Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности по познавательному и речевому развитию "Прогулка в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Цель: уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_progulka_v_les.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение       детский сад №7 «Радуга»  Кулундинского района Алтайского края        

 

                        Открытое итоговое интегрированное занятие

                      в группе компенсирующей направленности

                                                     «Прогулка в лес»

                                                 

Разработала:  И.В. Назаренко,

воспитатель

                                                 Кулунда 2023

Цель:  уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях.                                 Задачи:

Образовательные: дать первоначальные знания о лесе, активизировать словарь по теме «лес», расширить представления детей о правилах поведения в лесу; стимулировать познавательную активность; закрепить умения: различать животных по внешнему виду и называть их,   закрепить  знания детей о геометрических фигурах, цвете; закрепить навык счета в пределах  5,10; уточнить знания о сезонных изменениях в природе весной; формировать умение оценивать результаты своего труда.

Развивающие:  развивать  познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, слуховое внимание, связную речь, умение рассуждать и логически мыслить, память, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук, расширить словарный запас детей.
 Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к родной природе, чувство доброты и сопереживания ко всему живому. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методические приемы:  игровая ситуация, беседа-диалог,  дидактическая игра, дидактическое упражнение, физкультминутка,  рассказывание, рассматривание, описание,  самостоятельная практическая деятельность детей.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстрации с изображением леса и его обитателей, рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; чтение стихотворений, потешек, рассказов и сказок  о природе и о жизни в лесу, загадки о лесе и его обитателях, беседа «Наступила весна», рассматривание иллюстраций на тему «Весна», рассматривание и наблюдение за природой, разучивание музыкальной игры «Зайка серенький сидит».

Оборудование и материалы:  круглые «домики» - 10 шт., для оформления леса – макеты деревьев и елочек, картинки с изображением деревьев, елочек, кустарников, травы, ягод и грибов, насекомых и птиц; листочки – 15 шт., лента цифр от 1 до 10, плакаты «Дикие животные», «Правила поведения в лесу», индивидуальные карточки «Кто где живет» - 4 шт., простые карандаши – 4 шт., мягкая игрушка – зайчик, музыкальная колонка,  аудиозаписи – «Пение птиц в весеннем лесу», музыкальная игра «Зайка серенький сидит», коробки для геометрических фигур – 4 шт., 2 подноса, геометрические фигуры – треугольники, круги, квадраты, прямоугольники разных цветов, иллюстрация на тему «Весна», образец рисунка «Солнышко», белые альбомные листы, гуашь желтого цвета, ватные палочки, салфетки для рисования «Весна», мольберт.  

                   Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети стоят в кругу.

 - Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки. Круг широкий вижу я, в нем стоят мои друзья.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости на вас посмотреть. Поздоровайтесь с гостями. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети.

-  Ребята, а теперь давайте   мы  с вами поприветствуем друг друга.

Игровое упражнение «Приветствие»

 Раз, два, три, посмотри

Это я, это ты.

(Дети хлопают в ладоши и улыбаются друг другу).

2.Основная часть.

- Сегодня, ребята у нас необычное занятие, мы отправимся на прогулку. Туда, где живут звери, животные. А где они живут? (в лесу)

Создание игровой ситуации.

- Давайте пройдем на лесную полянку.  Присядем на пенечки, отдохнем. Посмотрите, как здесь красиво! (На  паласе стоят ёлочка, 2 дерева. Приклеены скотчем деревья, кустарники, травка, ягоды и грибы, птицы и насекомые. Рядом лента цифр).

- Куда мы пришли? (в лес)

- Посмотрите, кто здесь летает? (насекомые и птицы)

- Хотите послушать, как птицы поют в весеннем лесу? (педагог включает аудиозапись «Пение птиц в весеннем лесу»). Красиво поют, вам понравилось?

 - Что растет в лесу? (деревья, кустарники, елочки, травка, ягоды, грибы)

- А что на деревьях растет? (листочки)

- Сколько листочков? (много)

Дидактическое упражнение «Посчитай листочки»

-Давайте посчитаем.  (Тимофей и Артем вместе считают листочки на дереве до 5, находят цифру из ряда чисел, соответствующую количеству листьев, прикрепляют ее к дереву скотчем). Аналогичная работа проводится со Святославом.

- Молодцы. А теперь давайте поставим стулья к столу. Присаживайтесь правильно и обратите внимание на этот плакат.  (На мольберте висит плакат «Дикие животные»)

Дидактическая игра «Назови  животных»

- В лесу живут звери, животные. Какие  животные  живут в лесу? (воспитатель обращает внимание на плакат  «Дикие животные»,  дети называют животных - лиса, волк, заяц, медведь, белка, бобр, барсук, кабан, лось и др.)

-Как называются животные,  которые живут в лесу? (дикие животные).

-Правильно,  потому что они живут в лесу, и сами себе добывают  пищу, сами выхаживают детенышей, сами находят или строят себе жилища.

- Интересно, как выглядят и называются их жилища? Именно это мы сейчас с вами и вспомним.

Дидактическое упражнение «Рассели лесных жителей»

- Вам нужно будет соединить  линией картинку животного с подходящей картинкой  жилища  для него. (Самостоятельная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель подходит к каждому ребенку и задает вопрос, например,  «Лиса живет где?», настаивая на произнесение ребенком полного предложения).

Воспитатель раздает индивидуальные  карточки «Кто где живет» и простые карандаши.

