КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОГОНЬ: ДРУГ И ВРАГ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Ирина Анатольевна

Программное содержание:

Систематизировать  знаний детей о пользе и опасности огня для человека. Развивать умение замечать источники опасности пожара. Воспитывать противопожарной безопасности в жизни детей и сознательного выполнения мер предосторожности, понимая необходимости соблюдения определенных запретов.

Развивать способность делать собственные умозаключения.

Предварительная работа:

Чтение произведения: С.Маршак "Кошкин дом", С.Я.Маршак "Неизвестный герой" ", С. В. Михалков "Дядя Стёпа", К. И.Чуковский "Путаница".

рассматривание с детьми иллюстраций с изображением огнеопасных предметов;

разгадывание загадок, игры: «Докончи предложения», чтение стихотворений, повторение домашнего адреса, номер телефона пожарной службы 01, сотового телефона 112. экскурсия в пожарную часть №39.

Работа с родителями:

         Просмотр с детьми мультфильма «Кошкин дом».

Материалы и оборудование: презентация на тему: «Огонь злой - огонь добрый», маска огонька, картинки свечки потухшие и горящие для всех детей, игрушки паровоз и ракета, кусочки камня, кирпича, гранита. Картинки с изображением пожароопасных предметов: свеча, спички, зажигалка, бенгальский огонь, утюг, выключатель. Плакаты и рисунки детей на тему: противопожарной безопасности: "Огонь – друг, огонь враг", картины по сказкам, маска огонька, костюм кошки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyate_ogon_drug_i_vrag.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Огонь: друг и враг»

Программное содержание:

Систематизировать  знаний детей о пользе и опасности огня для человека. Развивать умение замечать источники опасности пожара. Воспитывать противопожарной безопасности в жизни детей и сознательного выполнения мер предосторожности, понимая необходимости соблюдения определенных запретов.

Развивать способность делать собственные умозаключения.

Предварительная работа:

Чтение произведения: С.Маршак "Кошкин дом", С.Я.Маршак "Неизвестный герой" ", С. В. Михалков "Дядя Стёпа", К. И.Чуковский "Путаница".

рассматривание с детьми иллюстраций с изображением огнеопасных предметов;

разгадывание загадок, игры: «Докончи предложения», чтение стихотворений, повторение домашнего адреса, номер телефона пожарной службы 01, сотового телефона 112. экскурсия в пожарную часть №39.

Работа с родителями:

Просмотр с детьми мультфильма «Кошкин дом».

Материалы и оборудование: презентация на тему: «Огонь злой - огонь добрый», маска огонька, картинки свечки потухшие и горящие для всех детей, игрушки паровоз и ракета, кусочки камня, кирпича, гранита. Картинки с изображением пожароопасных предметов: свеча, спички, зажигалка, бенгальский огонь, утюг, выключатель. Плакаты и рисунки детей на тему: противопожарной безопасности: "Огонь – друг, огонь враг", картины по сказкам, маска огонька, костюм кошки.

Методический прием:

Здравствуйте люди добрые,

Здравствуйте люди славные,

С успехом вас!

Как принято, что при встрече

Мы знакомым и родным

С добрым утром! Добрый вечер!

Доброй ночи! Говорим.

А сегодня у нас гости, какие слова приветствия мы скажем гостям? (Доброе утор, здравствуйте)

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку и внимательно слушает, что ему говорят, кладет трубку на место.

В-ль: Ребята, мне позвонила наша хорошая знакомая, кошка Мурка. Она очень расстроена. И, как мне показалось, нуждается в нашей помощи. Что же с ней произошло? (Стук в дверь, и входит кошка)

Мурка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Мурка!

В-ль: Мурка, чем же ты так расстроена? Что у тебя случилось?

Мурка: Ребята, у меня случилась большая беда. Но я начну по порядку. Вы же знаете, что у меня был большой красивый дом. Я его очень любила, приглашала гостей. В доме была большая печка. А когда наступили холода, кот Василий затопил печь, а дверку закрыть забыл. Выпал из печки уголек и попал прямо на ковер и все загорелось. Вот так мой дом и сгорел.

