«Коллекционер бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сулеева Таслимя Нурутдиновна

Конспект занятия

 

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие.

1.2

Виды деятельности

 детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, экспериментирование

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

«Коллекционер бумаги»

2.2

Методы и приемы

Реализации содержания

занятия

Словесный, наглядный, игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

2.3

Возрастная группа

5-6 лет

2.4

Цель:

Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, посредством опытов и экспериментов с бумагой.  Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

2.5

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей о разных видах бумаги и ее качествах, совершенствовать умение определять по признакам материала.  

Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Продолжать совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.   Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать развивать умение последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

2.6

Планируемые

результаты

Дети умеют выполнять различные действия в процессе работы с бумагой.   

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

Волшебный мешочек (с предметами из металла и резины).  Телеграмма, птичка -игрушка, посылка, образцы бумаги для опытов на каждого ребенка, емкость с водой по количеству детей, емкость пустая для складывания материала после проведенных опытов 3 шт., комочки бумаги для рисования осеннего дерева, спички.                         

2.8

Обогащение словаря

шероховатый, глянцевый, гофрированный, бархатный, тонкий, плотный.

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

 предшествующие

режимные моменты

Беседа «Из чего сделана книга?», «Как появилась бумага»; рассматривании коллекции бумаги, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

 

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

 

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер.                                            Ой, у нас окно открылось. Посмотрите, на окне кто - то сидит.             Кто же это? (синичка с листочком в клюве).

Ребята посмотрите это телеграмма. Хотите узнать, от кого телеграмма и кто ее прислал? (Да).                                           «Добрый день, ребята! Сегодня ко мне приходил мой друг-коллекционер бумаги. Он принес мне бумагу разных видов и попросил выяснить ее свойства. Вот только сейчас я занят другим исследованием. Что делать не знаю?» Высылаю вам коллекцию бумаги и с нетерпением жду ваших результатов».  С наилучшими пожеланиями профессор Почемучкин.

3.1.2

Мотивация деятельности детей

Ну что? Поможем профессору? (Да, поможем).                                  Пока посылку ждем ответьте на вопрос кто такой коллекционер бумаги?                                                                                                              (Он собирает разные виды бумаги).                                                          Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни?                                                             Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Для чего же она нужна? (Ответы детей)

- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей).                                                                                                                      - Как вы считаете, всегда ли у человека была бумага?    (Ответы детей)                             

-Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   (Ответы детей)  

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

 А кто мне скажет, из чего делают бумагу?                                                                                                             Дети: Из деревьев                                                                                                            - Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс.                                                                                      Вот послушайте стихотворение:                                                                                  Лесорубы дерево срубили,                                                                        На станке на части разделили,                                                       Чурбачки на щепки порубили,                                                               И в растворе долго их варили.                                                                А потом всю жидкость отжимаю,,                                                       Валиком утюжат, сушат, гладят.                                                     Так выходит чистый лист бумаги.                                                                 Для журнала, книги и тетради.                                                                 Обсуждение стихотворения                                 

3.1.3.

Целеполагание

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Воспитатель: — А сейчас, ребята, предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек». Нужно из мешочка достать предмет, назвать его и сказать свойства (в мешочке лежат резиновый шарик, металлический дверной ключ).

3.2.2

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

Ой, ребята, слышите, кажется, кто-то постучался (обращаю внимание на шум за дверью, привлекая внимание детей).    (заношу ящик)

 Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в ящике и на ощупь, определяют, у кого какая бумага.   

(Картон, газета, бархатная и гофрированная бумага, глянцевая бумага и т. д.) Дети на ощупь определяют бумагу и описывают её свойства.                                                                                                           Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья.

    «Во дворе стоит сосна» (физминутка)

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (тянутся вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся -руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)                                         -Где проводят опыты, исследования? (ответ детей)

А теперь нам пора в лабораторию познакомиться со свойствами бумаги.

