Конспект НОД по истории России "Русь изначальная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия о историческом возникновении России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_nod_rus_iznachalnaya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность№1

Подготовительная группа

Тема: Русь изначальная. В путешествие по ленте времени. Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков

Задачи: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов «славяне», «предки». Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.

Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.

Ход

1. Организационный момент

- Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.

2. - Посмотрите на карту и скажите: «Страна – это что?» (Ответы детей.)

- Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина. Давайте определим границы нашей России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте).

- Правда, наша страна очень огромная, красивая.

- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)

- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации.)

- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале ленты времени. Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.

Лента времени

3. - Сегодня мы поговорим о предках.

- Кто такие – предки? (Ответы детей.)

- Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

- Наших предков называют в истории славяне. Славяне похоже по звучанию на слово «слава». А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.

- Наши предки жили не совсем как мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Давайте еще посмотрим на карту современной России. Где построено больше всего городов? (Ответы детей.) Да, большинство городов построено по берегам рек. (К карте древней Руси).

- Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.

- Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)

- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб.

Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?

- Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.

Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: «Чем больше рук – тем легче труд» и сообща преодолевать трудности.

4. Физминутка. «Здравствуй солнце золотое».

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую.

5. А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. (Рассматривание картинок жилищ, беседа).

-Где чаще всего селились люди?

- Чем занимались славяне? Это можно определить по названию племен. Было племя поляне – те, кто селился на полянах; древляне – в лесу среди деревьев; северяне – на севере.

- Чем могли заниматься поляне – сеяли, пасли скот.

- Древляне – охотились в лесах.

6. Задание 1. Нарисуйте славянское жилище на заготовленном листе.

7. Задание 2. Нарисуйте на заготовленном листе промыслы славян.

(охота, рыболовство, скотоводство, землепашество)

- Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)

8. - У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен. Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.

(Рассматривание картинок о воинах и защите государства).

- Со временем происходит изменение нашего государства. Оно превращается в огромную страну – Россию, нашу Родину.

(Рассмотреть карту Руси и России – сравнить).

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в Росси не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, -

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

- Мы все русские люди, потомки славных предков – славян, а значит с - гордостью должны носить достойное имя.

9. Итог. Что понравилось и запомнилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...