Волкова Н.А. Декабрь, 3 неделя. Зимний сон. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Новогодний калейдоскоп»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Декабрь, 3 неделя.

Тема недели «Новогодний калейдоскоп».

Природоведческая тема «Зимний сон».

“Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Василий Александрович Сухомлинский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять кругозор детей. Напомнить детям о значении солнца в жизни людей.
  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
  • Расширять знания детей о жизни растений в зимний период.
  • Формировать умение детей различать хвойные и лиственные деревья.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: холод – сон.
  • Показать значение хвойных деревьев в жизни человека.
  • Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Поддерживать интерес детей к русским народным традициям.
  • Развивать познавательный интерес детей.

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

Первозимье (примерно с 27 ноября по 22 декабря) — Первозимье начинается с выпадением покровного снега, кончается в декабрьское солнцестояние. В первозимье — самое низкое положение солнца в годовом ходе; пора глубокого покоя живой природы. Зимняя погода неустойчива, за снегопадами и морозами предстоят оттепели, иногда весьма серьёзные и продолжительные.

Декабрь, 3 неделя.  

Тема «Зимний сон».

День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

«Снег».

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы

Вторник

Наблюдение за растениями.

Исследование

«Деревья зимой».

Расширять знания детей о жизни растений в зимний период.

Среда

Наблюдение за растениями.

Наблюдение

«Зимний сон».

Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: холод – сон.

Четверг

Наблюдение за растениями.

Исследование

«Хвойные деревья».

Расширять знания детей о хвойных деревьях.

Пятница

Наблюдение за солнцем.

Наблюдение

 «Зимний Солнцеворот».

Напомнить детям о значении солнца в жизни людей.

 

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Снег».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года? (зима).

— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.        

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый ... Снег.

— Дети, как вы думаете, что такое снег? (предположения детей).

Снег – это зимние осадки. Осенью, когда шёл дождь, на земле, на асфальте появлялись что? (лужи).

— Когда заканчивался дождь, лужи высыхали, исчезали. А почему снег не исчезает? (предположения детей).

Холодно, снег не тает, а лежит на земле, на асфальте. Дети, снег какой? (ответы детей).

— Снег белый, холодный, пушистый, рассыпчатый. Дети, как вы думаете, кто рад снегу? (предположения детей).

Снег кружится, 

Снег ложится
 – Снег! Снег! Снег! 
Рады снегу зверь и птица, 
И, конечно, человек! 

С. Маршак

— Но больше всех радуются снегу растения. Снег, словно тёплое одеяло, укрывает траву, корни деревьев. Под толстым слоем снега, холод не заморозит растения. Дети, как вы считаете, чем опасен снег для нашего здоровья? (предположения детей).

— Если снег попадёт в наши сапоги, или под одежду, что с ним произойдёт? (ответы детей).

— От нашего тепла снег растает, наша обувь, наша одежда станет сырой. Сырые вещи не хранят тепло, человек быстро замёрзнет и заболеет. Дети, можно брать снег в рот? (ответы детей).

— Снег белый, но грязный. По воздуху снежинки пролетают, вредные вещества собирают. Дети, снег не мороженое, снег в рот не берите, здоровью своему не вредите. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).

 Приметы зимы: холод, снежинки, снег. Дети, что мы узнали о снеге? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что снег – это зимние осадки. Снег защищает растения от холода. Снег опасен для здоровья людей.

Весёлые упражнения «Снег».

Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

По желанию детей упражнения повторяются.

Подвижная игра «Снежная карусель».

Задачи.  Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. Развивать умение детей двигаться по кругу в разном темпе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игра. 

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.

— Дети, в снежинки вас превращаю, на снежную карусель приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • двигаться по кругу, взявшись за руки;
  • круг держать ровный;
  • ускорять и замедлять движение вместе со всеми.

Дети вместе с педагогом стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, постепенно ускоряя движение.

Замела метель, закружила,

Снежную карусель запустила.

