Конспект занятия "Река Обь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Концевая Надежда Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_reka_ob_podgotovitelnaya_gruppa.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

 «Детский сад №259»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Река Обь»

Составили воспитатели

Кюблер И.В., Концевая Н.Н.

1. Цель: расширение представлений детей о реке Обь. 

2. Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с географическим положением, водным питанием, растительным и животным миром, историей происхождения названия реки Обь; изучить и описать значимость реки в жизни человека.

Воспитательные: 

воспитывать любовь к родному краю, чувство ответственности за родную реку; вызвать положительные эмоции.

Развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, делать выводы, активизировать словарный запас детей.

3. Образовательная область: 

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

4. Тип (вид) занятия: Тематическое

5. Формы работы: Фронтальное

6. Методы, приемы, средства: 

Наглядный метод: показ презентации с иллюстрациями; рассматривание карты РФ, макета с изображением реки на территории Республики Алтай и Алтайского края.

Словесный метод: вопросы детям о том, что они знают о реке.

Словесные приемы: рассказ, пояснение, объяснение, беседа.

Игровой метод: музыкальная игра «Ходят капельки по кругу».

7. Развивающая предметно-пространственная среда: 

мультимедийное оборудование для показа презентации, карта РФ, макет, магнитофон, USB-флэш-накопитель с музыкальным материалом для игры, атрибуты для музыкальной игры (тучка, солнышко), магнитная доска, картинки для рефлексии.

8. Предварительная работа:

- беседы «Что такое река?», «Значение воды в нашей жизни»;

- рассматривание альбома, книг, картинок, открыток о жизни рек;

- подвижные игры «Ручеек», «Море волнуется».


Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель ставит проблемные вопросы.

Воспитатель: «В каком городе мы живём?», «На какой реке расположен наш город Барнаул?»  

Дети: Мы живём в Барнауле. Барнаул расположен на реке Обь.

Педагог читает стихотворение Н.Печёнкина «Раздольная, широкая, богатая река…»

II. Основная часть

Просмотр презентации с фотографиями и информацией о реке.

Воспитатель: 

- Мы родились и живём на берегу великой русской реки Обь. Обь — одна из самых больших рек на территории России и находится на шестом месте по величине среди всех рек мира. Длина реки 3650 км. Обь - река, которая протекает по территории Западной Сибири. Она течет с юга на север. (Работа с картой России)

- Ребята, а кто мне скажет, что такое ИСТОК и УСТЬЕ реки?  (Ответы детей)

- Обь берет своё начало на Алтае (исток в районе города Бийск) и впадает (устье) в Обскую губу Карского моря. На ее берегах разместились такие страны, как Россия, Китай и Казахстан.

Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни (после города Бийска).  Место — это очень красиво. Две мощные алтайские реки огибают обширный остров Иконников, образуя полноводную реку России Обь. Осенью и летом в месте истока Оби река кажется полосатой. Этот эффект возникает из-за того, что реки, образующие Обь, несут воды разного цвета (Бия зеленоватого оттенка, а Катунь — белая), и смешиваются они не сразу.

- Ребята, а что такое ПРИТОК реки? (Ответы детей)

- Верно. Так вот у Оби есть много притоков: Чарыш, Томь, Алей, Чумыш, Кеть, Чулым, Большой Юган и другие. Основным притоком реки является Иртыш (4248 км).

Ребёнок читает стихотворение Косолапова Артема «Там, где сливается Бия с Катунью…»

Там, где сливается Бия с Катунью,

Наша река начинает свой путь.

Обью ее называют недаром —

Обе реки в ней как сестры текут.

И пополняет она свои силы,

Тем, что вливаются реки в нее,

Малые реки и очень большие:

Кеть и Иртыш наполняют ее.

Дальше на Север несет свои воды

Наша красавица Обь и потом

В Карское море вливается, чтобы

В Северном жить океане большом!

Воспитатель: 

- Обь асимметрична: один ее берег пологий, а другой — обрывистый и крутой.

Река Обь очень могучая.

- А как происходит водное питание реки, ребята? (Ответы детей)

-Питание реки бывает ледниковое, снеговое, дождевое, подземное (грунтовое). Максимальный подъем уровня воды происходит в мае и начале июня, когда интенсивно тают снега и ледники, и выпадет много осадков.  Уровень воды замеряется специальным прибором.

Педагог предлагает поиграть в музыкальную игру «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель: Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками. (Показываю тучку)

(Включается музыка и идет дождь).

Воспитатель: Вы полетели путешествовать на землю.

Дети: Прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.

Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.