В-ль: Бедная наша Мурка! Где же ты теперь живешь?

Мурка: Мой кот Василий построил новый дом. Но вот одного я боюсь, что опять может случиться пожар. Поэтому я и пришла к вам за помощью. Помогите мне, расскажите, какие предметы являются огнеопасными.

В-ль: Ну что, ребята, поможем Мурке?

Дети: Конечно, поможем.

- спички;

- свечи;

- зажигалка;

- непотушенный костер;

- затопленная печь, а у нее открытая дверка;

- включенный утюг.

В-ль: Правильно, ребята. Все эти вещи, если обращаться с ними неосторожно, могут привести к пожару. А вы знаете, огонь приносит ещё очень много пользы.

2 слайд: Давайте посмотрим на  свечу. Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которой согрелись первые люди.

3 слайд: И дома у них были совсем другими, не дома, а пещеры.

4 слайд: Первый огонь человек нашел случайно, может быть, молния зажгла сухое дерево, может быть, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, бережно хранили его в ямах с угольками, там постоянно дежурил один человек.  Когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, корни и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, - так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Если приходилось переходить с места на место, огонь бережно носили в корзиночках. Какое горе было, если ливень вдруг отнимал огонь у людей.

5 слайд: Но прошло время, и люди научились добывать огонь, вначале из палочек. Потрите ладошкой друг о друга. Что вы ощущаете? Тепло. Вот так, с помощью палочек трущих друг о друга люди получали огонь.

6 слайд: Или же из искры, высеченной одним камнем из другого. Это было очень трудно. 7-8 слайд: Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды.  

 Вос-ль: Ребята, а когда нам холодно, что может нам помочь?

Дети: Огонь нас может согреть. Можно развести костер и погреться у его огня.

9-10 слайд: Да, приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку.

11 слайд: (Показ детям кусочек кирпича и гранитный камешек.) А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Когда-то люди смешали глину с песком, обожгли - так получился кирпич, из которого строят дом. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый.  А как вы думаете, горит ли кирпич, гранит, камень?

Дети:

Нет, они не горят.

 Вос-ль: Молодцы, правильно.

12 слайд: В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из нее металл

13 слайд: (Показывает следующий слайд, на котором изображена посуда и изделия из металла.) Как вы думаете, почему так необходим огонь для изготовления этих предметов?"(огонь помогает делать разные фигуры из металла)

14 слайд: В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер-стеклодув делает красивые стеклянные изделия.

15 слайд: А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

16 слайд: Человек "позвал" огонь с собой в дорогу. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, который вертел колеса. Так появились паровые машины.

 17 слайд: В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужно горючее - бензин. Горючее так и называется, потому что оно горит.

18 слайд: Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени. Это сгорающее в могучих двигателях ракеты топливо приводит ее в движение.

19-20 слайд: Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток- ближайшие родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им "питаются" и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.

21 слайд: Заглядывает утром в твоё окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь. Солнце - огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.

Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

22 слайд: Но разжигать костёр нельзя не только возле дома, но и в других местах, особенно в лесу. Почему? (непогашенный костёр может нанести огромные ущербы лесным насаждениям)

23 слайд: Грозит пожаром оставленный без присмотра включённый утюг или плитка.

24слайд: Очень часто пожары возникают на новогодних праздниках. Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками (бумажными, ватой), зажигать на ней свечи, устраивать в помещении различные фейерверки.

При пожаре, при пожаре, - 
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают "ноль - один!"

