Занятия по социально коммуникативному развитию: «Русская народная одежда».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондратьева Ольга Альбертовна

НОД по социально коммуникативному развитию:

«Русская народная одежда».

 в подготовительной группе №5

                                                                                                                                           

Тема: «Русская народная одежда».

Цель: Формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русой традиционной культуры.

Задачи:

- систематизировать знания детей 6-7 лет  о национальной одежде (мужской и  женской, праздничной и будничной), особенностях ее украшения;

- воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма;

- активизировать в речи дошкольников слова: одежда повседневная, праздничная, льняная, хлопковая;

-формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Преображенский детский сад"

НОД по социально коммуникативному развитию:

«Русская народная одежда».

 в старшей группе

 

                                                                                                                               Выполнила:                                                                                                                              Кондратьева О.А

с Преображенка 2023г.

Тема: «Русская народная одежда».

Цель: Формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русой традиционной культуры.

Задачи:

- систематизировать знания детей 5-6лет  о национальной одежде (мужской и  женской, праздничной и будничной), особенностях ее украшения;

- воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма;

- активизировать в речи дошкольников слова: одежда повседневная, праздничная, льняная, хлопковая;

-формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, я в группе обнаружила письмо. Кто же нам мог написать? На конверте написан наш адрес детского сада группе№5. Что мы будем делать с этим письмом?

Дети: Прочитать.

Воспитатель: Читает письмо. Здравствуйте Дорогие дети, пишет вам, молодой татарский художник. Мне очень, нужна ваша помощь! Я очень люблю рисовать, у меня очень много картин, но давно мечтаю нарисовать картину в русском народном стили. Я даже не знаю, как они выглядят. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель:  Ну что ребята поможем художнику?

Дети: Да.

Воспитатель:  Ему нужно нарисовать иллюстрации к русской народной сказке. Главными героями, которой будут Марьюшка и Иванушка. В республике Татарстан, где живет художник, очень много книг о татарском народном костюме и мало книг, в которых описывается русский народный костюм. Художник даже прислал вам эскизы своих рисунков с изображением предметов русской народной одежды. Но вот беда: он не смог дорисовать их до конца, потому что не уверен в том, что сможет это сделать правильно. По этим рисункам  видно, что художник в общих чертах представляет себе наряды Марьюшки и Ивана: знает; что женский костюм состоит из рубахи  и сарафана, а мужской – из  рубахи и штанов. Но молодой художник не знает, какие еще  детали в их нарядах. И еще очень просил вас рассказать о вышивке, которые украшали свою одежду русские люди, потому что она отличается от вышивки, украшающей татарский народный костюм. Художник не случайно обратился к вам за помощью: он слышал, что вы  много знаете о том, какой раньше была одежда русских людей. Дети, вы готовы помочь молодому  татарскому художнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы. Ребята. Я очень рада, что вы такие отзывчивые. Если художник не будет знать, какой раньше была одежда русских людей, как они ее украшали, он не сможет нарисовать наряды Марьюшки и Ивана так чтобы, глядя на них, все сразу поняли: Это герои  русской народной сказки. Ребята, как можно помочь художнику?

Дети: Можно подобрать картинки, книги, где нарисованы люди в русских народных костюмах; можно записать на диктофон наши рассказы о том, как одевались русские люди раньше, подобрать рисунки с изображением пояса Ивана и сарафана Марьюшки.

Воспитатель:  Ребята, а чтобы вы нормально описали в своих  рассказах русский народный костюм, я предлагаю поиграть в игры.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает детям три слайда. На  первом слайде изображена мужская и женская одежда русских людей, на втором - летняя и зимняя, на третьем – праздничная и будничная одежда. Педагог предлагает ребятам на каждом слайде найти тот вид одежды, который  не подходит к остальным, и объяснить, почему он лучший.

Воспитатель. Одежда русского человека была разной:  летней и зимней, мужской и женской, праздничной (нарядной, выходной) и будничной (повседневной).

 Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил, укрывает все уязвимые места: шею, руки, ноги, закрывая их выше голени. Ребята как называли раньше мужские рубахи.

Дети: Косоворотки.

Воспитатель: Почему их так называли?

Дети: Воротник у такой рубахи с боку.

Воспитатель. Правильно, у стариной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали косовороткой. Дети, а как русские люди украшали свои рубахи?

Дети: Вышивкой.

Воспитатель. Правильно, ребята, ворот и рукава рубахи украшали вышивкой. Для чего это делали?

Дети:  Чтобы рубаха была красивой.

Воспитатель. Верно, вышивка украшает одежду, делает ее более нарядной, праздничной. Но это не единственное и не самое главное ее предназначение. Обратите внимание, вышивка располагается  в определенных местах, обычно  вдоль выреза по низу рукавов. Как вы считаете. Случайно ли это? Конечно же, нет. Наши предки считали, что через ходы рубахи, т.е. через подол, горловину низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни. И чтобы преградить дорогу всему плохому, по  вороту и рукавам вышивали обереги. Давайте вслушаемся в слово «оберег» что оно означает, по вашему мнению?

Дети высказывают предложения.

 Совершенно верно, оберег – то, что оберегает, сторожит. Вот эта красивая вышивка есть и оберег, т.е. зашифрованное пожелание силы и здоровья. Ребята как украшали  вышивкой повседневные рубахи.

Дети: По краям и по рукавам.

Воспитатель: А как были украшены праздничные рубахи?

Дети: Их украшали красивой вышивкой.

Беседа с детьми сопровождается показом слайдов через презентацию с изображение будничных и нарядных мужских, женских рубах. Украшенных вышивкой.

Воспитатель. Правильно. Дети. Русские люди в, основном шили изо льна и хлопка, а одежда, сшитая из такой ткани, хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Значит, можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранять здоровье. А теперь давайте поиграем в игру  «Подбери материал к рубахи»

Дети отбирают лен и хлопок из предложенных образцов кусочков тканей, которые подкладывают под рамку с силуэтными изображениями (с прорезями). В результате предварительной работы с родителями многие воспитанники  одеты в одежду, сшитую изо льна и хлопка.

Воспитатель: Ребята. Из какой ткани сшита ваша одежда? Одежду, из какой ткани вы бы хотели носить? Почему?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель. О какой одежде русских людей эта загадка:

«Один вход, два выхода»?

Дети: о штанах.

Дети одевают штаны на Иванушку.

Воспитатель: Послушайте загадку о другом виде одежде.

Каждый раз по утру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам зовется…. сарафан.

Дети выбирают сарафан из других предметов женского русского  костюма и надевают на Марьюшку.

Ребята, как женщины украшали свои сарафаны?

Дети. Вышивкой, лентами.

Воспитатель. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По преданию, вышивка  оберегала женщин от болезней, наговоров, сглаза. В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели, песни и вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было.

Девочки в русских сарафанах вышивают на пальцах, приговаривая.

В первый раз вышивали светил месяц с  лунами,

Светел месяц с лунами, с чистыми звездами.

Во второй раз вышивали красно солнце с лучами,

Красно солнце с лучами, с теплыми облаками.

Третий раз вышивали сине море с волнами,

Сине море с волнами, с белыми облаками.

В четвертый раз вышивали чисто поле с кустами,

Чисто поле с кустами, со рыскучими зверями.

Серединку украшали светло-синими цветами.

 Какие у нас работящие девицы и сарафаны у них очень нарядные! Как можно назвать народ, который много трудиться, умеет шить красивую и удобную одежду?

Дети. Трудолюбивый, работящий.

Воспитатель. Вспомним пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.

Дети: «Терпенье и труд, все перетрут», «Какова пряха, такова и рубаха». «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете смысл пословицы, «какова пряха, такова рубаха»?

Дети отвечают.

Посмотрите, как изображали русских женщин художники прошлого.

(показывает репродукции женщин в русских костюмах). Звучит музыка.

Важная «пава», «Душа голубица»-

Издавна называли так девицу…

В дивном наряде - крестьянской одежде,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха,

По подолу будто вспахано поле-

Ромбы  узорной легли полосою,

Символы солнца и знаки земли,

Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы. Мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной-

Жемчугом шитый и битью златой..

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы.

О девицах красавицах сочиняли песни, сказки. Писали стихи. Все восхищались их красотой и говорили: «А идет-то, как лебедушка плывет» Или: « как красиво величава, будто пава». Ребята, а какие чувства возникают у вас. Когда вы смотрите на русский народный костюм?

Дети. Радость, веселье, восхищение.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что он красивый.

Воспитатель. Послушайте еще одну загадку.

Каменьями искриться

Тот головной убор

И бережно храниться

В музеях до сих пор.

Дети, О кокошнике.

Воспитатель. В те в давние времена женщине разрешалось ходить с не покрытой головой только дома.  Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник-вот таким.

Воспитатель. Показывает изображения кокошника.

Ребята как женщины украшали кокошник?

Дети. Бусинками, бисер.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о других женских украшениях.

Пояса, браслеты. Бусы, брошки, ожерелья.

Это все из бисера цветные украшения.

Чудо мастерицы ловкою рукой

На ниточки нанизывают бисер золотой.

О каких женских украшениях говорится в этом стихотворении?

Воспитатель. Ребята, а еще какую одежду носили женщины?

Дети. Юбку, фартук.

Воспитатель. Правильно, ребята, кроме сарафана и рубахи, женщины носили юбку, поневу (одежда из трех тканей на шнурке). Слушайте следующую загадку.

        Два котика

    Четыре хвостика.

Дети. Это лапти.

Воспитатель. Правильно, у каждого лаптя по две завязки. На Руси были широко распространены лапти. Их плели из лыка - коры липы. Еще лапти плели из бересты.

С давних времен до нас дошла русская игра. «Лапти». Давайте поиграем в нее.

                            Русская народная игра «Лапти»

 На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участки игры - за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову, какой нибудь предмет - «Лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти»?  водящий отвечает «нет» Играющие еще раз задают один и тот же вопрос. Водящий отвечает «Да» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «Лапти»  и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет,  выбывает из игры.

Воспитатель. Послушайте следующую загадку.

Надену - ободом сведет,

Сниму – змеею упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.

Дети. Пояс.

Воспитатель. Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс, или кушак. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, расческу. Ложку, мешочек для денег. Ребята, как вы думаете, для чего пояса расшивались узорами?

Дети. Узоры оберегали человека от всего плохо.

Воспитатель. Правильно, ребята, русские  люди верили в то, что расшитые разными узорами пояса будут оберегать их от злых духов. Раньше была такая поговорка « Подпоясанного и бес боится».

Воспитатель. Молодцы ребята, все загадки отгадали. Посмотрите какие у вас нарядные куклы. А сейчас покажу вам рисунки  с изображением предметов русской народной одежды, которые прислал нам молодой татарских художник. Нам нужно по нарисованным частям предмета отгадать, что  это за одежда, а затем дорисовать ее.

Дети дорисовывают предметы  симметрии. Половинки.

Ребята, готовые рисунки, флешку с записью ваших рассказов о  том, как одевались русские люди раньше, работы по рисованию и аппликации, где вы украшали пояса для Ивана и сарафан для Марьюшки. Мы, отправив молодому татарскому художнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Платок, колпачок - русские народные уборы"

Приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера с некоторыми старинными  головными уборами посредством художественной литературы....

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Русская матрешка" для детей от 3 до 4 лет

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Русская матрешка" для детей 3-4 лет.Цель: приобщение детей с национально-культурныи традициям через знакомство с русской народной игрушко...