Еле-еле снежинки летели,

Но сильней закружили метели,

Ветры дуют, задувают

Снежинки быстрее летают.

Дети вместе с педагогом бегут по кругу.

Тише, тише, снежинки устали!

И на землю тихонько упали.

Снежную карусель остановите,

На месте снежинки замрите!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети отдыхают стоя.

— Снежинки, ветер изменился, закружилась карусель в другую сторону.

Игра повторяется, но дети двигаются по кругу в другую сторону.

Педагог во время игры следить за физической нагрузкой детей.

Состояние ребёнка в норме: у ребёнка радостное, возбуждённое состояние, небольшое покраснение кожи лица, учащённое ровное дыхание, уверенные движения, незначительное потоотделение.

Высокая физическая нагрузка: частое поверхностное дыхание, покраснение кожи лица, значительное потоотделение, жалобы на усталость, нарушение координации движения.

   При высокой физической нагрузке игра останавливается, детям предлагается отдохнуть.

Исследование «Деревья зимой».

Задачи. Расширять знания детей о жизни растений в зимний период. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. Развивать познавательный интерес детей.

Исследование.

Спят деревья сладким сном,

Скованы морозом.

Их укутал снег ковром.

Липы спят, берёзы.

Спят осины и дубы,

Спят под снегом мягким.

И о лете видят сны,

С летним солнцем ярким.

Ирина Пштыка

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, обратите внимания на деревья. Что такое деревья? (ответы детей).

Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек. Дети, какие деревья растут на нашем участке? (ответы детей).

Педагог показывает деревья, названные детьми, дополняет ответы детей.

Дети, исследование начинаем, деревья изучаем. Дети, цель нашего исследования узнать, как деревья зимуют? Задание понятно? (ответы детей).

— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.

        Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.

— Дети, как деревья зимуют? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что деревья сбросили листву. Ветки деревьев покрыты снегом.  Деревья зимой спят.

Весёлые упражнения «Берёза».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Руки вверх, соединим пальцы рук.

Руки в стороны, ладонями вверх.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Руки в стороны, волнообразные движения.

Руки вверх, «фонарики».

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

Руки вверх, «фонарики».

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Сергей Есенин

Руки вниз. Ходьба на месте.

Руки вперёд, «сыплем иней».

Наблюдение «Зимний сон».

Задачи. Расширять знания детей о растениях. Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: холод – сон. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

Спят деревья сладким сном,

Скованы морозом.

Их укутал снег ковром.

Липы спят, берёзы.

Спят осины и дубы,

Спят под снегом мягким.

И о лете видят сны,

С летним солнцем ярким.

Иней серебром блестит,

На ветвях могучих.

Чудеса зима творит,

И мороз трескучий.

Ирина Пштыка

— Дети, нас окружает спящее царство! Как вы думаете, кого зачаровал зимний сон? (предположения детей).

— Зимний сон зачаровал растения. Спит под снегом трава. Уснули кустарники и деревья. Дети, как вы считаете, почему растения зимой спят? (предположения детей).

— Для роста растениям нужны тепло и свет. Зимой холодно, мало света, вот растения и уснули. Дети, по вашему мнению, когда растения проснутся? (ответы детей).

— Весной, когда к нам вернётся тепло, света станет много, растения проснутся и порадуют нас зелёной листвой. Дети, что мы узнали о зимнем сне? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что зимний сон растений вызван холодом.

Весёлые упражнения «Берёза».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Руки вверх, соединим пальцы рук.

Руки в стороны, ладонями вверх.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Руки в стороны, волнообразные движения.

Руки вверх, «фонарики».

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

Руки вверх, «фонарики».

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Сергей Есенин

Руки вниз. Ходьба на месте.

Руки вперёд, «сыплем иней».

Исследование «Хвойные деревья».

Задачи. Расширять знания детей о хвойных деревьях. Формировать умение детей различать хвойные и лиственные деревья. Показать значение хвойных деревьев в жизни человека. Развивать познавательный интерес детей.

