Народные промыслы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чернова Мальвина Владиславовна

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnye_promysly.docx29.86 КБ
Файл narodnye_promysly.pptx880.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Журавленок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

на тему

«Детям о народных промыслах России»

(старшая группа)

                     Разработала:

                                                        Чернова Мальвина Владиславовна,

                                                                      воспитатель МБДОУ «Детский сад №22

                                                        «Журавленок» (ул. Солнечная, 8А)

Новочебоксарск - 2022 год

Программное содержание:

Цель: ознакомление детей с историческим наследием и культурой нашего народа через показ и рассматривание предметов прикладного народного промысла.

        
          Задачи:
          Образовательные: повышать интерес к истории и культуре народа, к народному прикладному искусству; закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов; продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских мастеров; познакомить детей с технологией изготовления народных промыслов и материалов, из которых они сделаны.

Развивающие: развивать познавательную активность дошкольников, интерес к истории своей малой Родины; обогащать словарный запас: «лапти», «липа», «плести лапти», «народные умельцы»; развивать речь,  тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность, логическое мышление, внимание, усидчивость детей.

Воспитательные: воспитывать любознательность, доброжелательность, отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, к предметам старины,  желание помогать окружающим, делать добрые дела; воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, уважение к предкам, его обычаям, традициям.

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация: письмо от бабушки Марьи и дедушки Ивана.
  2. Дидактическая игра «Волшебный сундучок».
  3. Презентация «Народные промыслы России».
  4. Зрительная гимнастика «Петушок, курочка, уточка»
  5. Физкультминутка. Игра «Передай лапоть»
  6. Дидактическая игра «Угадай сказку»
  7. Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»
  8. Рефлексия. Итог занятия.

Оборудование к занятию:

  • конверт с письмом;
  • фонограмма песни «Скачут, скачут две лошадки»;
  • платок и передник;
  • сундук;
  • вытканные половики, коврики; вышитые полотенца; матрешка, свистулька, глиняные игрушки; деревянная посуда;
  • презентация «Народные промыслы»;
  • пара лаптей;
  • разрезные картинки к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь»;
  • музыкальные инструменты: дудочки, трещотки, деревянные ложки.

Предварительная работа: рассматривание предметов быта наших предков; чтение народных потешек, русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; разгадывание загадок; разучивание стихотворения к игре «Передай лапоть»; рассматривание альбома «Народные промыслы России», предметов, игрушек, расписанных элементами росписей: дымковская, хохломская, городецкая; работа с раскрасками; раскрашивание силуэтов посуды, игрушек элементами росписей.

Ход занятия:

  1. Игровая мотивация:

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от бабушки Марьи и дедушки Ивана. Они приглашают нас к себе в гости. Вы поедете со мной в гости? Тогда я предлагаю поехать на лошадках. Становитесь парами (Дети встают парочками друг за другом. Первый подает руки тому, кто сзади.
Звучит песня «Скачут, скачут две лошадки». Дети «скачут» под музыку).

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в гостях у бабушки Марьи и дедушки Ивана (Воспитатель надевает передник и завязывает платок на голову. Приглашает ребят пройти в горницу).

Бабушка Марья: 

Здравствуйте, детишки, девчонки да мальчишки!
Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.
Быть внимательными и смышлеными
Вам сегодня я предлагаю.

  1. Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

            Бабушка Марья: Дедушки Ивана пока нет дома, но он скоро вернется: он поехал в лес за дровами. А пока я хочу показать вам наш волшебный сундучок, в котором хранятся разные предметы. (Рассказывает). Давным - давно люди на Руси занимались ремеслами, много трудились. Посмотрите, какой красивый сундук. Как вы думаете, из чего он сделан? (Ответы детей) Правильно, он сделан из дерева и сделан он руками мастера. Мастеров этих называли народными умельцами. Ткали половики и ковры (показать, какой красивый половичок под ногами); вышивали полотенца (достать из сундука вышитое полотенце); игрушки делали из дерева (показать деревянные игрушки – свистульку, матрешку) или из глины (показать глиняные игрушки); посуду мастерили из дерева, ложки и чашки вырезали. Эти игрушки и посуду народные умельцы раскрашивали в разные цвета.

