Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по русской народной сказке «Кот, лиса и петух»
план-конспект занятия по окружающему миру

 Шишкова Юлия Сергеевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, разработан на основе экологической сказки, написанной по мотивам русской народной сказки "Кот, лиса и петух" в рамках городского конкурса "Эко-педагог - 2023"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_ekologicheskoy_skazke.docx20.37 КБ
Файл ekologicheskaya_skazka.docx399.55 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических разработок «ЭКО-педагог -  2023»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

по русской народной сказке «Кот, лиса и петух»

Шишкова Юлия Сергеевна

воспитатель без

квалификационной категории

МБДОУ «ДСОВ №41»

Программное содержание

Цель: расширять представление детей  об  экологически грамотном поведении в лесу посредством  народного фольклора.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с  русской народной  сказкой «Кот, лиса и петух», содержащей экологический компонент;
  • пополнить словарь: береста, лыко, деготь, пожурить, подвох, хворост, бурелом;
  • активизировать познавательный интерес к миру природы;

Развивающие:

  • развивать слуховое восприятие;
  • продолжать формировать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать предпосылки ответственного и бережного отношения

к природе;

  • воспитывать экологическую грамотность дошкольников;
  • вызывать интерес у народному фольклору;
  • воспитывать  у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми: «Друзья природы», «Прогулка в лесу», «Кто живет в лесах родного края»; «Зеленая аптека»;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение за животными и птицами;
  • Подвижные игры «У медведя во бору», «Через ручеек».

Материалы и оборудование:

  • Декорации  - деревья и цветы;
  • Аудио-запись звуков природы;
  • Магнитная доска и фигурки на магнитах для дидактической игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы сегодня оказались?

Дети: В лесу!

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Здесь много деревьев, кустов, поют птички.

Воспитатель: Ребята, вы правы. Мы с вами находимся в лесу, где свежий воздух, много разных растений и деревьев. Здесь же живут лесные обитатели - животные, птицы, земноводные - змеи, лягушки… Лес их дом! Уютный и такой родной. Но, так бывает не всегда, иногда человек вмешивается в природу и наносит ей серьезный вред. Например, так произошло в одной известной сказке и очень повлияло на жизнь лесных обитателей. Присаживайтесь, сейчас я вам ее расскажу.

Рассказ сказки «Кот, лиса и петух»

Воспитатель: Ну как, ребята, понравилась Вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Во скажите, кто из героев оказался самым непослушным?

Дети: Петушок!

Воспитатель: Кто за ним охотился?

Дети: Лиса!

Воспитатель: А как вы думаете, чем навредили люди героям сказки - петушку и котику?

Дети: Они вырубили, испортили лес и котику приходилось уходить работать далеко от дома, оставляя петушка. Лиса этим и воспользовалась.

Воспитатель: Да, так оно и есть. А сейчас я вам предлагаю немного размяться и погулять по лесной полянке.

Физминутка   «Мы в лесу»

По тропинке мы идем (шагают по  кругу)

Нам преграды нипочем (прыжки  вперед- назад)

Руки вверх мы поднимаем (руки тянут вверх)

с веток ягоды срываем (тянутся, кисти сжимают и разжимаю)

Рядом зайчик пробежал, лапкой нам он помахал

Мы ему ответим тоже (машем руками поочередно)

Быть невежливым негоже (грозят пальцем).

Воспитатель: Ребята, лес приносит пользу не только  животным и птицам, он важен для человека. Он дает людям материалы для строительства, для здоровья - мед, целебные растения и травы, много ценных продуктов - ягоды, грибы, орехи. Поэтому, важно заботиться о нем и сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра : «Поможем лесным жителям»

Воспитатель: Перед нами целый лес, в котором и происходили события сказки. Но, смотрите внимательнее, что-то в нем не так!

Дети: Там мусор!

Воспитатель: Конечно, мусору в лесу не место. Давайте вы по очереди будете подходить и убирать лишние предметы.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Поглядите, какой чистый стал лес! Но, все же какой-то он пустой, неуютный, чего то в нем не хватает…

Дети: Мало деревьев, нет ягод-грибов..

Воспитатель: Правильно, и это мы с вами можем исправить.

Дети размещают на  магнитной доске оставшиеся детали  - кустики, деревья, грибочки, ягодки.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с задачей! Ребята,  скажите, а что нельзя забывать нам - людям, чтобы с лесом не случилось такой беды?

Дети: Нужно соблюдать правила поведения в лесу (если дети затрудняются, педагог помогает).

 Воспитатель: Конечно, мы приходим в лес, как в гости и важно знать, как тут себя вести. Предлагайте свои варианты правил.

Давайте все вместе озвучим три главных правила  (делаем совместные выводы):

  1. Мусор забирать всегда с собой
  2. Не ломать деревья, не вырывать растения с корнем.
  3. Не оставлять непотушенный костер!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку, благодаря которой мы узнали много нового о лесе и правилах поведения в нем.



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка, созданная на основе

русско-народной сказки

«Кот, петух и лиса»

                      Автор: воспитатель Шишкова

                               Юлия Сергеевна

Кот да петух в лесочке жили, жили- не тужили, с соседями дружили. Котик был большой мастак - бересту, лыко драл, лапти плел, мед  собирал, да в бочки катал. В лес ходил, петушку наказ оставлял: «Я пока в лесу тружусь, ты по дому хлопочи, ешь калачи, да меня жди. Только дверь не отпирай и лисичку не пускай!»

