Занятия эксперимент «Осенний листочек» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кунгурова Олеся Владимировна

Цель: включить детей в исследовательскую деятельность, вызывать интерес, дать возможность проявить самостоятельность мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_osennie_listochki_opyt.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия эксперимент «Осенний листочек» старшая группа

Цель: включить детей в исследовательскую деятельность, вызывать интерес, дать возможность проявить самостоятельность мышления.

Задачи: - формирование начальных предпосылок познавательной деятельности при ознакомлении со строением листа посредством специально организованной исследовательской деятельности;

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, способности сравнивать, высказывать свои мысли, суждения;

- воспитание познавательного интереса, умения видеть удивительное в окружающем мире.

Ход занятия

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель: Здравствуй солнце золотое (руки поднять над головой и скрестить)

Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)

Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой)

Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)

Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону)

Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в стороны)

Воспитатель: -А теперь отгадайте загадку?

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…. (Осень).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.

- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Знаете ли вы приметы осени? (дети дают ответы)

- У меня на столе разложены картинки, каждый из вас возьмёт одну, назовет признак осени и приклеит картинку на доску.

-Ребята, мы не только все вместе вспомнили приметы осени, но и изобразили осенний пейзаж. Нравится вам картина?

- Ой, что это?! Да это же солнечный зайчик.

- А почему его мы поймать не можем? Правильно, солнечный зайчик - это лучик солнышка, который отразился в зеркале.

- Посмотрите, на что он показывает? Ой смотрите какая то интересная коробочка. Давайте заглянем?

Воспитатель: Родиться из почки, растет-зеленеет, осенью-желтеет, падает-темнеет. Это листок.

- Угадали!

- А с какого дерева листочек, кто знает?

- Давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок? прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.

- Я тоже думаю, что это ветерок принес нам осенний подарок и прошелестел: «листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного»

- Ребята, здесь еще что-то есть, посмотрите. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к лодке, к перышку, разбитому яйцу)

- Что бы это значило? Загадка? Отгадаем?

- Давайте подойдем к столу. Возьмите палочку с сухими листиками высоко поднимите над головой, а затем и подуйте на нее. Что делают ваши листочки? кружатся, летят.

- Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

- Возьмите на одну ладошку лист, на другую - камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло? Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло? (ответ детей).

- Ну, а теперь отгадаем загадку и получим разгадку.

- И так наш листок как птица, что делает?

- Наш листок как лодка, что делает?

- Наш листок как перо, какой он?

-Наш листок как яйцо, какой он?

- Молодцы! Отгадали загадку.

Воспитатель: Правда листочек наш не так прост, как казалось.

- А кто знает, где живут осенние листочки?

Физкультминутка

Лист сорвался и летит,

Тихо в воздухе кружит.

Он всё ниже, ниже, ниже,

Всё к земле он ближе, ближе,

Только дунет ветерок

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете.

Воспитатель: - А вам интересно узнать, как устроен лист?

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительными приборами - лупой, а затем микроскопом. Лист, состоит из пластинки и черешка.

- Рассмотрим через лупу сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

- Теперь верхнюю поверхность пластинки листа. Видите, жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

- Что мы с вами увидели? Что есть у листа?

- А кто знает почему осенью листья изменяют цвет?

- Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Воспитатель: - Возьмите зеленый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили? На ткани появились зеленые пятна.

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет, а вырабатывать его листочкам помогает солнышко.

- Когда наступает осень и дни становятся короче и прохладнее, меньше солнечного света попадает на листочки. Зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

- Поэтому на деревьях осенью листья какие? (Ответ детей).

Воспитатель: - Скоро наступит зима и яркие листочки засыплет снегом, жалко. Хотите их оставить на память об осени? Я предлагаю вам их нарисовать. Нужно взять листок, положить его на клеенку, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест.

- Затем подойти с клееночкой к столу, взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на белый лист, прижать его салфеткой, стараясь не сдвигать с места;

- Потом взять за черенок и осторожно снять его с листа, и вместе с салфеткой положить на поднос.

- На что похожи листочки? На деревья.

- У нас получился целый лес. И теперь нашей картиной мы будем весь год любоваться, вспоминая осень и ее чудесные, разноцветные листья. И в этом нам помог обыкновенный листочек, случайно залетевший к нам в группу.

Итог

Что вам понравилось больше всего?

Что мы с вами делали с листочком?

А как мы с вами рисовали?

Что у нас получилось в конце?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Путешествие осеннего листочка"

Данное занятие рекомендуется для детей 4 лет как форма осеннего досуга.Технология занятия предусматривает использование синтеза искусств и художественной деятельности....

Конспект занятия "Осенние листочки" средняя группа

Конспект занятия  "Осенние листочки"средняя группа...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Осенние листочки»

Это занятие по рисованию с использованием нетрадиционной техники по мокрому из салфеток. При подготовке к основному выполнению работвы используется сценка, разучивание песни, чтение стихов. Далее выпо...

Конспект тематического занятия "Подарки Осени" для старшей группы, 2016г.

Конспект тематического занятия "Подарки Осени"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Осенние листочки»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Осенние листочки»...

Конспект занятия «Краски осени» в старшей группе.

Занятие в старшей группе по Художественно-эстетическому развитию...

Конспект открытого ООД по теме "Осенние листочки" старшая группа

Конспект открытого ООД по теме "Осенние листочки" старшая группа...