"Путешествие по родному городу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Буланкина Ольга Владимировна

Конспект беседы с элементами игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_s_elementami_igry.docx56.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Путешествие по родному городу»

Цель: воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к родному краю.

Задачи: 

1.Обобщить и систематизировать знания детей о России, ее столице- Москве; о малой Родине.

2.Расширять представления о природе родного края.

3.Закреплять у детей знания о символике, достопримечательностях  города, городских праздниках.

4.Развивать интерес к родной стране, наблюдательность, внимание, логическое мышление.

5.Воспитывать чувство любви к своей Родине — России, к малой Родине.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Мой родной город», музыкальное сопровождение : гимн России, «Песенка друзей», слова: С. Михалков, музыка: М. Старокадомский.

Предварительная подготовка: разучивание стихотворений о родном городе; реализация проекта «Широка страна моя родная»; беседа «Наша Родина Россия», фотовыставка «Мой город», «Природа родного края».

Ход мероприятия:

Дети заходят в группу.

В.: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Пусть вам новый день принесет радость и много новых интересных впечатлений.

(Дети проходят и присаживаются на стулья.)

В.: Сегодня у нас необычное, но интересное занятие. И начну я его с торжественной песни.

 Звучит гимн России.(1 куплет и припев)

В: - Ребята, вам знакома эта песня? (ответы детей).

-Молодцы! Это гимн нашей Родины - России! В ней говорится о нашей любви к России, о том какая она могучая и великая страна.

Какое красивое слово - Россия! И роса и сила…, так о России писал поэт Сергей Есенин.

Слайд № 2

В.: Посмотрите внимательно на карту, на ней изображена наша страна -  Россия. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь почти сутки. Природа  нашей родины очень разнообразная: есть моря, реки, горы, есть пустыни, болота и очень разнообразен  животный мир.

В.: Посмотрите на изображение нашей страны на карте. Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы детей).

В.:  Она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья

                                                Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом — снега и вьюга.

И поезд по моей стране

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней —

И то едва домчится.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы —

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый!

В: - Как называется столица нашей Родины?

Д: - Столица нашей Родины называется Москва.

В .: Ребята, Россия - это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас, есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?(ответы детей)

В.:  Малая Родина - уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Малая Родина -  островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья -

Ласковая, малая Родина моя!

В: - Ребята, а вы знаете, как называется область, в которой мы живем? 

Д: - Наша область называется Новосибирская.

 Посмотрите, а наша Новосибирская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой (слайд №3).  В Новосибирской области насчитывается 30 муниципальных районов 

В: - Назовите город, в котором мы живем? 

Д: - Город, в котором мы живем, называется Каргат. Посмотрите на план нашего города. Вот так выглядит наш город с высоты птичьего полёта 

(слайд № 4)

В:  Ребята, я знаю, вы все любите свой город, в котором вы родились и  живете. Я думаю, вы не откажитесь попутешествовать по нашему городу. Чтобы путешествие не показалось скучным, будем отгадывать загадки и рассказывать о том, что видим вокруг. Чтобы запомнить те места, где мы с вами побываем, будем собирать фотографии и оформим небольшую фотовыставку.
В.: Готовы к путешествию по нашему городу?

Д/ и. «Транспорт нашего города» (что лишнее?)
Слайд № 5.

А на каком транспорте мы с вами поедем?

Попробуем отгадать загадку .
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

(Из стульев имитируем автобус).

В.: Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся .

(звучит песня «Мы едем, едем, едем  в далёкие края» (слайд №6)
В.:
 Наша первая остановка.  Название остановки надо отгадать

Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (
детский сад)

Первая остановка - «Мой любимый детский сад»

В.: Дети, как называется  наш детский сад («Радуга»)

А вы знаете название улицы, где находится наш садик? (слайд №7)

В: Ребята, сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте  отгадать, люди каких профессий работают в детском саду.

Загадки:

С малышами я вожусь,

С ними провожу все дни.

Никогда я не сержусь

На проделки ребятни.

С ними я хожу гулять,

Их укладываю спать.

И, конечно же, люблю

    Я профессию свою. (Воспитатель)

Он с утра в столовой нашей

     Варит суп, компот и кашу. (Повар)

Каждый день она приходит,

Живот и горлышко нам смотрит.

Прививки ставит иногда,

Чтоб не болела детвора.

А разболелся вдруг живот,

Иль заболела голова,

На помощь тут же к нам придет

В халате белом… (Мед. сестра)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает,

Но ведь мамы рядом нет.

Кто ж на стол нам накрывает? (Помощник воспитателя)

И как их зовут по имени и отчеству?

В.: Молодцы. Возьмем на память фотографию садика (оформляется выставка на доске). Продолжаем наше путешествие. (звучит песня ..)

Вторая  остановка - «Русский лес»

Название следующей  остановки нужно отгадать

Город этот не простой,
Он дремучий и густой (лес).

В.: Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

В.: Ребята, когда вы идёте в лес, как надо вести себя в лесу?

Д.:1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

4. Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу».

5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

А теперь давайте  отгадаем, что растет в нашем краю?

Д/ и.: «Угадай растение» (слайд №8)

В.: Сохраним фотографию природы нашего края (оформляется выставка на доске)

В.: Наши предки умели и любили веселиться на праздниках.  

Эти радостные события украшали жизнь, полную забот и непосильного труда. Под задорные слова с удовольствием играли и дети.

 Давайте и мы с вами поиграем на полянке  в игру «Заря-заряница».

"Хорошо бы поиграть, свои ноженьки размять!

 (способ привлечения внимания)

Игра «Заря-заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих -заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —(говорят дети)
За водой пошла! (говорит водящая)
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.

 Дети говорят : 1,2,3, не воронь, а беги , как огонь.

который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.
Игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Слайд №9

Остановка третья - «Герб города»
Д/ и.: «Угадай герб города» (слайд № 10)

В.: Ребята, посмотрите внимательно на изображение гербов разных городов. Если среди них знакомые вам? Может где- то уже видели? (ответы детей)

В.: Молодцы, герб г. Каргат.  А что изображено на гербе? А вы знаете, что обозначает смородина на гербе?

(слайд №11)

С тюркского название г.Каргат переводится как «смородина». Это отражено на эмблеме города в виде ягод этого растения.
Синяя линия — символ реки Каргат, на берегах которой находится город.
Две черные параллельные линии говорят о значении железнодорожного транспорта в развитии населенного пункта.
Зеленый цвет — символ природы, жизни; черный — благородства, чести; золото — славы, достоинства; синий — неба, мира, взаимопонимания. 

Посмотрите на план города, его расположение похоже на лист смородины. Правда? Красивый герб г. Каргат, поместим на нашей выставке.

Четвертая остановка - «Достопримечательности города»

В.: Отправляемся дальше(звучит отрывок песни)

В.: Наш город не очень большой, но в нём есть много улиц больших и маленьких. Каждая улица имеет своё название, имеет своё прошлое.

В нашем городе еще есть замечательные места. Давайте назовём их, отгадывая загадки.

 «Загадки о городе».

1. Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
(Магазин)

 

2 Тут грохочут поезда,
Шумно здесь почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты .(Вокзал)

3. В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк)

 

4.Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. ( Школа)

5. Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание - … (Почта)

 

6. Там присутствующим надо
поддержать свою команду,
и когда забьётся гол,
воцарится гул кругом
.  (Стадион)

В.: Молодцы, а теперь назовите здания нашего города.

