НОД "ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВОКРУГ НАС"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Васильевна Мелешенко

Опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc690 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Электричество вокруг нас.

Цель: Расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах.

Задачи:

Образовательные:
1. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
2.  Пополнить словарь детей новыми понятиями: «электрический ток», «электроны».

1. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
Коррекционно - развивающие:
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение и познавательный интерес.
3. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.

Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
2. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.

Методы обучения и воспитания: 

  1. Игровые: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.
  2. Словесные: художественное слово, беседы, напоминание, пояснение.
  3. Наглядные: демонстрационный материал, презентация, видеофильм.
  4. Элементы здоровье сберегающих технологий (дыхательная, артикуляционная гимнастики, физкультминутки, фонетическая ритмика).
  5.  Экспериментирование.
  6.  Использование элементов технологии проблемного обучения.
  7.  Элементы здоровье сберегающих технологий (дыхательная, артикуляционная гимнастики, физкультминутки, фонетическая ритмика).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; беседа об электрическом токе и осторожном обращении с  электроприборами, создания лэтбука «Эксперементальная деятельность".

Работа с родителями: памятки по эксперементированию дома

«Опыты дома»

Оборудование: 

1. Презентация «Электрический ток»;

2. Воздушные шары, кусочки шерстяной ткани, пластмассовые расчески по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, кусочки фольги, воздушные шарики на каждого ребенка, бутылка с водой, пробки, игрушки на батарейках, тарелки со смесью перца и соли, тарелка со смесью перца и соли

Ход занятия:

Организационный момент. Ритуал приветствия.

Ребята, легкими незаметными шагами к нам приходит весна. Ласковое солнце освещает и согревает все вокруг. Давайте и мы подарим друг другу радость, тепло и улыбнемся. (Дети стоят в кругу вместе с педагогом). Дыхательная гимнастика: Как первые весенние цветы повернемся к солнцу, сделаем глубокий вдох через нос и более глубокий выдох через рот. (Дети поднимаются на носочки, руки тянут вверх «к солнцу», делают вдох и, опускаясь, выдох. Упражнение повторяется несколько раз). Молодцы.

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром придя в детский сад, я обнаружила письмо, адресованное нам с вами. Давайте его прочтём. (Воспитатель читает письмо!)

"Дорогие ребята, пишут вам Фиксики: Симка и Нолик. Они просят вас помочь им ответить на один вопрос, но для этого вам необходимо разгадать ребус  

На доске три картинки (Торт, ослик, кот).

Воспитатель: Назовем, что на них изображено, и по первым звукам названий картинок составим слово. Дети называют первый звук, показывают его с помощью движений фонетической ритмики и обозначают буквой, которую прикрепляют на доске под картинкой. (Аналогично проводится работа с остальными картинками). Прочитаем слово, которое мы составили. Педагог просит одного ребенка прочитать, затем дети прочитывают слово вместе с педагогом. Итак, вопрос на который не знают ответа наши друзья Фиксики звучит так: Что такое электрический ток?

Давайте вместе с вами вспомним что же такое Электрический ток? А поможет нам в этом "Тетушка Сова"

Воспитатель: «Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы - электроны. Так электрический ток попадает к нам в дома.

Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть электричество?

Дети: Да! В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки.

Воспитатель: Что работает с помощью электричества?

Дети: Электроприборы

Воспитатель: А, они помогают человеку?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как электроприборы помогают человеку. (Презентация)

Воспитатель: А, какие электроприборы есть у нас в группе

Дети: Электрочайник, магнитофон, посудомоечная машина.

Воспитатель: Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?

Дети: Опасны

Воспитатель: Конечно опасно! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Поэтому всегда нужно быть внимательными и осторожными с электричеством. Оно очень опасно!

Физкультминутка:

• Лампочки горят (Дети разводят руки в стороны, затем поднимают вверх, выполняя движения пальцами).

• Чайники пыхтят (Дети кладут руки на пояс, выполняют приседания и, подражая, произносят звуки – [пх]).

• Гладят утюги (Соединяют вытянутые вперед руки и разводят их в стороны ладонями вниз, произносят звук – [ш]).

• Пекутся пироги (Руки складывают «полочкой», приседают, произнося звук – [ф]).

