Конспект ООД «ВОЗДУХ» по познавательному развитию (вторая младшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Климонтова Наталья Анатольевна
Конспект занятия 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_poznovatelnoe_razvitie_vozduh.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7» города Сорочинска Оренбургской области

КОНСПЕКТ

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «ВОЗДУХ»

(ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  

                                              ПОДГОТОВИЛА:

          ВОСПИТАТЕЛЬ КЛИМОНТОВА Н.А.

2023Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

8

3)

дальнейшая разработка темы;

14

III.

Список литературы

15

IV

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Неотъемлемой частью педагогического процесса во второй младшей группе является организация и проведение экспериментирования.

                Занятие «Воздух» для детей второй младшей группы, составлено в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

             Цель занятия: Формирование представлений у детей о свойствах воздуха.

   Содержание материала занятия предусматривает возможность проявления детьми умений и знаний в процессе различных видов деятельности. Для педагога важно показать детям способы определения опытно – экспериментальным путем основные свойства воздуха. Воспитатель может проследить, в какой мере дети владеют способами умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.)  Занятие способствует развитию любознательности, формированию интереса к экспериментированию. Учитывая то, что игра является ведущей деятельностью ребенка, на занятии используются  игровые методы и приемы, которые развивают  произвольное внимание детей, вызывают положительные эмоции и дают возможность педагогу применить интеграцию образовательных областей. Главными методами являются практические и наглядные, которые развивают  активность ребёнка и познавательный интерес.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

Информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Воздух»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное  развитие.

3.

Виды деятельности детей

Игровая: создание игровой ситуации.

Познавательно-исследовательская: пути решения проблемы.

Коммуникативная: беседа, дидактические игры, ответы на вопросы.

Двигательная: физминутка.

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Словесные методы: беседа, вопросы к детям.

Наглядно- демонстрационный: иллюстраций, опыт.

Практический метод: игра.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: игровая ситуация  (педагог предлагает поиграть в игру «Научная лаборатория»).

Методы контроля: поощрения словесные.

5.

Интеграция образовательных областей

Художественно - эстетическое развитие (музыка): музыкальный фон.

Речевое развитие:   ответы на вопросы,  диалог

Социально-коммуникативное развитие: совместная деятельность.

Физическое развитие: физминутка.

6.

Возрастная группа

Младший дошкольный возраст (3-4 года).

7.

Цель

Формирование представлений у детей о свойствах воздуха.

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Определить совместно с детьми опытно – экспериментальным путем основные свойства воздуха.

Дети учатся определять опытно- экспериментальным путём свойства воздуха.

8.2

Приобщать детей к процессу познания;

Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;

Развивать мышление и воображение.

У детей развивается познавательный интерес;

У воспитанников возникает желание к совместной поисковой деятельности;

Мышление, воображение развиты в пределах возрастных особенностей.

8.3

Воспитывать у детей умение следовать инструкциям воспитателя;

Формировать эмоциональную заинтересованность.

Дети учатся следовать инструкциям воспитателя;

Эмоциональную заинтересованность у детей формируется.

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

9.1

Несформированопроизвольноевнимание

Напоминать детям о том, что нужно быть внимательным при объяснении выполнении  задания

9.2

Слаборазвитаспособностьпроизвольноуправлятьсвоимповедением

Напоминать о правилах поведения, безопасности

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Музыкальный ряд: музыкальный фон для физминутки.

Литературный ряд: приветственное слово, физминутки.

ТСО: экран  для показа слайдов, ноутбук, проектор, презентация, музыкальный центр.

Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, воздушные шары, апельсин, пакеты, картинки с изображением предметов

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, Д/И «Определи запах», работа над словарем: невидимый, бесцветный, прозрачный


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечания

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся-поприветствуем друг друга. Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория», в лаборатории проводят разные опыты. Сегодня нашими помощниками будут волшебные разноцветные шарики, они приготовили для нас задания, а мы с вами постараемся их выполнить и узнать много нового. Посмотрите сколько шариков у нас в зале.

 Сегодня мы с вами будем искать воздух и выявлять его свойства!

Продолжительность части 3 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Научна лаборатория».

1.3

Целеполагание

Нужно выполнить задания шариков, чтобы узнать много нового.

II.

Основная часть:    

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Ответы детей). Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Ребята, а как мы узнаем, есть ли все-таки воздух вокруг нас? Кто из вас, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Воспитатель: Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух.Воспитатель: Получилось поймать воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит воздух какой? (невидимый)

Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Опыт 1. Задание нашего первого шарика «как поймать воздух? Какой он воздух?

Воспитатель: Подойдите к столу, я беру пакет, посмотрите, какой он тоненький. В нем что-нибудь есть? (Нет). Теперь давайте мы с вами поймаем нашего невидимку в пакет и закрутим его. Зачерпывающим движением  воспитатель, пытается поймать воздух в пакет. Что мы поймали?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете?

Дети: бесцветный.

Опыт 2. Следующий шарик нам предлагает определить запах воздуха.

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах?

Дети: нет

Воспитатель: Сейчас проведем еще один опыт. Что это? (апельсин) Давайте понюхаем, что вы чувствуете?

