Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию "Академия электрических наук"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Раева Анастасия Александровна

ЦЕЛЬ    Цель: формирование  основ  технического  мышления  у дошкольников через электро-конструирование.

ЗАДАЧИ:       

  1. Познакомить  детей  с  электронным  конструктором.
  2. научить работать со схемами;
  3. развивать  умение  читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы;
  4. закрепить и расширить с помощью практических  опытов  знания об электричестве;
  5. закрепить  прямой  и  обратный счет;
  6. закрепить умение  ориентироваться в пространстве , сопоставляя  числа  и буквы;
  7. формировать навык самоконтроля и самооценки;
  8. отрабатывать  навыки пользования условными обозначениями  и  применять их в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №6    «КОЛОКОЛЬЧИК»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА

http://www.iroio.ru/PICs/p_big_72ee511ac771478980b441d9e0d863de.jpg

Конспект

непрерывной образовательной   деятельности  

с  детьми  подготовительной группы

по познавательному развитию

Участница муниципального этапа  конкурса профессионального

мастерства «Педагог года -2023»

Номинация «Воспитатель дошкольного образования»

                                                               

РАЕВА   АНАСТАСИЯ  АЛЕКСАНДРОВНА

Высшее образование

Высшая кв. категория

                               

г. Фурманов

 2023 г.

           ЦЕЛЬ:

Формирование  основ  технического  мышления  у дошкольников через электро-конструирование.

ЗАДАЧИ:

            Образовательные.

  1. Познакомить  детей  с  электронным  конструктором.
  2. научить работать со схемами;
  3. развивать  умение  читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы;
  4. закрепить и расширить с помощью практических  опытов  знания об электричестве;
  5. закрепить  прямой  и  обратный счет;
  6. закрепить умение  ориентироваться в пространстве , сопоставляя  числа  и буквы;
  7. формировать навык самоконтроля и самооценки;
  8. отрабатывать  навыки пользования условными обозначениями  и  применять их в работе.

Развивающие:

  1.  Создать условия для развития логического мышления, математических способностей, сообразительности, внимания.
  2. Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы
  3. Развивать смекалку, фотографическую  память, воображение
  4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

«Художественно- эстетическое развитие»

1.        Способствовать развитию мелкой моторики через игру с мячиком су-джок, кинезиологические  упражнения;

2.        закреплять умение создавать творческую работу на основе личных впечатлений;

3.        развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: познавательной, словесной, художественной, музыкальной, игровой;

4.        развивать художественный вкус, эстетические чувства, воображение, обогащать сенсорный  опыт;

5.        развивать чувство ритма, умение передавать движения через характер музыки.

«Социально – коммуникативное развитие »

1.        Вовлекать детей в игровое взаимодействие;

2.        развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

« Физическое развитие»

1.        Укреплять психическое и физическое здоровье детей через здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения «Помогатор», физкультминутка «шаг-хлопок», дыхательное упражнение «Ветрогенератор», гимнастика для глаз «Фиксик», пальчиковая гимнастика «Мячик су-джок».

Воспитательные задачи:

1.        Воспитывать эмоционально-положительное отношение к новому материалу;

2.        воспитывать умение  взаимодействовать и поддерживать контакт друг с другом в работе в парах и группами;

3.        воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;

4.        воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Методические приемы:

•        Игровой  (использование сюрпризных моментов).

•        Наглядный  (использование  презентации, карточки).

•        Словесный  (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

•        Постановка проблемы, мотивация к деятельности, поощрение, рефлексия.

Материал и оборудование:  интерактивная доска, мольберт  с условными обозначениями, материалы  для  опытов,  схемы,  мячики  су-джок,

электронный конструктор «Знаток».

ХОД НОД.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна.

 Я рада вас видеть.

В это время на экране появляется картинка со звуком взрыва.

Появляется Нолик.

Нолик: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Нолик. Помогите мне пожалуйста. Я хотел проверить схему на электрической станции, но произошло короткое замыкание, детали сгорели и погас свет. Друзья, я надеюсь на вашу помощь.

Воспитатель: Ребята, вы слышали, что, произошло у Нолика?

Дети: Да. У него сгорела схема, погас свет.

Воспитатель: верно. А вы знаете, что такое электричество?

Дети: ответы

Воспитатель: Электричество-это очень сильная энергия, которая бежит по проводам и приходит в каждый дом. Благодаря электричеству у нас в домах есть свет и многое другое. А вы знаете, какие предметы у вас дома работают от электричества?

Дети: холодильник, телевизор, стиральная машинка, пылесос, компьютер….

Воспитатель: Правильно. И таких предметов очень много. Молодцы.

Чтобы помочь Нолику, я предлагаю отправиться нам в академию электрических наук. Там нас ждут увлекательные приключения и за каждое пройденное задание мы будем получать деталь от схемы. Вы согласны?

Дети: Да.

Вместе:

Мы очень дружные ребята (взяться за руки)

Мы ребята дошколята (соединиться руками в центре)

Никого в беде не бросим (кладем руку на руку)

Всем поможем кто попросит (продолжаем)

По дороге мы бежим (бег на месте)

Фиксикам помочь спешим

Все детали мы найдем (рука ко лбу ищем)

Электричество найдем (палец класс).

Воспитатель: Ребята, мы оказались в академия  электрических наук. А вот и план. Смотрите, здесь есть зал для видео-лекторий, научно-технические лаборатории и экспериментальные площадки. Пройдемте в видеозал и закрепим наши знания об электричестве.

Видеоролик: какое бывает электричество.

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с названиями деталей электронного конструктора.

Провод - так выглядит электрический провод. На каждом проводе есть определенное количество точек - это клеммы.

Клеммы - это проводник электричества.

Монтажная плата - на нее крепятся все детали по схеме.

Лампа - она зажжется только в том случае, если все детали будут собраны правильно.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы и я предлагаю нашим глазкам отдохнуть. Подойдите ко мне.

Надо глазкам отдыхать

Будем быстро мы моргать

Раз, два, три, четыре, пять

Будем фиксика искать

Руки за спину, головку назад

Глазки пускай в потолок поглядят

Головки опустим, на стол поглядим

И снова на верх, где там фиксик сидит.

Головою не верти

Вправо, влево погляди

Глазки вверх

Глазки вниз

Ты старайся, не ленись.

Мы глаза закрыв ладошкой

Постоим еще немножко

Снова глазки мы откроем

На работу их настроим.

Воспитатель: Ребята, а это лаборатория. Здесь проводят интересные опыты и совершают новые открытия. Здесь каждый из вас может почувствовать себя настоящим инженером-физиком. Я предлагаю нам пройти и выполнить первое задание.

 Надевайте халаты, шапочки и сейчас мы будем проводить эксперименты с электричеством, но прежде, обратите внимание на доску.

Это правила безопасности, которые необходимо выполнять при работе с электрическими приборами и схемами.

Как вы думаете, что обозначают эти картинки. (грязными руками работу не начинать, не использовать сломанные и неисправные детали, осторожно, электричество, электрическую цепь нужно собирать строго по схеме).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что электричество окружает нас по всюду. И даже в нас самих есть электричество. Сейчас мы это проверим.

Опыт № 1. Статическое электричество.

Перед нами лежат бумажные снежинки. Возьмите с подноса палочки и прикоснитесь к снежинкам. Что вы видите, что произошло?

Дети: ничего, снежинки спокойно лежат.

А как вы думаете, что произойдет с нашими снежинками, если мы познакомим их со статическим электричеством.

Дети: ответы.

Воспитатель: сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими. Потрите палочку о свои волосы и проговорите: ра-ра-ра начинается игра, ру-ру-ру электричество найду. А теперь прикоснитесь к снежинкам. Что произошло?

Дети: Снежинки приклеились к палочке, они примагнитились, мы смогли поднять снежинки в воздух.

Воспитатель: Верно. Наши снежинки взлетели, а помогло нам в этом статическое электричество. Чтобы убрать электрический заряд с палочки, просто проведите по ней рукой. А теперь снова коснитесь снежинок. Что происходит.

Дети: ничего

Воспитатель: Правильно, потому что на палочке больше нет электричества. Теперь вы знаете, как создать статическое электричество. Молодцы!

А перед нами следующий опыт.

Опыт № 2. Лампочка и картошка.

Сейчас мы с вами убедимся, что при помощи металлов можно получить электричество даже из овощей и фруктов. Я предлагаю провести эксперимент. Но такой опыт можно проводить только со взрослыми, под присмотром и никогда не делать такие эксперименты одним. ЭТО ПРАВИЛО!!!

Для этого опыта нам понадобится лампочка, гвозди, клеммы и картофель. Я уже подсоединила все провода к картофелю, а теперь подключим лампочку. Как вы думаете, что произойдет?

Дети: ответы.

Воспитатель: Проверим. Лампочка загорелась. Это все благодаря науке. Теперь вы знаете, что получить электричество можно даже из картофеля. Вам понравился опыт?

Воспитатель: Вы уже знаете, что бывают разные электростанции.

Существуют электростанции, которые  работают от силы ветра. Как называются такие станции?

Дети: Ветряные.

Воспитатель: Правильно. Ветер вращает лопасти ветрогенератора и благодаря этому начинает вырабатываться электричество. И чем сильнее дует ветер, тем больше появляется электричества. Посмотрим как это происходит. Возьмите в руки наш маленький макет ветрогенератора и подуйте на лопасти. Но дуть надо правильно.  Вдыхайте носиком, а выдыхайте ртом. Молодцы!