Исследование.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, обратите внимания на деревья. Лиственные деревья: … (педагог называет деревья, которые растут на участке), сбросили листья и уснули. Но есть деревья, которые и зимой зелёные стоят. Дети, что это за деревья? (ответы детей).

Педагог подводит детей к хвойному дереву, если оно есть на участке.

Она зелёная всегда

И в летний зной, и в холода,

Вместо листиков – иголки.

Вы догадались?

Это... ёлки.

— Правильно, дети, ёлки, ели! Средь белого снега зелёные ели. У ели вместо листьев – хвоя, иголки напоминает она. Дети, какие деревья с хвоей вы знаете? (ответы детей).

— Ели, сосны, кедры, пихты – это хвойные деревья. Дети, в чём отличие хвойных деревьев от лиственных? (ответы детей).

— Хвойные деревья не сбрасывают свои листья на зиму. Они зимой радуют нас своим зелёным цветом. Зелёный цвет – это цвет жизни. Дети, полюбуйтесь зелёным цветом ёлочки, вдохните целебный запах хвои. Зарядитесь энергией жизни.

— Дети, что мы узнали о хвойных деревьях? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что хвойные деревья не сбрасывают на зиму листья-иголки. Зимой они радуют нас своим зелёным цветом.

Весёлые упражнения «Хвойный лес».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Сосны, ели – хвойный лес,

Много в нем для нас чудес.

Как деревья хороши –

Вечно зелены они!...

Руки вверх, соединим пальцы рук.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Медленное кружение, руки в стороны.

Дух смолистый дарит лес:

Он легко снимает стресс –

Ванну хвойную прими,

А потом спокойно спи…

Олля Лукоева

Встаём прямо.

Прыжок вверх.

Руки в стороны.

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Зимний Солнцеворот».

(22 декабря в 2023 году).

Задачи.  Напомнить детям о значении солнца в жизни людей. Расширять кругозор детей. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет? (ответы детей).

— Далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. А вокруг него, как дети возле своей мамы, кружатся планеты. И наша планета Земля, кружится вокруг Солнца. Зимой планета Земля далеко ушла от Солнышка, поэтому зимой холодно. Лучи Солнца не долетают до Земли, рассеиваются в Космосе. Зимой ночи длинные, дни короткие. Но вот наступил день, когда планет Земля решила вернутся к Солнышку. Сегодня – день Зимнего Солнцестояние.  Сегодня самый короткий день. Но постепенно дни станут всё длиннее и длиннее. В давние времена этот день называли зимним Солнцеворотом.

Зимний Солнцеворот

Стань у наших у ворот,

Разгони ночь да темень

Верни на Русь красный день.

Солнышко повернись,

Красное разожгись,

В дорогу выезжай

Зимушку погоняй!

 Ещё долго будет длится зима, но в людских сердцах живёт надежда и ожидание света и тепла. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).

— С каждым днём планета Земля всё ближе и ближе приближается к Солнышку. Дети, для кого важны свет и тепло Солнца? (ответы детей).

Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Дети, что мы узнали о Зимнем Солнцевороте? (ответы детей).

        

Вывод. Мы узнали, что пришёл зимний Солнцеворот, и мы вместе с планетой Земля летим к Солнцу, к его теплу и свету.

Весёлые упражнения «Зимний Солнцеворот».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова заклички запоминайте.

     Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Зимний Солнцеворот

Стань у наших у ворот,

Руки вверх.

Руки в стороны.

Разгони ночь да темень

Верни на Русь красный день.

Прыжки на месте, взмахи руками вверх-вниз.

Руки в стороны.

Солнышко повернись,

Красное разожгись,

Руки на пояс. Поворот туловища вправо.

Поворот туловища влево.

В дорогу выезжай

Зимушку погоняй!

Бег по кругу с высоким подниманием колена (бедра).

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....