Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "Огонь - друг или враг"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Шевцова Александра Сергеевна

Данное занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста, помогает формировать представления об основах безопасного поведения в обращении с огнем.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Красногвардейского района

г. Санкт – Петербурга

Конспект

НОД для детей старшей группы

«Огонь: друг или враг?»

с использованием современных педагогических технологий:

  • личностно-ориентированная технология
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающая технология
  • технология сотрудничества

                         

                           

                           

           Воспитатели группы:  

                                                       Шевцова А.С.

                                             

Санкт – Петербург

2019 г.
   

Цель: формировать представления об основах безопасного поведения в обращении с огнем.

Задачи:

Образовательные:

 - вызвать желание принимать участие в играх, диалогах;

- совершенствовать двигательные навыки и физические качества, выполнять движения по тексту.

- активизировать словарь за счет слов: электричество, пожар, свечи, электроприборы, петарды, пожарный, зажигалка, кипятильник, подсвечник.

- формирование первичных представлений огня и его свойствах.

- уточнить представления об использовании человеком огня.

- формировать представления о способах поведения в опасных ситуациях.

Развивающие:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера;

- развивать умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку.

- развивать у детей способность к самовыражению посредствам изобразительного искусства;

- Развивать связную диалогическую речь, умение правильно донести свою мысль.

- развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем        

    Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, желание прийти на помощь;

- воспитывать партнерские отношения во время игровой деятельности;

 

Оборудование и материалы

  1. иллюстрации с изображением огня свечи, костра, лесного пожара, пожара от не выключенного утюга, пожара в доме на балконе, пожарной машины;
  2. таблицы с цифрами (четыре варианта) 01, 02, 03, 04.
  3. Картинки-раскраски с изображением пламени свечи, костра;
  4.  цветные карандаши.

Предварительная совместная деятельность:

- Проговаривания своего адреса

- изучение проблемы пожара

Организация детей:

Свободная деятельность детей, дети занимаются играми по интересам.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель: 

- Сегодня, когда я собиралась на работу, вдруг отключили электричество, в квартире стало темно, фонарика у меня нет, мобильный телефон не успел зарядиться. Как вы думаете, что помогло мне осветить помещение?

Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим с вами об огне – кто он для людей: друг или враг?

Воспитатель:

- Посмотрите на картинку, что вы видите?

 (наглядный метод)

Воспитатель: 

- Огонь чего?

Воспитатель: 

- А на этой картинке? (наглядный метод)

Воспитатель:

- Да, правильно огонь костра, и огонь свечи. Огонь горячий, близко с ним находиться нельзя, почему?

Воспитатель: 

- Огонь бывает разного цвета, но он одинаково «горячий».  Давайте раскрасим пламя свечи или пламя костра (по выбору детей).

Воспитатель:

- Огонь может быть добрый или злой. Давайте обсудим, в чем его польза, доброта?

- Чем взрослые пользуются, когда готовят еду?

- Для чего мы разводим костер в походе?

Физкультминутка.  

Воспитатель:

- Представьте себе, что мы с вами пошли в поход к реке.

«К речке быстро мы спустились.

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

Что руками делать нужно?

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Вышли на берег

И отправились домой!»

Воспитатель: 

- Огонь необходим людям. Он дает тепло – без чего человек не сможет прожить, свет – без света человеку неуютно, пища – без огня мы не сможем приготовить себе еду, а без еды мы не можем прожить и дня. Это добрый огонь. Если человек может управлять огнем, то он приносит пользу.

Воспитатель:

- Но если огонь вырывается из-под власти человека, то каким он становится?

Воспитатель:

- Правильно. В чем его злость?

Воспитатель:

- Как одним словом мы назовем такой огонь?

Воспитатель: 

- Правильно: Пожар! Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара в доме?

Воспитатель: 

- Правильно. Посмотрите ребята на эту картинку, в чем здесь причина пожара? (наглядный метод)

Воспитатель:

- Представьте ребята, что в квартире по неосторожности или по какой-то другой причине возник пожар. Что нужно делать?