Д/ и.:  «Угадай, что за здание?» (слайд № 12, 13)

Остановка «Монумент Памяти и Аллея Славы»

На территории Парка культуры и отдыха города Каргата располагается Монумент Славы, посвящённый воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.  Монументная композиция состоит из двух мемориальных стен с именами 1150 павших воинов и бюстов Героев Советского Союза, стоящих по сторонам аллеи. Возле одной стены установлена скульптура скорбящей матери, возле другой - скульптура воина. В 2014 году были заложены капсулы с землей с полей сражения земляков из Севастополя и Курска (села Прохоровка).

На Аллее Славы находится 8 бюстов земляков, которые получили звание Героев Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Ежегодно 9 мая на Монументе Славы проводится митинг. Проходит официальная церемония возложения венков. Дежурит почетный караул ребят из патриотических организаций и школ города Каргата. После официальной части митинга, участники возлагают цветы у вечного огня. (слайд № 14)

Рядом находится памятник детям войны. (слайд №15)
Мальчик принес девочке гостинец - кусочек хлеба - лучшее лакомство в годы войны. Мемориал посвящен памяти подростков, которые встали на место отцов и дедов, ушедших на огненные поля Великой Отечественной.

Еще две фотографии для нашей выставки.

В.:   Ребята, вот сколько замечательных фотографий мы собрали о нашем городе.  Но наше путешествие подходит к завершению.

(звучит отрывок из песни)
Остановка пятая  - « Любимый городской праздник»

В.: Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Много разных праздников было у них. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые. (слайд №16).

Нужно внимательно смотреть на экран и давать правильное название празднику. (ответы детей)

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажите несколько слов про наш город.  Дети читают стихи про родной город.

1.Есть у каждого на свете 

 Свой родимый уголок ,

Для меня таким, поверьте,

Стал наш тихий городок. 

(Кирилл В.)

2. Любимый город ,он красив,

И летом, и зимой. 

 Люблю я в парке погулять, 

Осеннею порой. 

(Кирилл М.)

4.Детям в городе уютно

Много садиков и школ

Скверы, парки, спортплощадки,

Карусели, стадион.

(Кира П.)

5.Полюбуйтесь, как прекрасен город наш родной,

Не увидите нигде вы красоты такой.

Новый день с улыбкой ожидаю я,

Ждет меня мой детский сад и мои друзья.

(Алёна С.)

3.Растет наш город с каждым днем, 

 Растет и расцветает. 

Красивы улицы, дворы – 

 В цветах весь утопает.

6. Беречь наш город мы должны, 

 Ведь он такой большой! 

Наш красивый, наш любимый

Город наш родной!

Слайд № 17

Пусть наш город вырастает

С каждым годом, с каждым днем.

Пусть всегда в нём процветают

Каждый житель, каждый дом.

 Пусть всё больше зеленеет,

Птицы пусть поют с утра.

И пусть каждого тут греют

                                          Любовь, счастье, доброта.

В.: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше путешествие заканчивается. А что вам понравилось из нашего путешествия? Что было интересным для вас? Хотели бы вы еще попутешествовать по нашему родному городу? Кому вы расскажите о нашем путешествии? (ответы детей).

Мне понравилось, как вы сегодня работали.

Я вам желаю, чтобы вы росли большими и умными, настоящими патриотами своей страны и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями.

Слайд № 18

Слайд №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по родному городу

Методическая копилка...

Мультимедийная игра-путешествие "Мой родной город"

Мультимедийная игра "Мой родной город" способствует закреплению знаний детей о родном городе....

на тему : «Путешествие по родному городу »

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» и «Познание»на тему : «Путешествие по родному городу »(подготовительная группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по родному городу»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Путешествие по родному городу" в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей "Художественное творчество",...

Путешествие по родному городу

Сценарий праздника в старшей группе с использованием ИКТ ....

Занятие "Путешествие по родному городу"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по родному городу"...

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: "Путешествие по родному городу"

Цель:1. Закрепить знания детей о родном городе.2.Дать знания детям о происхождении названия улицы, на которой находится д/с.3. Учить ориентироваться в ближайшем окружении д/сада.4. Воспитывать ч...