Занятие по ознакомлению с окружающим «ВУЛКАНЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Улитина Елена

Программное содержание:

Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан. Дать понятие, почему происходит извержение. Дать представление об образовании гор. Способствовать развитию познавательной деятельности. Воспитывать интерес к изучению природных явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany1.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

«ВУЛКАНЫ»

Подготовительная группа

Воспитатель: Улитина Е.В.

2023г.

Программное содержание:

Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан. Дать понятие, почему происходит извержение. Дать представление об образовании гор. Способствовать развитию познавательной деятельности. Воспитывать интерес к изучению природных явлений.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с горными ландшафтами, изготовление макета горы, вулкана в разрезе. Рассматривание слайдов «Последний день Помпеи», анализ картины. Чтение легенды о боге Вулкане («Почемучка», стр.36) Чтение энциклопедии «Я познаю мир» («Природные катастрофы», стр.68-71; «Чудеса природы», стр.243-250) Разучивание загадок о горах.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением гор, для опыта «Извержение»: бутылка из-под газировки, глубокий таз, земля, столовая ложка питьевой соды, чашка (250 мл) уксуса, красный пищевой краситель, пена для ванной, музыка для медитации (спокойная), Земля в разрезе (макет и рисунок), рисунки вулканов, макет горы, плоская бутылка, стекло.

Индивидуальная работа:

Рассмотреть иллюстрации с горами, сравнить их, вспомнить знакомые названия: подножие горы, склон, пик, вершина, долина, утес.

Дифференцированный подход:

 Изготовить макет вулкана с Алешей Р.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня Высоцкого «Горы»

Слова воспитателя

Предполагаемые ответы детей

Посмотрите, ребята, что я вам подготовила сегодня. Взгляните, какая красота, как много иллюстраций! А кто может сказать, что объединяет все эти иллюстрации?

На них изображены горы.

(разгадывание предлагаемых загадок)

А как вы думаете, ребята, как появляются горы?

От землетрясений.

Действительно, причиной всему – земная кора. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Вспомните опыт с бумажными полотенцами, что в нем происходило?

Бумажные полотенца морщились, потому что их сдвигали руками.

Верно, мы представляем, что полотенца это земная кора, а руки – сила, и вот под этой силой «земная кора» приходила в движение, и на ней появлялись складки. Вспомнили, молодцы. Так вот, в результате ее движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности.

Возьмите носовые платки и прикройте ими ладонь. Договоримся, что платок –  это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом сожмите их. Что происходит?

(проводят опыт)

Получаются складки.

Наша «земная кора» пришла в движение: Земля будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти горы, а между ними образуются глубокие ущелья. Такое, примерно, происходит и в природе, только, конечно, не так быстро.

Уберите платочки, они, пока, больше не нужны.

Иногда горы возникают в результате «работы» вулканов. Что происходит при извержении вулкана? Когда происходит извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан вместе с магмой, которая где находится?

Под землей.

Под земной корой.

(сопровождается показом иллюстраций)

Под земной корой, да, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Потом это все падает обратно на землю, лава застывает, и постепенно в этом месте образуется небольшая гора – холм. С каждым новым извержением холм растет, становится выше, выше – вырастает гора. Есть обычные горы, а есть вулканические. Их узнаешь сразу: они похожи на огромные пирамиды со «срезанной» верхушкой.

Вот так образуются горы.

Как называются горы, извергающие огонь или огнедышащие горы?

Вулканами.

Время от времени из кратера на вершине вулкана вырывается дым, пепел, пар и раскаленная, расплавленная лава – горная порода, которая стекает по склону горы. Есть ученые, которые специально изучают вулканы. Они не страшатся грохота огненного столба, вырывающегося из вершины, а бесстрашно, во имя науки, взбираются по склону. Одеты они в специальные защитные костюмы, на ногах – ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану просто не приблизиться – невыносимо жарко. Таких людей называют вулканологами. Как называют людей, изучающих вулканы?

Вулканологи.

Давайте, рассмотрим макет вулкана. Алеша старался, посмотрите, что мы с ним приготовили для вас.

Это кратер вулкана.

Добавлю, что кратер – огромная чаша с крутыми склонами, убегающими вниз, естественная дыра. Как она называется?

Жерло.

Жерло уходит в недра планеты. Помните, мы с вами говорили, внутри Земли есть что?

Мантия, огромное ядро.

(иллюстрации)

Раскаленная горная порода это?..

Лава. Она поднимается по жерлу вулкана и через кратер выбрасывается наружу, а затем стекает вниз по земле, где застывает и превращается в камни.

Верно, лава, которая широкой рекой стекает по склону горы.

А как вы думаете, почему ученые не могут подождать, пока пройдет опасность? Неужели, нельзя отложить на время работу? Оказывается, нельзя. Для того, чтобы лучше изучить вулкан, нужно всё видеть своими глазами с близкого расстояния.

А какие вулканы вы еще знаете?

Подводные, гейзеры.

Вулканы встречаются в природе часто, есть вулканы спрятанные под водой, и когда они просыпаются, то вместе с раскаленной лавой вверх поднимается фонтан воды. А есть грязевые вулканы, они извергают потоки горячей грязи. Встречаются вулканы-озера. Они похожи на огромную плоскую тарелку, наполненную кипящей лавой.

Проделайте дома с родителями такой опыт: возьмите металлическую тарелку с водой и поставьте ее на огонь. А вот то, что вы будете наблюдать, вы обязательно расскажете. Каждый поделится своим впечатлением от увиденного. Договорились? А теперь посмотрите, я покажу вам вот этот шершавый камень. Это – пемза, наверняка у многих дома есть она в ванных комнатах. С помощью пемзы оттирают с кожи грязь. Это застывшая лава, выброшенная из недр Земли.

Конечно, никому из вас не доводилось наблюдать извержение вулкана с близкого расстояния, разве что по телевизору. А мы попробуем сделать своё извержение.

Итак, мы превращаемся в ученых по вулканам. Напомните, как они называются?

Вулканологи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"

Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"

Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Вулканы" для подготовительной к школе группы...

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Вулканы»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе  Тема: «Вулканы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вулканы»

Даем детям представление о таком явлении природы как вулканы, знакомим с профессией ученого – вулканолог....