Воспитатель:

- Молодцы! А как, ребята, вызвать пожарных? Посмотрите на таблицы с цифрами (четыре варианта) и выберите нужный номер для вызова пожарных: перед 01, 02, 03, 04. (наглядный метод)

Воспитатель: - Правильно, необходимо набрать по телефону две цифры 01.   Сейчас Оля прочитает нам стихотворение, чтобы мы легче запомнили эти две цифры.

Если вьется пламя, дым валит столбом.

Ноль – один мы наберем и пожарных позовем.

Воспитатель: 

- Говорить по телефону нужно четко, ясно и смело. Ребята, а чтобы к нам приехал пожарный, что необходимо назвать?

Воспитатель: - Правильно: улицу – где вы живете, дом, квартиру, этаж. Ребята, а кто из вас сможет сейчас назвать свою улицу, дом, квартиру и этаж?

Воспитатель: 

- Вызвав пожарных, надо плотно захлопнуть дверь в квартиру и выбежать на улицу.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на картинку, перед вами дом. Сколько этажей в этом доме? (наглядный метод)

Воспитатель: 

- На каком этаже пожар?

Воспитатель: 

- Посмотрите, горит балкон. На какой стороне находится балкон, слева или справа? (наглядный метод)

Воспитатель: 

- По вызову приезжают пожарные на специальной машине. Выберите на картинках эту машину. Как она называется? (наглядный метод)  

Воспитатель: 

- Давайте поиграем. Игра называется «Четвертый лишний». Найдите предмет, который может стать причиной пожара?

Кипятильник, расческа, сундук, кастрюля.

Ковер, телевизор, картина, стол.

Стакан, зажигалка, ложка, одеяло.

Фен, ваза, карандаш, колечко.

Воспитатель:

- Ребята, а какой предмет не может стать причиной пожара:

Спички, зажигалка, свеча, подсвечник.

Утюг, телевизор, ведро, пылесос.

Воспитатель: 

- В начале занятия я вас просила подумать и ответить на вопрос: Огонь – враг или друг?

Да, ребята, огонь и друг, и враг. Просто нужно быть осторожным в обращении с огнем.

Можно предложить поиграть в ролевую игру «Пожарный»

Дети: 

- Огонь свечи.

Дети:

- Огонь.

Дети:

- Огонь костра.

Дети:

- Огонь свечи.

Дети:

- Можно обжечься, может загореться одежда.

Дети раскрашивают предложенные варианты огня.

Дети: 

- Газовой плитой, зажигают спичкой газ.

Дети:

- Чтобы приготовить пищу, согреться, чтобы было светло, если стемнело.

Дети:

- Злым, становится врагом.

Дети:

- Огонь может уничтожить все, что попадается ему на пути: дома горят, леса горят, могут погибнуть люди и животные.

Дети:

- Пожар.

Дети:

- Неисправные электроприборы, неосторожное пользование спичками или детские шалости со спичками, игры с зажигалками, игры со свечками, игры с горящей бумагой, игры вокруг новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями и хлопушками.

Дети:

- Оставили включенный утюг.

Дети: 

- Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью. А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни минуты, вызвать пожарных.

Ребенок читает стихотворение 

Дети:

- Адрес – улицу, дом, квартиру, этаж.

Дети:

- 5 этажей.

Дети:

-  На четвёртом.

Дети:

- Слева.

Дети выбирают нужную машину

Дети выбирают предмет, который может и не может стать причиной пожара.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

план -конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Мой маленький друг-паучок"

Данный конспект позволит развивать познавательную активность  и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том , что в природе нет вредн...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы - «Профессия — почтальон»

ТЕМА «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН»ЦЕЛЬ: Создание условий для развития у детей любознательности, через формирование представлений о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтова...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста "Школа фокусников"

Данный конспект помогает организовать и провести занятие по познавательному развитию , в процессе которого дети активно отвечают на вопросы о свойствах воды, бумаги;  самостоятельно проводят...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Дети Севера - наши друзья!»

Материал предназначен для воспитателей детских садов. В ходе занятия у детей сформируются представления о своей Родине - России, ребята познакомятся с многонациональной культурой народов Севера России...

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Огонь – друг или враг?»

Данный материал поможет формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности....