Волкова Н.А. Январь, 2 неделя. Зимние забавы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Зимние забавы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Январь, 2 неделя.

Тема недели «Зимние забавы».

Природоведческая тема «Зимние забавы».

“Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться”. 

Леонардо да Винчи

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Продолжать знакомить детей с временным понятием – год.
  • Познакомить детей со вторым месяцем зимы.
  • Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега.
  • Расширять представления детей о свойствах льда.  
  • Продолжать знакомить детей с зимними забавами.
  • Показать детям значение зимних забав для человека.
  • Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке.
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Поддерживать интерес детей к загадкам.

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.

Январь, 2 неделя.  

Тема «Зимние забавы».

День недели

Дневная прогулка

Дополнительно

Понедельник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

 «Январь – начало года».

Продолжать знакомить детей с временным понятием – год.  

Вторник

Расширение кругозора.

Целевая прогулка

 по участку детского сада.  

Исследование «Зимние забавы».

Обратить внимание детей на зимние забавы.

Малоподвижная игра

«А я с горочки катаюсь».

Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке.

Среда

Расширение кругозора.

Исследование

«Снежки».

Показать детям значение зимних забав для человека.

Четверг

Наблюдение

за неживой природой.

Наблюдение

«Снежные постройки».

Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега.

Малоподвижная игра

«А я с горочки катаюсь».

Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке.

Пятница

Наблюдение

за неживой природой.

Исследование

«Ледяные зимние забавы».

Расширять представления детей о свойствах льда.

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий.

Наблюдение «Январь – начало года».

Задачи. Продолжать знакомить детей с временным понятием – год.  Познакомить детей со вторым месяцем зимы. Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, после праздника Новый год пришёл к нам в гости месяц Январь.

Январь — начало года,

Силён его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь уж не до гроз.

Под снежным покрывалом 

Покоится земля.

В краю большом и малом

Всё белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

Татьяна Керстен

— Дети, как вы считаете, почему январь – начало года? (предположения детей).

— Люди придумали календарь. Они поделили время на года. Год на двенадцать месяцев.  Январь – первый месяц года. Дети, как вы думаете, почему уснула вся природа? (ответы).

— Природа, растения и многие животные уснули, спят, потому что зимой холода и морозы. Дети, что укрывает, спасает Матушку–Землю от сильного мороза? (ответы).

— Снег, снежное покрывало спасает Матушку–Землю, растения и спящих животных от мороза. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).

 Холод, мороз и снегопады зимы нам не страшны! Мы зимой гуляем, катаемся на санках и с ледяных горок. Дети, что мы узнали о Январе? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что январь – начало года.

Весёлые упражнения «Мороз».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Целевая прогулка по участку детского сада.  

Исследование «Зимние забавы».

Задачи. Обратить внимание детей на зимние забавы. Показать детям значение зимних забав для человека. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу.

С горки — ух,

На горку — ух,

Бух! Захватывает дух!

Александр Прокофьев

— Дети, как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

— Поэт рассказывает о зимних забавах детей. Дети, как вы думаете, что такое зимние забавы? (ответы детей).

Зимние забавы – это игры, которыми мы забавляемся только зимой. Дети, какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей).

— Зимой взрослые и дети катаются на ледянках со снежных горок, на санках, лыжах и коньках. Дети, почему люди зимой предпочитают подвижные, быстрые забавы?

— Зимой мороз. Мороз не велик, да стоять не велит. Зимние забавы помогают зимой гулять, на морозе не замерзать. Дети, вокруг садика гуляем, зимние забавы замечаем.

Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на зимние забавы детей других групп или за забором детского сада. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, вспомним правила безопасности при катании с горки. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила безопасности при катании с горки.

  • На горку ступеньки ведут, покататься зовут.
  • Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём.
  • На горке не стоим, на ледянке сидим.
  • На друзей не наезжаем, свободной дорожки ожидаем.
  • Внизу горки не сидим, быстро встаём, ледянку берём.
  • Возле горки снежки не кидаем, никого не толкаем.

Дети, что мы узнали о зимних забавах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что зимние забавы – это подвижные игры зимой.

Исследование «Снежки».

(Желательно в снегопад).

Задачи. Продолжать знакомить детей с зимними забавами. Показать детям значение зимних забав для человека.          Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

Доставайте рукавицы,

К нам пришла Зима-сестрица!

Во дворе белым-бело,

Ночью снега намело.

Рада-рада детвора,

Всем в снежки играть пора!

Новицкая Марина

— Дети, что это за игра в снежки? (ответы детей).

Игра в снежки – это старинная зимняя забава. Дети, кто знает, как играть в эту игру? (ответы детей).

— Играя в снежки две команды устраивают шуточный бой, кидая снежки друг в друга. Дети, а как сделать снежки? (ответы детей).

Снежки мы лепим из снега. Дети, из какого снега делают снежки? (ответы детей).

— Снежки лепят из чистого, мягкого снега. Дети, каким снегом не играем в снежки? Почему? (ответы детей).

— Грязный снег одежду загрязняет. Твёрдый, ледяной снег нельзя кидать, он может поранить ваших товарищей. Дети, как вы думаете, кто любит играть в снежки? (ответы детей).

— В снежки играют и взрослые, и дети. Иногда из снега строят снежные крепости и штурмуют крепость с помощью снежков. Дети, почему играют в снежки только зимой? (ответы детей).

— Только зимой есть мягкий, чистый, волшебный снег. Дети, как вы считаете, почему люди придумали такую зимнюю забаву – игра в снежки? (ответы детей).

Мороз не велик, да стоять не велит. Зимние забавы помогают зимой гулять, на морозе не замерзать. Дети, правила безопасности при игре в снежки запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила безопасности при игре в снежки.

  • Снежки лепим из мягкого, чистого снега
  • Снежки в голову не бросаем, лицо своё защищаем.
  • В игре на месте не стоим, замёрзнуть не хотим.
  • Если кто-то не играет, снежки в него не кидаем.
  • В снежки без злобы играй, о доброте не забывай.

Дети, что мы узнали о игре в снежки? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что игра в снежки – это старинная зимняя забава. В снежки играют и взрослые, и дети.

Если позволяет погода и свойства снега, дети играют в снежки.

Исследование «Снежные постройки».

(Желательно в снегопад).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега. Поддерживать интерес детей к зимним забавам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

На дворе метель и стужа.

Снег с утра метёт и кружит,

Но меня не напугать,

Я бегу во двор гулять.

Санки, лыжи захвачу!

Быстро с горки я качу!

Бабу снежную построю.

— Выходите! Кто со мною?

Кто сказал, что здесь мороз?

Я нисколько не замёрз!

Вон уж мчится подкрепленье

Будем строить укрепленья.

Полетят снежки друг в друга.

Не страшны нам снег и вьюга!

На морозе «пышем» паром

Жарко, весело нам стало!

Ольга Борисова

— Дети, какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей).

Санки, лыжи захвачу!

Быстро с горки я качу!

Бабу снежную построю.

Будем строить укрепленья. Дети, как вы думаете, что можно построить из снега? (ответы детей).

— Из снега строят снежные горки, снежные крепости.

Педагог показывает детям снежные постройки, если они есть на участке.

— Дети, как вы считаете, какие свойства снега помогают строить снежные постройки? (ответы детей).

Снег мягкий, влажный, липкий, ему можно придать форму, скатать в шар. Дети, как вы думаете, почему снежные постройки не рассыпаются? (ответы детей).

— На морозе влажный снег твердеет, становится плотным, крепким. Дети, как вы считаете, при какой погоде, лучше всего строить снежные постройки? (ответы детей).

Снежные постройки строят, когда идёт снег, из свежего, мягкого, влажного, липкого снега. Чтобы снежная постройка стала плотной, крепкой, нужен мороз. Дети, изучите снег на нашем участке, можно ли из него построить снежные постройки?

Дети выполняют задание.

— Дети, что мы узнали о снежных постройках? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, снежные постройки: горки, крепости – это зимняя забава, построенная из снега.

        Если позволяет погода и свойства снега, дети строят снежную постройку.

Исследование «Ледяные зимние забавы».

Задачи. Продолжать знакомить детей с зимними забавами. Расширять представления детей о свойствах льда. Напомнить детям правила безопасного поведения на горке. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.

Как много снега в январе!

Построим горку во дворе…

Водой полили из ведра –

Пускай подмёрзнет до утра.

К утру готова горка,

Заледенела корка.

Блестит на солнышке ледком!

Несутся с горки кувырком

Фанерки и картонки,

Мальчишки и девчонки!

Наталия Борисова

— Дети, как вы думаете, почему горку полили водой? (ответы детей).

Лёд гладкий, скользкий. По ледяной горке легко скользит вниз. Дети, зачем ещё горки поливают водой? (ответы детей).

— Сугробы, если на них встать ногой, проваливаются. А лёд твёрдый, поэтому ледяная горка не ломается. Дети, для каких зимних забав используют лёд? (ответы детей).

— Зимой заливают ледяные катки для катания на коньках, строят ледяные городки. Дети, что строят из льда в ледяном городке? (ответы детей).

— Ледяные домики и замки, ледяные фигуры и лабиринты, ледяные горки строят из больших кубиков льда. Лёд гладкий, скользкий, твёрдый. Дети, вспомним правила безопасности при катании с ледяной горки. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила безопасности при катании с горки.

  • На горку ступеньки ведут, покататься зовут.
  • Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём.
  • На горке не стоим, на ледянке сидим.
  • На друзей не наезжаем, свободной дорожки ожидаем.
  • Внизу горки не сидим, быстро встаём, ледянку берём.
  • Возле горки снежки не кидаем, никого не толкаем.

Дети, что мы узнали о ледяных зимних забавах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что в ледяных зимних забавах важен лёд: гладкий, скользкий, твёрдый.

Малоподвижная игра «А я с горочки катаюсь».

Задачи. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, вы знаете правила безопасного поведения на горке? (ответы детей).

— Сейчас мы это проверим. Предложения я скажу, а вы решаете правильно или нет и отвечаете мне движениями. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила.  

  • Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
  • Если не согласны, то топайте ногами.

— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!

  • Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
  • И, расталкивая всех, поднимаюсь я наверх.  (Топ-топ-топ)
  • Я, тихонечко съезжаю, на друзей не наезжаю. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
  • С горки весело лечу, всех сейчас я задавлю. (Топ-топ-топ)
  • Мне ступеньки не нужны, по горке вверх я поползу. (Топ-топ-топ)
  • Когда на горку поднимусь, на ледянку сразу я сажусь. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
  • На горке я стою, во все стороны смотрю, никого не пропускаю, один горку занимаю. (Топ-топ-топ)
  • Я толкаю девочек, я толкаю мальчиков, весело играю, друзей обижаю. (Топ-топ-топ)
  • Друзей с горки не толкаю, правила безопасности соблюдаю. (Хлоп-хлоп-хлоп!)

— Замечательно, друзья! Правило безопасного поведения на горке вы знаете, а теперь можно и с горки покататься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....