Проект "Покормим птиц зимой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шапошникова Светлана Анатольевна

Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой, формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormim_ptits_zimoy.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Покормим птиц зимой»

Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой, формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

• Учить детей доброте, бережному отношению к природе.

• Знакомить с особенностями их жизни в зимний период.

• Воспитывать бережное отношение к птицам.

• Испытать радость от сознания того что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

• Учить анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Сроки реализации проекта: ноябрь-январь.

Методы и приемы:

• Наблюдения.

• Работа с литературой.

• Сбор информации.

• Обработка собранной информации.

• Экскурсии.

• Творческая работа.

Введение. Люди на планете знают, что они не единственные обитатели этой планеты. Среди них птицы, они наиболее заметны, привлекательны и любимы человеком. Птицы- это наши маленькие соседи. Шумные, веселые, певучие, разноцветные, забавные, умные, домашние и лесные. Такие разные и такие смешные. Птицы пожалуй первыми привлекают внимание детей. Даже когда дети еще совсем маленькие, они с любопытством наблюдают за, тем как ловко клюют семечки голуби и воробьи.

Многие птицы улетают от нас в теплые края. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Я задалась вопросом: все ли мы знаем о птицах, которые остаются в нашем крае? А может быть птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдержать очень сильные морозы. Отлет большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспосабливаться к разным условиям. Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим - против них объединяются холод и голод. На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным покровом. Речка покрыта льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птицы погибают, но очень часто не от мороза, а от холода. Самое неприятное для птиц в это время года недостаток корма. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

Наблюдая за птицами на своем участке, мы с детьми решили повесить кормушки и подкармливать птиц, которые прилетали к нам. За помощью обратились к родителям, с их помощью были изготовлены и развешены кормушки на территории детского сада. Кроме того, дети вместе с родителями повесили кормушки и около своих домов.

Этапы работы:

1. Этап – начальный.

* Выставка детских работ совместно с родителями «Птицы наши друзья».

* Папка – передвижка «Накормите птиц зимой».

* Подбор детской и педагогической литературы, дидактических и подвижных игр, материалов для творческой деятельности детей.

Задачи: Учить детей доброте, бережному отношению к природе, знакомить с особенностями жизни птиц зимой.

2. Этап – основной.

• Рисование и лепка птиц.

• Загадки про птиц.

• Чтение стихотворений и рассказов о птицах.

• Решение проблемных ситуаций.

• Рассматривание иллюстраций о птицах.

• Дидактические игры.

Задачи:

• Воспитывать умение определять, узнавать птицу по внешнему виду.

• Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах.

• Развивать познавательный интерес к зимующим птицам.

• Воспитывать сочувствие, желание помочь птицам, заботиться о них.

• Воспитывать умение рассуждать и делать выводы.

Ноябрь.

1. НОД Ознакомление с птицами «Птицы нашего края»

Цель. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.

2. Экологическая беседа «Птицы в лесу»

Цель. Формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.

3. Дидактические игры: «Что за птица?», «Подбери птице перышко».

4. Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели выпавшего птенца из гнезда?», «Мальчика, разоряющего птичьи гнезда?».

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим – птицам.

5. Разучивание поговорок. «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

6. Пальчиковая игра «Перелет птиц».

7. Подвижная игра «Воробьи и вороны».

Ноябрь.

1. НОД «Осенние заботы птиц».

Цель. Уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. Воспитывать бережное отношение к птицам.

2. Экологическая беседа «Зимующие и перелетные птицы нашего края».

Цель. Дать детям представление о причинах отлета птиц. Учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботиться о птицах.

3. Дидактические игры «Кто где зимует?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих2.

Цель. Закрепить умения классифицировать птиц на перелетных и зимующих».

4. Наблюдение за птицами на нашем участке».

Цель. Воспитывать любовь ко всему живому, вызвать желание кормить птиц

5. Аппликация «Птицы на ветках».

6. Вечер загадок и отгадок.

Декабрь.

1. ННОД «Жизнь птиц зимой».

Цель. Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с условиями жизни птиц зимой, продолжать активизировать познавательные способности детей.

2. Экологическая акция. «Новая столовая». Совместная деятельность родителей, детей, воспитателя.

Цель. Воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать творчество и фантазию.

3. Рисование «Снегири – как розовые яблоки».

Цель. Передавать характерные особенности птиц в рисунке, закрепить знания о перелетных птицах, воспитывать желание помогать птицам.

4. Дидактические игры «Чей домик?», «Птичья столовая».

Цель. Систематизировать знания детей о птицах, вызвать желание помогать им.

5. Чтение рассказа С. Михалкова «Птичья столовая».

Цель. Систематизировать знания детей о птицах, вызвать желание помогать им

6. Выставка «Птицы – наши друзья». Совместная деятельность детей и родителей.

Цель. Способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально – положительного, экологически правильно отношения к птицам.

7. Работа с родителями. Изготовление кормушек.

Цель. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботиться, развивать творческие умения, фантазию в придумываии кормушек.

Январь.

1. НОД «Покормите птиц зимой».

Цель. Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.

2. Экологическая беседа «Учитесь жалеть и беречь».

Цель. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

3. Дидактические игры «Кто где зимует», «Зоологическое лото».

Цель. Закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.

4. Фотовыставка кормушек. Совместная деятельность детей и родителей.

Цель. Создать атмосферу общности интересов детей и родителей, прививать желание помогать птицам в трудное для них время.

5. Чтение рассказа К. Ушинского «Ласточка»

Цель. Расширить представления детей о птицах, особенностях поведения, воспитывать желание помогать птицам.

6. Лепка «Красивые птички».

Цель. Закрепить знания детей о птицах, учить передавать характерные особенности птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.

7. Конструирование из природного материала «Совушка – сова». Совместная деятельность детей и родителей.

Цель. Учить детей выполнять поделки из природного материала, передавать характерные особенности птиц.

3. Этап – заключительный.

Результат:

• Дети научились проявлять интерес к окружающему миру, иметь реалистические представления о природе.

• У детей появилось желание пополнять знания о зимующих птицах нашего края, об особенностях их жизни.

• Умеют сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.

• Проявляют желание заботиться о птицах.

• Дети контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей.

• среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...