  1. Презентация «Народные промыслы России» 

Бабушка Марья: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов. Не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узором хохломы, и другие изделия. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применялись в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни (Просмотр презентации в сопровождении рассказа бабушки).

1 слайд: предметы с городецкой росписью

Бабушка Марья:

Есть на Волге город древний,

По названью  Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: цветов, листочков). Всё правильно. Молодцы, ребята.

2 слайд: дымковские игрушки

Бабушка Марья: 

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Бабушка Марья: Как называются эти игрушки? (дымковские игрушки). Из какого материала они изготовлены? (из глины). Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Бабушка Марья: Скажите мне, пожалуйста, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).

Бабушка Марья: Давайте, детки, дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Зрительная гимнастика «Петушок, курочка, уточка»

Перед нами петушок, (дети смотрят перед собой)

Он с земли зерно клюёт. (дети закрывают глаза)

Слева курица идет, (дети смотрят влево)

Справа уточка плывет. (дети смотрят вправо)

Сверху солнце ярко светит, (дети смотрят вверх)

Согревает всех на свете. (дети совершают круговые движения глазами)

3 слайд: предметы с хохломской росписью

Бабушка Марья:

Роспись хохломская, словно колдовская.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Бабушка Марья: Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? (из дерева). Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (из травки, листочков, ягод). Всё правильно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали ее хохломской потому, что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. 

  1. Физкультминутка. Игра «Передай лапоть»

Бабушка Марья: Я приготовила для вас загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
«Два котика, четыре хвостика». Как вы думаете, что это? (Лапти.)
Давайте их возьмем из сундучка и рассмотрим (Дети рассматривают лапти, примеряют). В старые времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не было.
Лапти очень легкие, ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти носили и зимой и летом, и взрослые, и дети. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Но зато материал для лаптей был доступен всем.


Игра «Передавай лапоть» (Дети передают лапоть по кругу со словами:

Эх, лапти мои,
Лапти липовые,
Кто в лаптях и без лаптей,
Выходи плясать скорей! (Ребенок, у кого в руках оказался лапоть, выходит, танцует под песню «Лапти мои»)).

  1. Дидактическая игра «Угадай сказку»

Бабушка Марья: Ребята, а где же мы можем увидеть лапти? В магазинах же их не продают (в музее, в книгах, на выставке). Правильно, детишки. На иллюстрациях к русским народным сказкам мы можем увидеть героев в лаптях. Перед вами на столах лежат картинки к сказкам, но они разрезаны. Вам нужно правильно собрать картинку и назвать сказку (дети выполняют задание. Бабушка Марья проверяет, правильно ли ребята собрали картинки и отгадали ли сказку).

  1. Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»

(Из леса возвращается дедушка Иван)

Дедушка Иван: Здравствуйте, ребята. Рад вас видеть у нас в гостях. Я приготовил для вас небольшие подарки. Мы с бабушкой Марьей знаем, что вы любите играть на музыкальных инструментах. И поэтому я изготовил их для вас (дети рассматривают предметы (дудочка, трещотки, деревянные ложки, свистульки), пробуют на них играть).

Бабушка Марья: Ребята, вы можете забрать эти инструменты с собой в детский сад. Будете на них играть и нас, бабушку и дедушку, вспоминать (ребята благодарят за подарки, прощаются с бабушкой и дедушкой и возвращаются в детский сад под музыку «Скачут, скачут две лошадки». В это время воспитатель снимает с себя платок и передник).

  1. Рефлексия

Воспитатель: сегодня мы с вами побывали в гостях у бабушки Марьи и дедушки Ивана. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей) Что больше всего вам понравилось? (дети делятся своими впечатлениями) Как называют мастеров, которые всё делают своими руками? С какими предметами народных промыслов мы познакомились? В какую народную игру мы с вами поиграли?
Ребята, повторим слова, которые для вас были новыми: лапти, плести лапти, народные умельцы.

Использованная литература:        

  1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников — М.: Просвещение, 2008.
  3. Князева О.Л., Маханева М.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС , 2016 г.
  4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л. В. Руссковой.— М.: Просвещение, 1986.
  5. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. — 2-е изд., испр. — СПб., 2013.
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  7. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М : Скрипторий, 2003.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы России

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...