Вы все правильно сделали и наши станции прекрасно работают.

Ребята, в лаборатории мы выполнили все задания и получаем деталь от схемы.

Я предлагаю нам немного отдохнуть. Подходите ко мне.

Физкультминутка «ПОМОГАТОР»

Мы отдохнули, зарядились энергией и хорошим настроением  и можем продолжать наше путешествие.

Воспитатель: Перед нами «электрическое поле». Сейчас мы с вами будем собирать электрическую цепочку по схеме. Но прежде рассмотрим его и пройдем вокруг него. Ребята, посчитаем до 10. А теперь пойдем в другую сторону и посчитаем в обратном порядке.

Берем карточки  и  выстраиваемся   по порядку номеров, так как  электрическая цепочка собирается строго в определенной последовательности.

У меня номер 1, кто следующий, и так по порядку…

Переверните карточки. Нам надо соотнести букву с цифрой и встать в нужный квадрат.

Я начинаю первая…..

Дети: ответы.

Воспитатель: Ребята, проверим, правильно ли мы собрали цепь. У меня есть специальное устройство, индикатор напряжения. Если мы все сделали верно, прозвучит звуковой сигнал. Крепко взявшись за руки, мы замыкаем электрическую цепь. И так, беремся за руки. Сигнал прозвучал, значит, цепь замкнулась.  

Вы справились с заданием, а значит, получаем еще одну деталь от схемы.

Ребята, немного отдохнем и представим, что мы электроны, которые бегут по электрическому проводу. Выстраивайтесь за мной в одну линию, друг за другом и повторяйте движения.

А сейчас мы с вами находимся на научно-технической площадке, где ученые решают сложные задачи. Нам тоже предстоит сделать расчеты. Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат карточки.

Возьмите карточку под № 1.

Вам надо решить пример и зачеркнуть соответствующее  количество  кружков. Каждый ученый всегда сверяет и проверяет свои расчеты. Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте результат. Все правильно? Ваши расчеты оказались верными. Молодцы!

Возьмите карточку под №2. 

Мы с вами знаем, что все элементы на электросхеме собираются в строго определенном порядке. Ваша задача соединить точки на вашей схеме друг с другом по порядку. Будьте очень внимательны, не отвлекайтесь.

 Рисунок электросхемы может быть очень разнообразным. Проверьте друг у друга.

Возьмите карточку под №3.

Соотнесите количество точек в квадрате с нужной цифрой. Проверьте друг друга. Вы прекрасно справились с этим заданием, и мы получаем еще одну деталь от схемы.

А сейчас продолжим наш путь. Возьмите мячик су-джок и поиграем с ним.

Этот шарик на простой

Весь колючий, вот такой.

Шарик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх-вниз его качу

Вправо-влево как хочу.

Шарики мы все катаем

Свои руки развиваем!

Воспитатель: Итак, мы с вами переходим к следующему блоку основных испытаний. Сегодня мы познакомились с электричеством, научились проводить опыты, познакомились с электрическим полем и знаем, как замыкается электрическая цепь.

Ребята, вспомните, а зачем мы отправились в академию электрических наук.

Дети: Помочь Нолику, вернуть электричество, найти детали от схемы, починить электростанцию.

Воспитатель: Правильно, мы сегодня, так много узнали об электричестве, я думаю, что вы готовы применить свои знания на практике и починить перегоревшие элементы схемы, и электростанция заработает. Подходите к рабочему столу и вспомним основные правила работы с электросхемами.

Поделитесь на две команды. Перед вами лежит модель схемы, которую надо собрать. Сверяйте каждое действие со схемой. Если лампочка загорится, значит вы все сделали верно. Проверяем.

Молодцы, ребята. Вы настоящая команда. Пройдя столько испытаний, проведя столько интересных опытов и экспериментов вы смогли починить электростанцию и помогли Нолику.

Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (об электричестве)

Какое бывает электричество? (статическое, природное)

Вспомните, что вы сегодня делали? (проводили опыты, считали, составляли электрическую цепь, чинили схему)

Сейчас, я буду произносить слова, и, если это слово подходит к нашему путешествию, хлопнете в ладоши. (Вам было интересно? Увлекательно? Полезно? Узнали новое?)

Что вам понравилось больше всего? Что было сложно?

Дети: ответы.

Воспитатель: Мне тоже понравилось с вами путешествовать, понравилось, как вы выполняли задания, отвечали на вопросы.

В благодарность за ваше стремление, упорство я дарю вам значки и желаю идти только вперед! Посмотрите на доску, Нолик хочет вам что-то сказать. Наше занятие подошло к концу. До новых  встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности квест-игра"Вокруг света" (знакомство с наукой географией)

Во время прохождения квеста  дети знакомятся с работой компаса, учат части света, узнают о материках....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...