Примечание: очень важно, чтобы ребенок свою практическую деятельность  сопровождал простыми предложениями: например, «Лиса живет в норе».

- Молодцы! Для всех животных нашли жилища  правильно (воспитатель собирает карточки, карандаши).

- Посмотрите, какая красивая елочка, кажется, за ней кто-то спрятался, сейчас я посмотрю (воспитатель подходит к елочке, находит зайчика, берет в руки, подносит детям)

- Кто это? (зайчик).

Рассматривание и описание зайчика.

- Давайте его потрогаем, погладим.

- У зайчика есть… ушки, какие они? (у него длинные ушки - ушастый),   лапки, сколько их? (у зайчика 4 лапки - быстрый), хвостик, какой он? (короткий, пушистый)

 - Расскажите, какой он по размеру, по цвету, на ощупь? (маленький, серенький, пушистый)

– Вспомните, какую шубку носит заяц зимой? (белую, более теплую) и на какую шубку меняет её весной? (на серую, менее густую и менее теплую)

-Кажется, он что-то хочет шепнуть  мне на ушко. Тише, давайте послушаем. (Воспитатель подносит зайчика к уху, имитирует, что слушает).

-Зайчик просит нас помочь ему и немного поиграть с ним. Вы согласны?

Дидактическая игра «Разложи фигуры по домикам»

 - Перемешались все геометрические фигуры, зайчик просит  разложить  их по домикам. Святослав, ты будешь выбирать фигуры этого домика (показываю домик). Как называется эта фигура? Какого она цвета? Итак, ты собираешь только треугольники синего цвета. Другие фигуры ты не трогаешь.

Аналогичная инструкция проводится с Тимофеем, Артемом.

- Молодцы. Все старались. С заданием справились.

- Ой, ребята, что-то мы засиделись с вами. Давайте с зайчиком  поиграем.

ФМ – музыкальная игра «Зайка серенький сидит»

Воспитатель имитирует слова зайчика: «Спасибо, ребята, за помощь, а еще мне очень понравилось с вами  танцевать. Ну а сейчас мне нужно возвращаться  в лес, меня там мои детеныши – зайчата ждут. До свидания, ребята» (дети прощаются с зайчиком)

- Гуляя по лесу, мы и не заметили, как пришли в детский сад. Приглашаю вас  на стульчики.

- А вы сейчас в лесу солнышко   видели? (нет)
- И я не видела, а какое время года сейчас? (весна)

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию «Весна» на мольберте.

- А какая же весна  без солнышка? Разве такое бывает? Ведь весной солнце светит…(ярко) и греет …(сильнее), поэтому и на улице становится…(теплее).
- А давайте, мы с вами всё исправим и нарисуем солнышко. (Воспитатель показывает образец  нарисованного солнышка). Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? (с круга). После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? (лучики) Сколько лучиков нарисуем? (много).  Посмотрите у меня уже весеннее солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас в весеннем лесу будет ещё светлее. У нас ведь сегодня необычное занятие, поэтому мы солнышко будем рисовать ватными палочками.

Практическая деятельность – рисование ватной палочкой «Солнышко».
- Какие замечательные солнышки у нас получаются!
- Весной так хочется погулять, подставить своё личико солнышку, потянуть ладошки к солнышку, прогреть их,  ощутить солнечное тепло. Вот так  и землю нашу пригревает солнышко.

- Покажите мне, что у вас получилось. Ах, как здорово, сразу стало светло и тепло от ваших солнечных лучиков. Значит совсем скоро, распустятся листочки, зацветут цветочки. Предлагаю все ваши солнышки вывесить  на доску (дети вывешивают самостоятельно свои работы).

- Как стало в нашей группе светло и весело от ваших солнышек. А, посмотрите, на улице сегодня есть солнце? (да)
*(если дети ответили «да») солнышко ждёт, когда же вы  выйдете на прогулку;
*(если дети ответили «нет») когда мы выйдем с вами на прогулку, будем солнышко звать, чтоб оно вышло и нам стало тепло и весело.

- Давайте вернемся к нашим «домикам», встанем в круг.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в лесу)

- Кому вы помогли и с кем играли? (с зайчиком)

- Давайте каждый себя похвалит за свои старания  и скажет:

«Я молодец» – громким голосом, сопровождая жестом «Во!»

Игровое упражнение «Аплодисменты»

- Вы сегодня очень хорошо поработали, все старались.  Давайте друг друга поздравим громкими аплодисментами,  похлопаем  друг для друга (хлопают).

- Зайчику вы очень понравились, он вам дарит вот такой красивый плакат «Правила поведения в лесу». Когда вы разучите эти правила, всем о них расскажите. Наше занятие закончилось. Всем спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно- речевому развитию Тема "Новогодняя красавица "

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.Цель: Формирование навыков связной речи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленностидля детей с речевыми нарушениями «Профессия строитель»...

Конспект интегрированного занятия группа комбинированной направленности с 6-7 лет по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема: Рассказывание «Путешествие по сказкам»

Содержание образовательной деятельностиØ    Образовательные:Ø     связная речь: учить самостоятельно, придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать опис...

Занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию «Сыщики»

Вступление (преамбула)Образовательная деятельность осуществляется в соответствии...

Конспект занятия "Путешествие по временам года" в старшей группе компенсирующей направленности. ОО "Познавательное развитие"

Конспект занятия (технологическая карта). Закрепление знаний детей о временах года и деятельности людей в этот время....