Стоит стол, на столе лежит бумага, покрытая красивой салфеткой. Дети, подойдите к столу для экспериментирования.

-Угадайте, что лежит под салфеткой? (бумага)

Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги-бумага мнётся.

Вот на столе лежит бумага разной плотности, попробуем её помять.

-Какая бумага легче мнётся плотная или тонкая?

-Бумага мнётся вся, но тонкая бумага мнётся легче и пальцы не устают. Дети, посмотрите внимательно и найдите цифру два. А что здесь лежит под красивой салфеткой? (бумага)

Второе свойство бумаги-бумага рвётся. Возьмите тонкий кусок бумаги и начните рвать, потом рвите плотную.

-Скажите, какую бумагу рвать легче тонкую или плотную? (рвать легче тонкую, плотную труднее, устают пальцы рук.)

А сейчас мы опустим плотную бумагу в воду и через несколько минут будем её рвать.

-Как она стала рваться после намокания? (легче до намокания).

-Дети найдите цифру три, вы, наверное, догадались, что лежит под салфеткой (бумага

Третье свойство бумаги-бумага намокает, впитывает в себя влагу.

-Мы помоем в ёмкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим белую бумагу.

Почему бумага поменяла цвет? (бумага впитала в себя влагу).

-Четвёртое свойство бумаги- бумага гнётся-Возьмите в руки листы плотной и тонкой бумаги.

-Сложите лист тонкой бумаги на два прямоугольника, чётко выделите линию сгиба, о потом сложите лист плотной бумаги на два прямоугольника и так же выделите чётко линию сгиба, а потом разверните и попробуйте удалить линии.

-Получиться ли это у вас? (не получиться, потому что линия оставила отпечаток на бумаге).

-Пятое свойство бумаги- бумага горит и легко воспламеняется.

- Это свойство бумаги мы не будем экспериментировать.

-Как вы думайте, почему? (потому что это опасно, может быть пожар, можно получить ожог глаз, рук).

-А если это произойдёт где-то, вы обязательно должны помочь, вызвать пожарников и скорую помощь.

-По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (01, 02, 03)

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

-Ребята, обратите внимание, у нас на столе мятая бумага для чего она нам нужна? (ответы детей)

А знаете ли вы о том, что на бумаге рисуют, бумагой. Для этого надо помять бумагу, сделать себе небольшой тампончик и рисовать. Надо вам дорисовать осеннее дерево.

-А каким цветом можно нарисовать осеннее дерево                                    ( желтым, оранжевым, красным).                                       Самостоятельная практическая деятельность (дети рисуют мятой бумагой.

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

 Ребята, профессор Почемучкин ждет наших результатов.                 Как же мы ему сообщим о том, что мы сегодня узнали? (варианты ответов)

Предлагаю снять видео для профессора. Согласны?

Кто попробует рассказать про свойства бумаги.                        Снимаю на телефон рассказы детей, отправляю Профессору

Телефонный звонок от профессора Почемучкина: «Мои юные помощники, я рад, что вам удалось выяснить свойства разных видов бумаги. Новых вам открытий! До свидания!»

-Понравилось ли вам наше занятие?                                                                 Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?

Ребята, какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

-Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? (на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию).

Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой.

А теперь нам пора возвращаться из лаборатории

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Выставка работ из бумаги (конструирование, аппликация)

3.4.2

Длительность занятия:

20 мин.

    

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 66»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  

По познавательной деятельности.

на тему: «Коллекционер бумаги»

                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

№8

Выполнил:

Сулеева Т.Н.

воспитатель МДОАУ № 66

Согласовано:

Злобина И.И.

заместитель заведующего по ВО и МР

Оренбург, 2023

Конспект занятия

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие.