  Выбегает   огонек:

 Я веселый огонек, 
Стал мне тесным коробок

 Не хочу сидеть в печи
 И жарить бабе калачи.
 Буду бегать и шалить,
 Всех могу развеселить! (Огонек бегает, прыгает, корчит рожицы)

Вос-ль:  Ой, чем это пахнет? Дым!  Огонек убежал! Может начаться пожар! Как остановить огонь, пока он не разгорелся сильно! (ответы детей – залить водой, посыпать землей, песком, накрыть одеялом). Точно одеяло у нас есть. Артем накрой быстрей огонька одеялом (накрывает огонек одеялом и слегка прихлопывает ладонью).             Потух огонек. Сила у друга-огня - большая-пребольшая! Поэтому с огнем нужно обращаться  осторожно.

Мурка: Я предлагаю вам игру. Девочки будут искать те картинки, где огонь – друг, а мальчики, где огонь – враг. О своем выборе они нам расскажут.

В-ль: А сейчас, поиграем в другую игру. Аня А, Вероника М, Даша Г., Артем В будут зачитывать вам отрывки из произведений, где говорится об огне, а вы будете называть  автора и название этого произведения.

1.Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(Корней Иванович Чуковский "Путаница".)

Может ли море гореть? (нет.)

Сейчас горе - хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а плёнка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды.

А почему море загорелось в стихотворении " Путаница"?

(Игра со спичками лисичек привела к пожару.)

2.Тили-бом, тили-бом,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливать Кошкин дом.
(Самуил Яковлевич Маршак " Кошкин дом".)

Почему возник пожар? (была оставлена без присмотра печь.)

3.Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом? 
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(Сергей Владимирович Михалков"Дядя Стёпа")

Кому помог дядя Стёпа во время пожара? (он выпустил голубей )

4.Много столпилось 
Людей на панели.
Люди в тревоге,
Под крышу смотрели: 
Там из окошка, 
Сквозь огненный дым 
Руки ребёнок 
Протягивал к ним.
Даром минуты одной 
Не теряя, 
Бросился парень 
С подножки трамвая -
Автомобилю наперерез -
И по трубе
Водосточной полез.
Кто был спасителем девочки? 
("Неизвестный герой" С.Я.Маршак)

В-ль: Ну вот и все, Мурка, мы тебе рассказали и показали все, что знали об огне, добром и злом. А чтобы ты все хорошо запомнила и рассказала своему коту Василию, ребята сделают тебе плакат-памятку с пожароопасными предметами.

Ребята, выберите те предметы, с которыми нужно обращаться очень осторожно и наклейте их на ватман. (ребята выполняют работу)

Рефлексия:

Мурка: Большое спасибо вам, ребятки! Нагостилась я у вас, много нового узнала, пора и домой возвращаться. Расскажу обо всем своему коту Василию. Не забыть бы, все не перепутать.

В-ль: Ребята, а зачем огонь нужен человеку? (Огонь дает свет, на огне готовят пищу и т. др.) Об этом рассказывают ваши рисунки. Покажите их Мурке и всем гостям. Рассказ детей по рисункам.

В-ль: Подожди, Мурка. А понравилось ли тебе у нас? Может с плохим настроением уходишь? У тебя и у всех ребят на столах лежат свечечки - горящие и потухшие. Горящие - это настроение хорошее, а потухшие - плохое. Поднимите и покажите всем, какое у вас настроение. (выполняют)

Хорошо! А теперь, Мурка, спасибо тебе, что пришла именно к нам за помощью. Пора прощаться. До свидания!

В-ль:

А следующее занятие, мы будем пожарными. У нас пройдет настоящее ученье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Целью работы является закрепление знаний о пользе и вреде огня. Воспитание уважения к труду пожарного....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "Огонь - друг или враг"

Данное занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста, помогает формировать представления об основах безопасного поведения в обращении с огнем....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Огонь друг или враг»

Расширять представления детей о причинах, ведущих к возникновению пожара, закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе " Соль - друг, соль - враг"

Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.Участники: дети, воспитатель. Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ» Предвар...

Презентация по познавательному развитию для детей старшей группы "Огонь- друг или враг?"

27 октября в нашей группе прошла  тематическая беседа на тему" Огонь. Меры пожарной безопасности", на которой дети познакомились с правилами пожарной безопасности...