и встречи с ветеранами фронта и тыла. Рассказ о годах войны ребята услышат в дружеской теплой обстановке за чашечкой чая.
       Дети узнают, как жили прабабушки и прадедушки раньше. Нужно будет найти старые фотографии и рассказать о них. Оформим выставку «О чем рассказала старая фотография».

Интересны будут детям экскурсия по городу, обзорная экскурсия в краеведческий музей.

В ходе реализации проекта дети лучше узнают свой город, ближе познакомятся с народами Миньяра. И если дети станут смотреть на нашу Миньярскую землю с интересом, любовью, если им захочется прочитать стихи о городе, можно сказать, что время потрачено не зря. Работа по проекту проходит успешно.

Заключительная часть

 В ходе исследования мы постарались раскрыть сущность и значение краеведческой работы. Доказали, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. По определению академика Д.С. Лихачёва, краеведение, - «самый массовый вид науки».

В работе попытались проанализировать состояние проблемы воспитания у дошкольников любви к родному городу и выявить педагогические условия эффективности краеведческого материала в учебной и свободной деятельности.

Убедились, что краеведение оказывает значительное влияние на формирующуюся у детей систему ценностей, общую жизненную позицию.

В данной работе проанализировала свой педагогический опыт и показала возможности воспитания у дошкольников любви к родному городу, к Родине средствами краеведческой работы.

Думаю, дети привносят элементы народной культуры и в семью, эмоционально воздействуют на взрослых через рассказы, обсуждения того, о чём узнали.  Благодаря занятиям поискового характера становится реальной связь поколений.  И только системный подход способен обеспечить эффективность педагогической работы по краеведению.
    Хотелось бы, чтобы каждый педагог был заинтересован проблемой краеведения и помогал бы детям в познании своего города, в воспитании любви к малой родине, к России.

Именно краеведение помогает воспитывать в человеке высокое чувство любви к родной земле.

Библиографический список

1. Матюшин Н.Г. Историческое краеведение. – М., 1987.
2. Никонова Г.Н. Краеведение. – М., 1984.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1983.
4. Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. – М., 1998.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.  1969.
6. Тюрин Ю.П. Воспитание историей. – М., 1987.

7. Бабунова Е. С. Наш дом – Южный Урал. – Ч., 2005.

8. Чертов А. С. Миньяр – наш город. 2011.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"

Что такое архитектура,ее место в жизни человека?...

«Город в дозоре» Проект ознакомления дошкольников с родным городом

«Город в дозоре»Проект ознакомления дошкольников с родным городом...

Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города".

Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"....

Конспект НОД по познавательному развитию "Родной город Зея"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Проект «Путешествие по улицам родного города» к 195-летию со дня основания города-курорта Ессентуки.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще это место, где он родился, где вырос, где начал знакомиться со взрослой жизнью. Сколько бы не прошло времени, где бы человек не побывал &nd...

Конспект НОД по познавательному развитию «Родной город в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжать знакомить детей с историей родного города, с конкретными историческими событиями...