Дети: Пахнет апельсином.

Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху, и мы его чувствуем.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Опыт 3. Третий шарик нам предлагает узнать, какая температура бывает у воздуха.

Воспитатель: Возьмите свои ладошки и подышите на них как- будто они замерзли. Какой воздух попадает к вам на ладошки?

Дети:тёплый.

Воспитатель: А теперь представьте, что ладошкам жарко и подуйте на них прохладным воздухом, как будто сдуваете с них что-то. Вывод: воздух  может быть теплым и холодным, его можно нагреть или охладить.

Опыт 4. Последнему шарику очень интересно, а есть ли воздух внутри нас ?

Воспитатель: Воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас. Подойдите к столу, на котором стоят стаканы с водой, возьмите их в руки и опустите трубочки  в воду. А теперь дуйте в трубочку.

Воспитатель: Что, вы увидели?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: пузыри это воздух, который выходит из нас. Вывод: Значит, мы дышим воздухом? Воздух нам нужен чтобы дышать,  воздух находится в нас и он не видимый.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы!  Мы выполнили все задания наших разноцветных шариков.

Продолжительность части 8 мин.

Дети пробуют ловить воздух.

Дети подходят к столу.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Использование игровой технологии ( игра «Научналаборатория»)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Использование знаний и умений  в игровой, познавательно-исследовательской и

коммуникативной деятельности.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята вам понравились опыты про воздух? Давайте с вами вспомним, что мы узнали нового о воздухе? Воздух какой он?

Молодцы, ребята! Но, оказывается, в воздух можно ещё и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.  Давайте играть и веселиться!

Продолжительность  части 2 мин.

Дети получают в подарок мыльные пузыри.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Беседы о свойствах воздуха, о чистоте воздуха.

На занятиях, на прогулке.

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Дидактическиеигры «Поиграем с вертушками»,

В детском саду

и в семье.

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Дидактическиеигры «Ветер, ветер, тыкакой», «Поймай воздух»

В детском саду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А.Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведенияопытов со старшими дошкольниками: Метод.пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.

2. Лукина Т.Н. Сборник опытов и экспериментов с детьмидошкольного возрастапо образовательной области«Познавательное развитие».[Электронныйресурс].https://ruzcheek19arm.ru/wp-content/uploads/2019/12/( датаобращения: 08.10.2023 г.)

3. МарудоваЕ.В.ФГОСДО. Ознакомлениедошкольниковсокружающиммиром. Экспериментирование. Методическоепособие (рекомендации). – М.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2020.- 128с.

4. Рыжова Л.С. Методикадетскогоэкспериментирования. ФГОС.,.- М.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2021.-208с.

5. Шелкопляс О. Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы. [Электронныйресурс]. https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu-873977.html?ysclid=lnhbt6yydu335154870( дата обращения: 09.10.2023 г.)

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика- Синтез, 2021.-104 с.
  2. Капсаргина Д.Ю. Ознакомление дошкольников с русскими и хакасскими сказками. [Электронный ресурс].https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/oznakomlenie-doshkolnikov-s-russkimi-i-h363754/( дата обращения: 15.03.2022 г.)
  3. Козина Л.В. Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками. [Электронный ресурс]. https://www.maam.ru/detskijsad/znakomstvo-mladshih-doshkolnikov-s-ruskimi-narodnymi-skazkami-kozina-lyubov-vitalevna-vasilevskoe-mdou.html( дата обращения: 07.03.2022 г.)
  4. Лелюх, Т. СидорчукСидорчук С. А. В. Лелюх Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине / Т. ЛелюхСидорчук С. А. В. СидорчукЛелюх. - М.: АРКТИ, 2019. - 40 c.
  5. Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников / С. Миронцева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 523 c.
  6. Михеева Е.В. Современные технологии образования дошкольников.- Учитель, 2021.- 221 с.
  7. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаикасинтез, 2019. – 216 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию вторая младшая группа

       Конспект НОД по познавтельному развитиюТема: «Дары осени»...

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группа Тема: «Незнайка в большом городе»

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группаТема: «Незнайка в большом городе»Задачи:-обогащение опыта де...

Конспект занятия по познавательному развитию вторая младшая группа на тему: "Что лучше, бумага или ткань".

Способствовать накоплению у детей представлений о разных видах материала: ткань бумага. Формированию представления о бумаге, ткани их свойств, качеств, воспитывать усидчивость и желание создавать крас...

Конспект игрового занятия по познавательному развитию (вторая младшая группа) Тема: «В гости ёлочка пришла»

Конспект занятия по познавательному развитию, которое направлено на формирование понятий о геометрических фигурах у детей второй младшей группы....

Конспект ОД по познавательному развитию Вторая младшая группа «Зимние забавы»

формирование и расширение представлений детей о  зимних забавах характерных для зимы....

Конспект занятия «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА» вторая младшая группа

Цель: ознакомление с понятием «воздух», его свойствами, способами его обнаружения.Задачи:ü Обучающие:1. Формировать представления о понятии «воздух» и некоторых его свойствах.2...