Только котик за порог, а плутовка к дому скок. Сладким голосом поет, петушка к себе зовет:

«Петушочек-петушок!

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Принесла тебе горошку,

Погляди  скорей в окошко!»

Петушок выдержать соблазн не смог, глянул в окошко, кто принес горошка? А лиса  его и хвать, да к себе домой бежать. Раскричался петушок, чтобы спас его коток:

«Котик-братик, помогай!

У лисички отбивай!

Унесет меня лиса

За темные лесаааа!»

Недалёко кот  трудился,  услыхал он друга зов и примчался со всех ног.  Отобрал кот петушка, пожурил его слегка и наказ ему дает:

«Петя, рядом лес пустой, нету лыка, нету дров…

Люди все повырубали, одни пни пооставляли…

Эх, чтобы промышлять, мне придется поискать.

Поискать в глуши лесной мед, смолу и бересту…

А ты дома сиди и к окну не подходи,

А то съест тебя лиса, не оставит и хвоста.»

Только котик за порог, к домику лисичка скок. Сладким голоском поет, петушка к себе зовет:

«Петушочек-петушок!

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Принесла тебе горошку,

Погляди  скорей в окошко!»

Тихо петушок сидит и в окошко не глядит… Помнит котика наказ и лисичку ту боясь. А плутовка разошлась, снова петь тут принялась:

«Петушочек, петушок,

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Тут бояре проезжали,

Мешок с пшеном потеряли!

И лежит кругом пшено,

Очень вкусное оно!»

Где стерпеть тут петушку,  не поддаться голоску? Посмотреть одним глазком, двор засыпанный пшеном… Глянул он всего разок, а лиса к нему и скок, цепко лапой захватила, в лес дремучий потащила. Закричал тут петушок, громко-громко, сколько мог:

«Котик-братик, помогай!

У лисички отбивай!

Унесет меня она

За темные лесаааа!

Котик, котик, спасай,

Из беды выручай…»

 

Далеко был кот-коток, но услышал голосок, слабый голос дружка, глупенького петушка. Побросал он  бересту, да вязку хворосту и пустился бежать, Петю-друга выручать.  Кот догнал плутовку, рыжую воровку, отобрал петушка и журил уж не слегка:

«Любопытный мой дружок!

Неужели невдомек, что с лисою шутки плохи

И не чуешь ты подвохи?

Больше ты не выходи и в окошко не гляди!

Лес все хуже и все реже, и вокруг одни лишь плеши.

Не найти ни хворостинки, ни березки для корзинки…

Люди выжгли, засорили, дом наш весь разворошили..  

Завтра утром, спозаранку ухожу я на полянку,

Далеко она от дома,  там вдали, за буреломом.

Если попадешь в беду, я на помощь не приду».

Только котик за порог, к домику лисичка скок. Сладким голоском поет, петушка к себе зовет:

«Петушочек, петушок,

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Тут такие чудеса!

Поукатана гора!

Под горой той сани,

Сани-самокаты!

Они сами катят,

Сами ехать хотят!»

Где тут, где тут утерпеть, и на сани не глядеть? Но, наш Петя уж умен, не глядит в окошко он -«Не обманешь ты меня, не утащишь во леса!». А сам думает: «Уберешься восвояси, вот тогда и погляжу!»

А лиса то та хитра, отвечает неспроста: « А какая мне судьба так обманывать тебя? Как захочешь, поглядишь, нет, так дома посидишь! Ну а мне к себе пора, ждут меня  уж там дела». А сама за дом забилась и тихонько схоронилась.

Так, не слышно тут лису, стало скучно петушку. Все же глянул он в окошко, где там сани с чудесами, что и в горку едут сами? А лиса не растерялась, хвать добычу и бежать.

Воротился наш коток и ступил он на порог. Глядь, пуста его изба, нету дома петушка. Сразу понял, тут беда, унесла его лиса. Чтобы время не терять, кот отправился искать. Вышел к домику плутовки и позвал ее, воровку: «Лиса, выходи!»

У плиты лиса хлопочет, к гостю выходить  не хочет. Попросила петушка: «Петя, выйди, погляди, и обратно заходи».  А коту того и надо, друга хвать и давай домой бежать. Да, лиса  хоть и хитра, но сглупила тут она.

Поумнел наш петушок и запомнил тот урок.  Да и люди перестали портить лес, да жечь костры , убрали мусор - три  горы. Решили - нужно прекращать леса в помойку превращать! С тех пор лисичка позабыла дорогу к домику друзей, а кот на промысел уходит, но близко к дому все находит. Не нужно уж ему плутать и в чаще  лыко добывать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание русской народной сказки: "Кот, лиса и петух"сказки

Конспект по литературе для младшей группы....

Конспект ООД по развитию зрительного восприятия по русской народной сказке "Кот, лиса и петух"

Конспект ООД по развитию зрительного восприятия с использованием сказки. В текст сказки включены специальные игры и упражнения по развитию глазодвигательных функций, развитию предметности восприятия....

Презентация русской-народной сказки "Кот, лиса и петух".

Данная презентация выручит Вас на занятиях по развитию речи, если в книжном уголке не окажется русской-народной сказки "Кот, лиса и петух"....

Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».

Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Художественно - эстетическое  развитие», &laqu...

Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.

Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...

Занятие по Чтению художественной литературы в второй младшей группе На тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».

Занятие по Чтению художественной литературы в второй младшей группе На тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух»....

Занятие по чтению художественной литературы в младшей группе на тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».

познакомить  детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской). Вызывать эмоциональный отклик на произведение. Способствовать формированию интереса к чтению....