1.2

Виды деятельности

 детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, экспериментирование

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

«Коллекционер бумаги»

2.2

Методы и приемы

Реализации содержания

занятия

Словесный, наглядный, игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

2.3

Возрастная группа

5-6 лет

2.4

Цель:

Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, посредством опытов и экспериментов с бумагой.  Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

2.5

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей о разных видах бумаги и ее качествах, совершенствовать умение определять по признакам материала.  

Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Продолжать совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.   Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать развивать умение последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему. 

2.6

Планируемые

результаты

Дети умеют выполнять различные действия в процессе работы с бумагой.   

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

Волшебный мешочек (с предметами из металла и резины).  Телеграмма, птичка -игрушка, посылка, образцы бумаги для опытов на каждого ребенка, емкость с водой по количеству детей, емкость пустая для складывания материала после проведенных опытов 3 шт., комочки бумаги для рисования осеннего дерева, спички.                          

2.8

Обогащение словаря

шероховатый, глянцевый, гофрированный, бархатный, тонкий, плотный.

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

 предшествующие

режимные моменты

Беседа «Из чего сделана книга?», «Как появилась бумага»; рассматривании коллекции бумаги, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер.                                            Ой, у нас окно открылось. Посмотрите, на окне кто - то сидит.             Кто же это? (синичка с листочком в клюве).

Ребята посмотрите это телеграмма. Хотите узнать, от кого телеграмма и кто ее прислал? (Да).                                           «Добрый день, ребята! Сегодня ко мне приходил мой друг-коллекционер бумаги. Он принес мне бумагу разных видов и попросил выяснить ее свойства. Вот только сейчас я занят другим исследованием. Что делать не знаю?» Высылаю вам коллекцию бумаги и с нетерпением жду ваших результатов».  С наилучшими пожеланиями профессор Почемучкин.

3.1.2

Мотивация деятельности детей

Ну что? Поможем профессору? (Да, поможем).                                  Пока посылку ждем ответьте на вопрос кто такой коллекционер бумаги?                                                                                                              (Он собирает разные виды бумаги).                                                          Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни?                                                             Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Для чего же она нужна? (Ответы детей)

- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей).                                                                                                                      - Как вы считаете, всегда ли у человека была бумага?    (Ответы детей)                             

-Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   (Ответы детей)  

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

 А кто мне скажет, из чего делают бумагу?                                                                                                             Дети: Из деревьев                                                                                                            - Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс.                                                                                      Вот послушайте стихотворение:                                                                                  Лесорубы дерево срубили,                                                                        На станке на части разделили,                                                       Чурбачки на щепки порубили,                                                               И в растворе долго их варили.                                                                А потом всю жидкость отжимаю,,                                                       Валиком утюжат, сушат, гладят.                                                     Так выходит чистый лист бумаги.                                                                 Для журнала, книги и тетради.                                                                 Обсуждение стихотворения                                 

3.1.3.

Целеполагание

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Воспитатель: — А сейчас, ребята, предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек». Нужно из мешочка достать предмет, назвать его и сказать свойства (в мешочке лежат резиновый шарик, металлический дверной ключ).

3.2.2

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

Ой, ребята, слышите, кажется, кто-то постучался (обращаю внимание на шум за дверью, привлекая внимание детей).    (заношу ящик)

 Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в ящике и на ощупь, определяют, у кого какая бумага.   

(Картон, газета, бархатная и гофрированная бумага, глянцевая бумага и т. д.) Дети на ощупь определяют бумагу и описывают её свойства.                                                                                                           Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья.

    «Во дворе стоит сосна» (физминутка)

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (тянутся вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся -руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)                                         -Где проводят опыты, исследования? (ответ детей)

А теперь нам пора в лабораторию познакомиться со свойствами бумаги.

Стоит стол, на столе лежит бумага, покрытая красивой салфеткой. Дети, подойдите к столу для экспериментирования.

-Угадайте, что лежит под салфеткой? (бумага)

Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги-бумага мнётся.

Вот на столе лежит бумага разной плотности, попробуем её помять.