(Смена музыки. Музыка ручейка).

Дети: Капельки соединяются парами и составляют ручейки.

Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.

(Смена музыки. Музыка реки)

Дети: Капельки соединяются в одну цепочку.

Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.

(Смена музыки. Музыка океана).

Дети: Перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.

Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх.

Дети: Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.

Воспитатель: Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.

Дети: Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.

Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.

- Когда воды в реке много, может случиться наводнение. Оно приводит к разрушениям, иногда к гибели людей и животных. Для борьбы с наводнениями люди строят дамбы, плотины и создают водохранилища.

- Ребята, а какая служба приходит на помощь людям? (Ответы детей) 

Верно, это служба МЧС.

- Откуда произошло название реки? Обь имела множество названий. Все народы, которые когда-либо проживали на берегах Оби, давали ей имя, но почти во всех случаях в переводе на русский они означают «Большая река». Есть много версий и легенд от чего произошло название, одна из них гласит…

Ребёнок рассказывает «Легенду о реках Бия и Катунь»

На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь — красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия. Разгневанный отец и сказал: «Выдам тебя за того, кого пожелаю». Видя свое безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую темную ночь, она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит. Бросились войны в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Оставив байские отары, пастух Бий, тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу любимой. Не догнали войны беглянку. Она встретилась со своим избранником, кинулась к нему в объятия, и они потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.

- Обь – великая река Сибири. Как и возле других крупных рек, с древнейших времён возле Оби поселялись люди. Очень давно на Алтай, приезжало много крестьян на освоение свободных целинных земель. Они обживались здесь, растили хлеба, разводили скот, заготовляли кожу, шерсть, масло, мед. Все это и многое другое вывозилось для торговли в разные районы, особенно северные. А перевозки осуществлялись водным путем. Для этого в Барнауле были построены 13 пристаней и появились первые пароходы. Держали их богатые купцы. У судов были интересные названия «Волшебник», «Двигатель», «Богатырь» и другие.

- На берегах Оби расположено 14 городов (от истока до устья): Бийск, Барнаул, Новоалтайск, Камень-на-Оби, Новосибирск, Колпашево, Стрежевой, Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Сургут, Нефтеюганск, Лабытнанги, Салехард.

- Давайте посмотрим на макете, какие города Алтайского края располагаются на берегу Оби. (Работа с макетом)

- Дети, какую роль в нашей жизни сейчас играет река Обь? (Полилог детей)

  • По реке перевозят грузы в разные города и сёла, людей с берега на берег.
  • Река Обь является основным источником воды для близлежащих городов. Вода используется не только для непосредственно питья, но и для промышленного использования (для заводов, фабрик и так далее), для орошения.
  • Питает река подземные воды, которые являются главным источником воды для прибрежных лесов и полей.
  • Здесь очень разнообразен растительный и животный мир. Среди наиболее часто встречающихся деревьев и кустов можно выделить следующие: береза, сосна, осина, кедр, пихта, ель, рябина, боярышник, ольха, ива. На огромных полях и лугах цветут разные цветы, травы. Растут и лекарственные растения: зверобой, душица, тысячелистник, медуница, адонис. Здесь нередко встречаются: зайцы, лисы, лоси, бобры.
  • В нашей реке Обь водится много рыбы (около 50 видов). Есть рыбы хищные – это щука и окунь. Они могут питаться мальками других рыб. Водится в реке плотва, язь, судак, лещ, карась, налим и многие другие. Водится в Оби рыба, которая занесена в Красную книгу. Это осетр. Рыбу надо охранять, не ловить ее сетями, а только на удочку или на блесну. Важно не загрязнять реку!
  • Река - источник красоты, любимое место отдыха горожан.
  • Обь пересекает 14 мостов. В Барнауле их два: Новый мост — автомобильный и Старый мост – автомобильно – железнодорожный.

Воспитатель: Что нового мы узнали о реке Обь?

Дети выходят по одному, выбирают картинку для рефлексии и прикрепляют её к магнитной доске, проговаривая ещё раз усвоенный материал.

        III. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, давайте подарим реке ласковые слова.

Дети: реченька, речушка, река - матушка, кормилица, путешественница и т.д.

Воспитатель: О нашей красавице Оби написано много стихов, песен, картин… Предлагаю вам закрыть глаза, представить себя художниками и мысленно нарисовать реку, как вы её себе представляете.

(Звучит песня Г.Заволокина «Обь – река»; дети закрывают глаза, мысленно рисуют картину)

Воспитатель: Дети, всё ли мы теперь знаем о реке Обь? Где и как мы можем получить новые знания? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....