• Пылесосы гудят (Дети «пылесосят», произносят звук – [у]).

• А, стиральные машины тихо так жужжат. (Дети крутят руками перед грудью, изображая моторчик, приседают и произносят звук – [ж]).

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. А называется такое электричество – статическое, повторим все вместе. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить статическое электричество. Но для этого нам надо стать в круг, взяться за руки и произнести волшебное заклинание

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись.

(Дети идут по кругу, затем топают ногами и хлопают в ладоши, делают поворот вокруг себя).

Вот мы и в стране "Волшебных предметов". В этой стране есть необычная лаборатория. В ней мы на некоторое время превратимся в ученых и попробуем провести несколько опытов.

Занимайте свои места в нашей лаборатории.

Опыт 1.

Воспитатель: Что это? (показываю детям расческу)

Давайте превратим её в волшебную, а я вам покажу, как это надо сделать.

Ребята, из какого материала изготовлена расческа?

Дети: Из пластмассы.

Воспитатель: У вас в лотках лежат бумажные фигурки, поднесите расческу к фигуркам, с ними что-то происходит?

Дети: Ничего не происходит

Воспитатель: Теперь давайте подумаем, как с помощью расчески заставить их танцевать. Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе?

Дети: Потереть ее о волосы.

Воспитатель: Ловите электричество, что произошло с бумагой.

Дети: Бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.

Воспитатель: Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала?

Дети: Электрическая, волшебная.

Воспитатель: Как она стала такой?

Дети: Потерли о волосы, поймали электричество в волосах.

Воспитатель: Молодцы!

Опыт 2.

Воспитатель: У вас на тарелочках лежат кусочки фольги.

- Поднесите расческу к фольге.

- С фольгой что-то происходит?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как заставить фольгу притянутся к расческе? (Предположения детей)

Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им

расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.

- Что происходит с фольгой?

Дети: Фольга притянулась к расчески.

Опыт 3

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем другие предметы сделать волшебными. Педагог смешивает чайную ложку молотого перца и соли. Как вы думаете, можно ли разделить соль и перец теперь?

(Ответы детей).

Воспитатель: Проверим. (Педагог натирает шарик шерстяной тканью и прикладывает к смеси.) Что вы наблюдаете?

Дети: Перец прилип к шарику

Вывод: шарик притянул к себе перец с помощью электрического заряда

Опыт №4

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие предметы еще может притягивать к себе шарик. У вас в тарелочках лежат бумажки - конфетти. Что мы можем сделать, чтобы шарик притянул к себе конфетти

Дети: Натереть его шерстяной тканью.

Воспитатель: Правильно

Вывод: Шарик притянул к себе бумажки - конфетти, с помощью электрического заряда.

Физкультминутка:

Ребята нам Фиксики прислали видеоролик. Они хотят, чтобы мы вместе с ними потанцевали.

Опыт № 5

Воспитатель: У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, а она молчит. Что случилось?

Дети: Нужно вставить батарейку

Воспитатель: Действительно в игрушке нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку и игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках?

Дети: Электрический ток.

Воспитатель: Правильно, когда мы поставили батарейку в игрушку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: В батарейке живет электричество, но оно не опасное.

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Опыт № 6

"Не утопи лодку"

Используя пробки в качестве лодок положим их в воду, чтоб они намокли. Быстро натрем шариковую ручку шерстяной тряпочкой и с помощью ручки будем двигать лодку по воде, но ручка не должна касаться до воды или пробок.

Вывод: ручка с помощью шерстяной ткани стала волшебной.

Воспитатель: Чему вы научились сегодня?

Дети: Делать предметы волшебными.

Воспитатель: А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами?

Дети: К ним все притягивается.

Воспитатель: А как мы их делали волшебными?

Дети: Ловили электричество в волосах и одежде.

Воспитатель: Вам понравилось наблюдать за электричеством? Это электричество опасно?

Дети: Нет, оно доброе, неопасное.

Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете ответили мы на вопрос Фиксикам "Что такое электричество"

Дети: Да

Воспитатель: А теперь пришло время покинуть страну волшебных предметов. Но для этого нам надо стать снова в круг, взяться за руки и произнести волшебное заклинание.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя мы повернемся,

В детский садик мы вернемся.

Ну вот мы с вами и дома.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...