-Какая бумага легче мнётся плотная или тонкая?

-Бумага мнётся вся, но тонкая бумага мнётся легче и пальцы не устают. Дети, посмотрите внимательно и найдите цифру два. А что здесь лежит под красивой салфеткой? (бумага)

Второе свойство бумаги-бумага рвётся. Возьмите тонкий кусок бумаги и начните рвать, потом рвите плотную.

-Скажите, какую бумагу рвать легче тонкую или плотную? (рвать легче тонкую, плотную труднее, устают пальцы рук.)

А сейчас мы опустим плотную бумагу в воду и через несколько минут будем её рвать.

-Как она стала рваться после намокания? (легче до намокания).

-Дети найдите цифру три, вы, наверное, догадались, что лежит под салфеткой (бумага

Третье свойство бумаги-бумага намокает, впитывает в себя влагу.

-Мы помоем в ёмкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим белую бумагу.

Почему бумага поменяла цвет? (бумага впитала в себя влагу).

-Четвёртое свойство бумаги- бумага гнётся-Возьмите в руки листы плотной и тонкой бумаги.

-Сложите лист тонкой бумаги на два прямоугольника, чётко выделите линию сгиба, о потом сложите лист плотной бумаги на два прямоугольника и так же выделите чётко линию сгиба, а потом разверните и попробуйте удалить линии.

-Получиться ли это у вас? (не получиться, потому что линия оставила отпечаток на бумаге).

-Пятое свойство бумаги- бумага горит и легко воспламеняется.

- Это свойство бумаги мы не будем экспериментировать.

-Как вы думайте, почему? (потому что это опасно, может быть пожар, можно получить ожог глаз, рук).

-А если это произойдёт где-то, вы обязательно должны помочь, вызвать пожарников и скорую помощь.

-По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (01, 02, 03)

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

-Ребята, обратите внимание, у нас на столе мятая бумага для чего она нам нужна? (ответы детей)

А знаете ли вы о том, что на бумаге рисуют, бумагой. Для этого надо помять бумагу, сделать себе небольшой тампончик и рисовать. Надо вам дорисовать осеннее дерево.

-А каким цветом можно нарисовать осеннее дерево                                    ( желтым, оранжевым, красным).                                       Самостоятельная практическая деятельность (дети рисуют мятой бумагой.

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

 Ребята, профессор Почемучкин ждет наших результатов.                 Как же мы ему сообщим о том, что мы сегодня узнали? (варианты ответов)

Предлагаю снять видео для профессора. Согласны?

Кто попробует рассказать про свойства бумаги.                        Снимаю на телефон рассказы детей, отправляю Профессору

Телефонный звонок от профессора Почемучкина: «Мои юные помощники, я рад, что вам удалось выяснить свойства разных видов бумаги. Новых вам открытий! До свидания!»

-Понравилось ли вам наше занятие?                                                                 Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?

Ребята, какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

-Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? (на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию).

Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой.

А теперь нам пора возвращаться из лаборатории

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Выставка работ из бумаги (конструирование, аппликация)

3.4.2

Длительность занятия:

20 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД "Коллекционер бумаги"

ООД Тема:Коллекционер бумаги"О.ОПознавательное развитие.Цель: Формировать знания детей о свойствах бумаги.Эксперимент....

ООД для детей старшей группы «Коллекционер бумаги».

Программное содержание:расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;развивать воображение, сообразительность;фо...

"Коллекционер бумаги"

НОД по окружающему миру. Старшая группа...

«Коллекционер бумаги».

Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах....

«Коллекционер бумаги»

ГБДОУ №39 детский садГ.Санкт-Петербург   Статья«Коллекционер бумаги» в старшей группе   Разработала: Хандожко Н.В.Конспект открытого занятия по ознакомлению с...

«Коллекционер бумаги»

Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.Задачи:Образовательные:  Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее кач...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"...